Первый аэроплан пролетел над столицей 93 года назад

3686
Игорь Прохоров

Государственный архив города Астаны проводит в аэропорту выставку, посвященную истории освоения неба.

фото Игоря Бургандинова

«В 1931 году в нашем городе открыли аэропорт – первое убежище акмолинских аэропланов. И рукотворные ястребы закружились над городом, высматривая за рекой свое пристанище», – так поэтично описывал это событие наш земляк, краевед и писатель Сергей Марков.

– На выставке мы представили архивные материалы о прошлом и настоящем авиации в нашей столице, в том числе личные документы летчиков, фотографии первого аэропорта и первых самолетов, сведения о создании воздушных линий, решения государственных органов, касающиеся развития авиасообщения, – говорит директор столичного архива Жангельды Бимолдин.

По его словам, первый аэропорт располагался на месте современного символа Астаны – монумента «Байтерек». А первые документы, касающиеся авиации в столице, относятся к 1923 году, когда было создано Акмолинское губернское общество друзей воздушного флота. Волонтеры тех лет призывали горожан «сложиться» всем миром на покупку аэроплана, чтобы быстрее связать наш город воздушными дорогами со всем миром.

Документы архива свидетельствуют: 1 декабря 1931 года управление воздушных линий доложило правительству об установлении регулярного воздушного сообщения между Семипалатинском и Акмолинском. Эта дата может считаться днем рождения столичной гражданской авиации.

– По воспоминаниям Алексея Васильевича Самусенко, много лет проработавшего в аэропорту, куда он устроился в 1948 году радиотехником, взлетная полоса была грунтовой, аэровокзал – саманным домиком из восьми комнат, – рассказывает Жангельды Бимолдин. – В период паводков аэродром раскисал и закрывался. Воздушное движение носило эпизодический характер, а в расписании рейсов указывалось: «вылет самолета – в понедельник утром» или «в среду с восходом солнца». Масло и воду для самолетов в холодное время грели в специальном помещении в больших казахских котлах – казанах, предназначенных для варки мяса. Теперь из них «кормили» самолеты.

Алексей Самусенко писал, что весна 1948 года оказалась чрезвычайно бурной: сразу после ледохода на Ишиме в городе началось наводнение, моста через реку тогда не было, потому аэропорт оказался напрочь отрезанным от жилых городских кварталов. Пришлось в срочном порядке строить временную посадочную площадку в районе кирпичного завода (теперь это район Цент­рального рынка). Оттуда связистов стали доставлять в воздушную гавань самолетом По-2 – тем самым знаменитым «небесным тихоходом», наводившим в войну страх на фашистов.

Из записей Алексея Самусенко мы узнаем, что первым летчиком-казахом акмолинской гражданской авиации был Кенжетаев. К сожалению, его имя ветеран авиации не указал, как и имена других авиаторов тех лет.

В 1956-м аэропорт стал работать круглосуточно, силами связистов была смонтирована система «Ночной старт». Впрочем, до передового предприятия ему было еще очень далеко. Техники не хватало, машину часто заменяла лошадь, которую летчики в шутку прозвали Аэроконь. Однако развитие авиации продолжалось. Местные авиа­линии протянулись до Степногорска, Бестобе, Дер­жавинска. Самолеты начали широко применять в народном хозяйстве. Костяк отряда летчиков Целинограда составили Кирилл Кременцов, Алтай Субханбердин, Сыздыков, Малинин, Санин, Пристройкин, Дудник.

4 ноября 1963 года аэропорт принял первый самолет Ил-18 на бетонную взлетно-посадочную полосу в 18 км от города. Он совершал прямой беспосадочный перелет сообщением Целиноград – Москва. До этого приходилось делать промежуточные посадки в Атбасаре, Костанае, Свердловске, Казани. Полет от Целинограда до Москвы занимал 11 часов. Аэровокзальный комплекс тогда только строился, поэтому первые пассажиры располагались в приспособленном двухэтажном здании, там же, где и служба управления воздушным движением.

Исторической вехой для авиа­торов стал перенос столицы из Алматы в Акмолу. В сжатые сроки была начата и закончена реконструкция аэродрома: удлинена взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием, расширены рулежные дорожки и перрон. Тогда же установили современные светотехнические системы и радио­навигационное оборудование, реконструировали аэровокзальный комп­лекс.

2 февраля 2005 года состоя­лось торжественное открытие здания нового пассажирского терминала. В 2008-м аэропорт Астаны получил категорию «III А» Международной ассоциации гражданской авиации, что позволило принимать и обслуживать воздушные суда всех типов без ограничения взлетной массы.

Популярное

Все
Врачи приближают заветные мечты тысяч семей
Эволюционирует «ныряющая» нить
Дружба – мотив серьезный
За язык никто не тянет
Маленькие кусочки меди и серебра хранят тайны
Общественный контроль не помешает
Трубы, пригодные для воды и газа
Здесь можно творить! Главное – не вытворять...
Человеком остаться поможет любовь
Монеты «с котиком» расскажут о стране не менее любого путеводителя
Он начал разговор в пути...
Путешествие длиною в жизнь
Спасала однополчан из горящих танков
Выразитель степной мудрости
Тише будь
Усилены меры профилактики
Нарушители правил всегда под контролем
Дело жизни Ибрагима Кальпенова
Экспонаты от-кутюр
В честь Великой Победы танцевали вальс-бостон
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
Строительство завода будет возобновлено
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Санжар Адилов назначен заместителем министра внутренних дел РК
Чувство – главное оружие поэта
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана
Успешные педагоги вдохновляют на успех
Михаил Шайдоров остановился в шаге от медали
Какая средняя зарплата по Казахстану
Нацбанк внес изменения в ипотечную программу «7-20-25»
«Зеленой» энергии становится все больше
Еще одну автодорогу отремонтируют в Казахстане
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал

Читайте также

Экспонаты от-кутюр
В Петропавловске состоялась международная выставка голубей
Педагог российских театральных вузов провел мастер-классы д…
Мир в объективе

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]