Первый аэроплан пролетел над столицей 93 года назад

3021
Игорь Прохоров

Государственный архив города Астаны проводит в аэропорту выставку, посвященную истории освоения неба.

фото Игоря Бургандинова

«В 1931 году в нашем городе открыли аэропорт – первое убежище акмолинских аэропланов. И рукотворные ястребы закружились над городом, высматривая за рекой свое пристанище», – так поэтично описывал это событие наш земляк, краевед и писатель Сергей Марков.

– На выставке мы представили архивные материалы о прошлом и настоящем авиации в нашей столице, в том числе личные документы летчиков, фотографии первого аэропорта и первых самолетов, сведения о создании воздушных линий, решения государственных органов, касающиеся развития авиасообщения, – говорит директор столичного архива Жангельды Бимолдин.

По его словам, первый аэропорт располагался на месте современного символа Астаны – монумента «Байтерек». А первые документы, касающиеся авиации в столице, относятся к 1923 году, когда было создано Акмолинское губернское общество друзей воздушного флота. Волонтеры тех лет призывали горожан «сложиться» всем миром на покупку аэроплана, чтобы быстрее связать наш город воздушными дорогами со всем миром.

Документы архива свидетельствуют: 1 декабря 1931 года управление воздушных линий доложило правительству об установлении регулярного воздушного сообщения между Семипалатинском и Акмолинском. Эта дата может считаться днем рождения столичной гражданской авиации.

– По воспоминаниям Алексея Васильевича Самусенко, много лет проработавшего в аэропорту, куда он устроился в 1948 году радиотехником, взлетная полоса была грунтовой, аэровокзал – саманным домиком из восьми комнат, – рассказывает Жангельды Бимолдин. – В период паводков аэродром раскисал и закрывался. Воздушное движение носило эпизодический характер, а в расписании рейсов указывалось: «вылет самолета – в понедельник утром» или «в среду с восходом солнца». Масло и воду для самолетов в холодное время грели в специальном помещении в больших казахских котлах – казанах, предназначенных для варки мяса. Теперь из них «кормили» самолеты.

Алексей Самусенко писал, что весна 1948 года оказалась чрезвычайно бурной: сразу после ледохода на Ишиме в городе началось наводнение, моста через реку тогда не было, потому аэропорт оказался напрочь отрезанным от жилых городских кварталов. Пришлось в срочном порядке строить временную посадочную площадку в районе кирпичного завода (теперь это район Цент­рального рынка). Оттуда связистов стали доставлять в воздушную гавань самолетом По-2 – тем самым знаменитым «небесным тихоходом», наводившим в войну страх на фашистов.

Из записей Алексея Самусенко мы узнаем, что первым летчиком-казахом акмолинской гражданской авиации был Кенжетаев. К сожалению, его имя ветеран авиации не указал, как и имена других авиаторов тех лет.

В 1956-м аэропорт стал работать круглосуточно, силами связистов была смонтирована система «Ночной старт». Впрочем, до передового предприятия ему было еще очень далеко. Техники не хватало, машину часто заменяла лошадь, которую летчики в шутку прозвали Аэроконь. Однако развитие авиации продолжалось. Местные авиа­линии протянулись до Степногорска, Бестобе, Дер­жавинска. Самолеты начали широко применять в народном хозяйстве. Костяк отряда летчиков Целинограда составили Кирилл Кременцов, Алтай Субханбердин, Сыздыков, Малинин, Санин, Пристройкин, Дудник.

4 ноября 1963 года аэропорт принял первый самолет Ил-18 на бетонную взлетно-посадочную полосу в 18 км от города. Он совершал прямой беспосадочный перелет сообщением Целиноград – Москва. До этого приходилось делать промежуточные посадки в Атбасаре, Костанае, Свердловске, Казани. Полет от Целинограда до Москвы занимал 11 часов. Аэровокзальный комплекс тогда только строился, поэтому первые пассажиры располагались в приспособленном двухэтажном здании, там же, где и служба управления воздушным движением.

Исторической вехой для авиа­торов стал перенос столицы из Алматы в Акмолу. В сжатые сроки была начата и закончена реконструкция аэродрома: удлинена взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием, расширены рулежные дорожки и перрон. Тогда же установили современные светотехнические системы и радио­навигационное оборудование, реконструировали аэровокзальный комп­лекс.

2 февраля 2005 года состоя­лось торжественное открытие здания нового пассажирского терминала. В 2008-м аэропорт Астаны получил категорию «III А» Международной ассоциации гражданской авиации, что позволило принимать и обслуживать воздушные суда всех типов без ограничения взлетной массы.

Популярное

Все
Праздник «Қымыз мұрындық» отметили в Улытау
Панты и мед – золотые бренды Рудного Алтая
Атомная энергетика помогает достичь стратегической цели углеродной нейтральности
85-летний Бектай Сулейменов вырастил за свою жизнь свыше двух миллионов деревьев
На востоке страны полным ходом идет подготовка к отопительному сезону
Трезвое село стало и самым чистым
Одна акция идет на помощь другой
Полтонны мусора вынесли из леса волонтеры Петропавловска
Лучше узнать казахский язык помогут топонимы
Китай заинтересован в сотрудничестве
Эксперты делятся ожиданиями от предстоящего саммита ШОС
Инициативы, направленные на формирование справедливого мира
Сумеет ли Казахстан убедить мировые державы в необходимости диалога?
Тайна женщины, или Трагедия маленького человека
Много долларов – не всегда хорошо
...Все начиналось на этих подмостках
Астанинский саммит ШОС станет беспрецедентным по числу участников и формату
За граффити – реальный срок
Палуаны померились силами
Когда старость в радость
Строительные рынки переезжают за город
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
Проект по освоению месторождения вольфрамовых руд в Алматинской области введут до конца года
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
«Правда никому не нужна» - Бишимбаев о суде
Приговор Бишимбаеву оставили без изменений
Маулен Ашимбаев встретился с мировым экспертом в области искусственного интеллекта
Рекламный бизнес Костаная терпит убытки из-за позиции местной власти
Приказ длиной в три года
Дело – труба
С наступлением жарких летних дней в селах Алматинской области пропала питьевая вода
Около 15% семейных пар страдают бесплодием
Задержаны незаконные добытчики драгметаллов
Когда другие методы иссякли
«Прижали» – и сразу признал детей
Токаев принял посла Катара
Эффективный институт обратной связи
Консолидация и развитие
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Преодоление. Пять лет созидания
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя

Читайте также

Исламская эволюция
Выставка «Рукопись – наследие веков» проходит в Астане
Премьера балета-триптиха «Сакральные танцы» пройдет в Алматы
В Астане проходит выставка «Объединяющее искусство: Казахст…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]