«Песок суеты житейской» в картинах и стихах

908

13Помню, когда директор галереи, кандидат искусствоведения Елизавета Малиновская, приглашала меня на выставку Александра Кувшинова, она сказала про него – он интересен уже тем, что в чем-то повторяет путь Александра Розенбаума: из врачей скорой помощи – в искусство.

И хотя Александр Кувшинов внешне прямая противоположность накаченному и лысому Розенбауму – он, скорее, чеховский интеллигент, чем брутальный мачо, но по мировосприятию они, вероятно, похожи, ведь оба люди искусства. Правда, Розенбаум воспринимает мир в звуках, а Кувшинов – в красках и поэтических строках, потому что, как и картины, он давно пишет стихи, и на открытии выставки презентовал свой новый поэтический сборник, который так и назвал «Стихи».

– Александр Кувшинов – вообще личность достаточно неординарная, его биография поражает причудливыми и кардинальными переменами судьбоносных ориентиров, – считает Елизавета Григорьевна. – Он рисовал всегда, сколько себя помнил, ходил на пленеры, работал бутафором-декоратором на телевидении. Но более всего любил писать портреты, что привело к неожиданному, даже для него самого, решению – поступить на лечебный факультет нашего алматинского медицинского института, чтобы лучше понять человека изнутри, как он сам говорит.

А потом были нелегкие годы работы врачом скорой помощи, которые он умудрялся сочетать с учебой на очном отделении художественно-графического факультета пединститута. Там же он некоторое время и преподавал. Затем отправился в свободное плавание, пробуя себя в самых разных амплуа – иллюстратора, живописца, мастера станковой графики.

Увлекла его и работа в кино, Кувшинов участвовал в создании знаковых для казахстанского искусства лент – «Прощай, Гульсары», «Кочевник», «Меч Махамбета», «Улжан».

Во время съемок ему удалось пообщаться с такими «оскароносными» фигурами мирового кинематографа, как Волькер Шлендорф и Марек Бродский, что также наверняка отразилось на мировосприятии художника.

– Надо сказать, что творческий язык Александра Кувшинова прошел последовательную огранку самообразова­нием, смешанным с преклонением или восхищением от реалистических полотен в юности, – говорит Елизавета Малиновская. – А далее – через цепочку великих имен и течений мирового искусства – импрессионизма, постимпрессионизма и всего остального, что принес революционный ХХ век. Причем шло это не по пути использования чьих-то творческих кодов или манеры, нет, художник впитывал суть новаций, без подражания.

– У него свой мир на картинах.

– Безусловно, ведь если присмотреться, картины Александра Кувшинова пронизаны едва уловимыми ассоциативными рядами с искусством древнейших мировых цивилизаций, где взаимопереплетаются образ, символ и декор. Подчас не сразу замечаешь, что, допус­тим, здесь у него Латинская Америка, или Ассирия, Вавилон, Ближний Восток. И это не только какие-то мистические загадочные персонажи – быки, профильные силуэты, мудрые лица, похожие на ассирийских астрономов, но и библейская притчевость. И ты невольно начинаешь разматывать этот изобразительный «клубок», ведь есть несколько уровней восприятия произведений. Первый, самый простой – видишь то, что ты видишь, второй – эмоциональный, когда выстраивается некая сценография, в которой персонажи взаимодействуют друг с другом, и третий – когда включаются тонкие поля, и все это выстраивается в некую логическую цепь притчивости и мифотворчества.

– Действительно, картины Александра Кувшинова требуют особого осмысления, разгадки.

– А так всегда – чем сложнее художник, тем интереснее его разгадывать. Ведь каждый видит картины по-своему, и в этом магическая сила искусства, потому что лубочные псевдокартинки, где все понятно, – не искусство, это фантом. У нас некоторые боятся настоящего искусства, считая себя недостаточно для этого подготовленными. Иногда на выставке ко мне подходят люди и просят объяснить написанное художником. А я предлагаю им сначала внимательно посмотреть его работы. И когда потом подхожу, вижу, как у человека горят глаза, он словно раскрывается, ему уже не нужен комментатор, потому что настоящее искусство – это язык, не требующий переводчика.

– А вы видели, какие у него цветы? – обращается ко мне Елизавета Григорьевна, – очень неожиданные.

– Его «Ирисы» меня просто покорили, в них какая-то потрясающая хрупкость.

– Александр умеет передать грацию цветов, что удается далеко не каждому. Ведь цветы так прекрасны, что как только художник начинает биться над тем, как лучше передать эту красоту, он сразу проигрывает. С природой не надо соревноваться. И Кувшинову это удается – он будто входит в цветок. И вы обратили внимание, какой он разный – в одних работах он мачо какой-то, в других – тонкий лирик. Мне, например, сначала очень нравилась его живопись, мистическая, завораживающая. А потом он начал балансировать между живописью, декоративностью и витражностью. Сейчас работает в основном в графике. Причем график он божьей милостью, у него одно направление подкрепляет другое.

Сам Александр Кувшинов считает, что самое сильное впечатление он испытал, когда впервые «вживую» увидел картины Ван Гога.

– Это было много лет назад, я впервые приехал в Мюнхен и отправился в Пинакатеку, огромный музей, где выставлено шесть работ этого великого художника, – рассказывает он. – Я подошел вплотную к картинам, чуть ли не носом прошелся по холсту, потрогал его руками, посмотрел даже изнанку картин – подрамник был явно еще самого Ван Гога – настоящие дрова, холст его самый простой, рама, хуже советских, то есть он лепил из того, что было. Но как он писал! Это что-то потрясающее, у меня даже мурашки побежали по коже!

– Александр, мы говорили о ваших цветах, они настолько не похожи на остальные работы, что, честно признаюсь, я даже подумала, что это картины какого-то другого художника.

– А знаете, откуда взялись эти цветы? Я сейчас преподаю в студии живописи, где занимаются люди разных возрастов, и я им показал, как можно использовать обычные цветные карандаши, которые продаются в любом магазине. Поэтому можно сказать, что эти картины – учебное пособие, причем сделаны они в два сеанса.

– А вам не хотелось продолжить эту серию?

– Сейчас меня больше привлекают графические работы, здесь у меня очень много задумок.

– А стихи почему появились?

– Они были всегда, но когда я был еще молодым и зеленым, стихи тоже были молодыми и несколько примитивными, на мой взгляд, потом как-то все стало по-другому.

– В вашей поэтической книге графика идет параллельно со стихами. Это иллюстрации?

– Нет, это разные вещи, мне даже сложно сказать, к чему здесь иллюстрация. В моем понимании это все как-то переплетено.

– Мне хотелось бы спросить вас о картине «Вечер», есть в ней что-то от иконописи.

– Мне друзья говорят, что это мой автопортрет, но я писал голову Николая Чудотворца. Я ведь лет шесть-семь плотно занимался иконописью, и здесь в Алматы не меньше 50 моих икон в алтарях Никольского и Покровского соборов.

– А я вас помню – лет десять назад я была в гостях у писателя Дмитрия Снегина, когда вы принесли выполненную по его заказу копию рублевской «Троицы». Она ему очень понравилась. Обращение к таким шедеврам, наверное, добавляет какой-то духовности, ведь это совершенно иной пласт?

– Честно признаюсь, когда начинают употреблять столь возвышенную лексику, типа духовность, любовь и так далее, я не понимаю, о чем говорят. Для меня это слишком высоко, я туда не долетаю. Но и чистый рационализм только мешает. У меня в основном интуиция. Я просто вижу в голове уже готовую картинку, как в телевизоре, и потом ее только срисовываю.

…Но чтобы картинка возникла, нужно быть к этому готовым – иметь определенный багаж знаний и навыков. Все это откладывается в голове художника, трансформируясь в его произведениях. А в них можно разглядеть и средневековый гротеск, и почти шаржевое повес­твование о человеческих страстях. Но все это великолепно уживается с современным бытописанием, одним из рассказчиков которого и является художник Александр Кувшинов.

Елена БРУСИЛОВСКАЯ, Алматы

Популярное

Все
В Байсеите родились герои Бреста
«Мы с прошлым кровно связаны судьбой...»
От брони до боеприпасов
Вася-казах
Подвиг на все времена
В 1940-е Гурьевская область была на военном положении
Книгу о ветеране выпустили с помощью ИИ
Защищали Отечество, спасая раненых
Имя казахстанца увековечили на Орловщине
Детство, опаленное войной
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Великой Победы
Они освобождали Европу
Спасибо, ветераны, за Победу!
Диорама расскажет о былом
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»
Отцу не было и восемнадцати
Ищем ровесников следы…
Незабываемые огненные годы
На медицинской передовой
Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государства
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
США и Украина подписали соглашение о природных ресурсах
Какие национальности проживают в Казахстане
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Израиль запросил международную помощь в тушении лесных пожаров
Поэты Карагандинской области презентовали в Астане альманах «Летят по небу журавли Победы»
Актау станет международным курортом
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Дату последнего звонка перенесли в школах Казахстана
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Как будут работать ЦОНы и спецЦОНы в праздничные дни мая
Краснокнижный снежный барс вновь попал в объектив фотоловушки на Алтае
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Праздник музыки: более 30 мероприятий пройдет в рамках международного фестиваля «Опералия»
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Трамп уволил советника по национальной безопасности Майка Уолтца
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Правительство определилось с суммой порога по НДС, и это не 15 миллионов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика

Читайте также

Выставка в честь 80-летия Победы открылась в Алматы
Казахстан завоевал Гран-при на международном певческом фест…
Концерты, выставки, спектакли: план мероприятий на майские …
Премьеры трех балетов представят в рамках фестиваля «Операл…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]