Планета по имени Магжан Статьи 7 декабря 2018 г. 10:21 1837 Раушан Шулембаева Помнит мир поэтаВ честь юбилея одной из ярких звезд казахской поэзии начала ХХ века Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) объявила 2018 год Годом Магжана Жумабаева. Торжественные мероприятия прошли в разных странах. Так, в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО на международной встрече литераторов, общественных деятелей и ученых звучали стихи этого пылкого патриота и изысканного лирика. В Турции и Казахстане, отмечая юбилей основателя новой казахской литературы, состоялся ряд научно-практических конференций в ведущих университетах. В столице Азербайджана под эгидой ТЮРКСОЙ презентовали два поэтических сборника Магжана, изданных на казахском и азербайджанском языках.В Алматы на вечере памяти, организованном Домом дружбы, КазНАИ им. Т. Жургенова и Домом-музеем Ахмета Байтурсынова, был презентован документальный фильм «Смерть поэта» и представлена книжная выставка «Планета по имени Магжан». Заведующая отделом Института литературы и искусства им. М. Ауэзова Светлана Ананьева, говоря о творчестве Жумабаева, напомнила, что его первый поэтический сборник «Шолпан» увидел свет в Казани в 1912 году, когда поэту было всего 19 лет. Ученые института недавно вернулись из Санкт-Петербурга, где работали в Российской национальной библиотеке и обнаружили там этот первый сборник. И привезли в Алматы его сканкопию.– А за три года до выхода сборника «Шолпан», в 1909-м, в Санкт-Петербурге издали сборник произведений Абая, – продолжила Светлана Ананьева. – Нетрудно понять, как писал академик Рымгали Нургали, как высоко поднялась слава молодого поэта, чьи стихотворения публиковались в одно время с великим Абаем. Ахмет Байтурсынов, осознавая высокохудожественное значение творчества Магжана, в своей книге «Литературоведение» от 1926 года использовал многочисленные примеры из произведений молодого поэта, объясняя природу и структуру казахского стиха.Трепетным прикосновением к драматической гибели и жизни Магжана Жумабаева, где до сих пор есть неизвестные страницы, можно назвать новый документальный фильм «Смерть поэта». Режиссер и автор идеи фильма Инна Рудакова говорит, что они попытались найти новые грани и параллели в судьбе поэта.– Существует растиражированная история, что Магжан не был расстрелян в 1938 году, а якобы погиб позже в лагерях под Магаданом, – говорила режиссер. – В фильме рассказывается о специальной поездке архивистов Петропавловской области в Магадан. Но они так и не нашли никаких документальных подтверждений. После известного ХХ съезда КПСС, где состоялось осуждение культа личности и косвенно идеологического наследия Сталина, Хрущев тем не менее дал негласное указание не сообщать родственникам репрессированных об их гибели и местах захоронений. Поэтому можно допустить, что многие документы попросту уничтожили, в том числе, возможно, материалы, касающиеся Жумабаева. К сожалению, многие тайны, наверное, так и останутся тайнами…Талантлив во всемОдин из пламенных поэтов казахского народа родился в 1893 году в живописном местечке Сасыкколь на севере Казахстана, близ Петропавловска. Сегодня этот район носит его имя – Жумабаевский. Здесь же находится единственный в стране музей Магжана, где хранятся его личные вещи, документы, фотографии. Счастливые, полные романтики детские годы прошли в окружении многочисленных братьев и сестер, рядом с любимой матерью Гульсум.Состоятельный отец обучал сына грамоте на арабском, персидском, турецком и русском языках. Начальное образование Магжан получил в Кызылжаре в медресе муллы Хасена, затем продолжил учебу в уфимском медресе у лучшего преподавателя – известного татарского писателя Галимжана Ибрагимова. Уже тогда юноша писал стихи. А после выхода своего первого сборника «Шолпан» Магжан поехал в Омск поступать в учительскую семинарию.В те годы ни один поэтический вечер не проходил без чтения его стихов. Современники Магжана понимали, что в поэзию пришел большой талант. Он отличался смелыми суждениями. Говорили, что в силу своего редкого дарования он опережал саму эпоху. Тогда же Магжан познакомился со многими одаренными людьми, некоторые из них стали членами и руководителями партии «Алаш». Сам он, возвратившись в родные края в 1917-м, тоже вступил в партию.В творчестве Магжана нет революционных призывов, тем не менее он оказался в числе первых казахских интеллигентов, кого арестовали и заключили в тюрьму в 1919 году. После установления советской власти Магжан смог открыть в Омске и Петропавловске первые курсы казахских учителей и стал их директором.Талантливого молодого человека, обладавшего помимо большого поэтического дара еще глубокими знаниями математики, музыки, изобразительного искусства, не могли не заметить. Его кандидатуру предложили в комиссию по составлению казахского учебника по педагогике. И он справился с этим сложным заданием, прекрасно изложив требования и правила сложной науки. Стал автором фундаментального научного труда «Педагогика», который издали в 1922-м в Оренбурге и который востребован до сих пор.В том же году Жумабаева пригласили в Ташкент преподавать в Казахско-Кыргызском институте просвещения. Он активно публиковал в газете «Ақ жол», журналах «Сан» и «Шолпан» свои стихотворения и поэмы, а также ряд исследовательских работ по творчеству Ақан сері, жырау Базара, Абубакира Диваева, Бернияза Кулеева. В 20-е годы выходит следующий сборник произведений Магжана, куда вошли поэмы «Батыр Баян», «Кобыз Койлыбая», «Қорқыт».По приглашению народного комиссара просвещения Луначарского в 1923-м он уехал в Москву преподавать восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Предполагают, что поэт воспользовался так кстати прозвучавшим предложением, чтобы избежать преследований на родине. В Москве Магжан Жумабаев принимал активное участие в работе Восточного издательства, где выпускал книги на тюркских языках. Одновременно поступил в Высший литературно-художественный институт, которым руководил поэт Валерий Брюсов, высоко отзывавшийся о поэтической одаренности Магжана.Удивительно, но во время учебы и преподавательской деятельности Магжан успевал переводить на казахский язык Максима Горького, Александра Блока, стихи и поэмы зарубежных поэтов, доработал ранее им же переведенные произведения Михаила Лермонтова, Дмитрия Мережковского, Константина Бальмонта и многих других именитых литераторов.Любовь и смертьЗавершив учебу, поэт возвратился на родину. Но всего через два года, в 1929-м, по ложному обвинению его заключили в тюрьму, затем отправили в лагеря Архангельской области и Карелии. В 1934-м поэт из лагеря написал письмо Максиму Горькому и Екатерине Пешковой. Письмо адресатам отвезла его верная спутница, легендарная Злиха, делившая все тяготы, находясь рядом с мужем долгие годы его лагерной жизни. Она сохранила для нас, потомков, часть рукописей поэта. Злиха умерла в 1989 году, дождавшись реабилитации Магжана и успев подержать в руках новый однотомник его избранных произведений.Итак, Злиха отвезла письмо. Но лишь спустя два года, в 1936-м, благодаря усилиям Максима Горького и Екатерины Пешковой Магжан смог покинуть Свирьский лагерь политзаключенных, чтобы совсем скоро на новой волне репрессий быть расстрелянным 19 марта 1938-го. От репрессий пострадали и его братья – Муслим, Кахарман, Мухамеджан. Говорят, что издававшаяся в Свирлаге газета выходила под девизом, который был словно горькой насмешкой над заключенными: «Труд в СССР – дело чести, дело славы, дело доблести и геройства».О трагической судьбе казахского поэта ярко и убедительно повествует спектакль из репертуара Государственного республиканского академического корейского театра музыкальной комедии «Любовь женщины».Начинается он появлением на сцене жены опального поэта – Злихи. Пол усеян листками, исписанными рукой Магжана. Злиха то лихорадочно ищет что-то среди них, то любовно разглаживает попавшиеся в руки страницы, вчитываясь в родные слова. Словно голос любимого мужа вновь читает ей эмоционально насыщенные поэтические строки. В комнате неожиданно появляется длинноволосая девушка в белом. Кто она? Может, внутреннее «я» или совесть, которая заставляет Злиху прокручивать в голове последние часы перед расставанием с мужем? И она вспоминает пронзительную сцену, когда Магжан уговаривает ради ее же спасения развестись с ним. Перед арестом они вдвоем танцуют последний танец под музыку, слышимую только им...Автор пьесы писатель-драматург Жумагуль Солтиева описала смутные годы репрессий, когда беда могла возникнуть неожиданно, а доносчиком мог стать друг. Злиха, с доверием относившаяся к добродушному соседу, с ужасом узнает, что он, оказывается, доносил на них. А следователь, который вел дело опального поэта, рискуя жизнью, пришел предупредить о грозящей опасности. «У вас всего одна ночь, чтобы сбежать от ареста, – кричал он Магжану. – Завтра будет поздно!». Но поэт отказался бежать.Верная Злиха собирала стихи мужа буквально по строчкам, прятала рукописи в подушках, матрацах, на чердаке. И таким образом смогла сохранить его наследие. Спектакль стал достойной данью памяти всем, кто безвинно пострадал в годы репрессий. Словно предчувствуя трагическую судьбу, Магжан еще в молодости написал: «Ты приди ко мне, убаюкай; ⁄ Убаюкай, смерть, убаюкай...».После долгих лет мытарств и унижений, истязаний и пыток Жумабаева заставили написать нелепое «покаянное» письмо: «Желая искупить свою вину перед Советской властью, чистосердечно заявляю, что предъявленные мне обвинения в том, что я, Джумабаев, занимался на протяжении нескольких лет шпионской деятельностью в пользу одного из иностранных государств, подтверждаю. Шпионажем в пользу Японии я, Джумабаев, начал заниматься с 1919 г. и продолжал эту работу до 1929 г., т. е. до дня моего ареста и отправки в лагеря. По отбытию туда и возвращения в Казахстан в 1936 г. я возобновил свою шпионскую работу в пользу названного государства».Мучительные семь лет каторжной жизни поэта стали его духовной смертью. Он перестал творить не по своей воле. Вот как об этом он сам свидетельствовал: «Находясь в лагерях Соловецких и Свирьских в течение семи лет, у меня примерно с 1931 года появилось полное безразличие к своему прошлому...»Слово, устремленное в будущее…Жумабаеву едва исполнилось 30 лет, когда в издательстве Ташкента опубликовали его сборник «Стихотворения Магжана», который имеет теперь важное историческое значение. В них нет хвалебных слов о Ленине и партии. В них воспевалась любовь. Талантливого поэта окружали завистники. Неудивительно, что его оппоненты призывали сжечь такие стихи, как буржуазный хлам.Более полувека стихи Магжана находились под запретом. Мы, его потомки, только в конце ХХ века узнали, что в казахской литературе творил огромного масштаба поэт. Жумабаева реабилитировали в 1960-м, но даже после этого его стихи не стали доступны широкому читателю.Только с обретением Казахстаном независимости начались исследования творческого наследия поэта, его произведения переводились на другие языки. Сегодня исследователи утверждают, что поэтическое мировоззрение и творчество Магжана гораздо шире национальных рамок.На книжной выставке, организованной Национальной библиотекой РК, представили среди других и книгу «Пророк. Стихи и поэмы». Она открывается словами Мухтара Ауэзова. Характеризуя творчество Магжана, в 1927 году он писал: «Из казахских поэтов и писателей, конечно, люблю Абая. С самого детства все мое существо и мое бытование как бы пропитаны творчеством Абая... После него люблю Магжана. Люблю его европейское естество и блеск поэтической мысли. Рожденный в среде казахских поэтов аульного уклада жизни, он своим внеземным обаянием и своим умом достиг высот европейской культуры, храма мировой поэзии. Магжан – великий поэт мировой культуры. Его поэтическая индивидуальность настолько велика и уникальна, что она перерастает рамки своей эпохи. Из числа нынешних поэтов и писателей только поэтическое слово Магжана устремлено в будущее и достойно останется в памяти грядущих поколений. Я не уверен и очень сомневаюсь в том, что каждый из нас, кроме него, останется в литературе».Словно предугадывая эти строки, Магжан писал:Слышишь, судьба, не хочу подаяний!Полною мерой отмерь мне страданий,Жги на огне, в три погибели гни!Если народ разбужу я стихами,Горе отступит, и жаркое пламяВысушит слезы, к чему мне они!
27 апреля 2024 г. 14:20 Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»