Почему социализация детей с особенностями идет "со скрипом" в Казахстане

1296
Дастан Куттыбаев
По мнению председателя Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмиры Каримовой, сложных и нерешаемых проблем в развитии нормативной правовой базы инклюзивного образования на сегодня в нашей стране нет.

Комитет дошкольного и среднего образования все эти годы целенаправленно занимался формированием единой государственной политики в облас­ти дошкольного, среднего, дополнительного, специального и инклюзивного образования, а также созданием необходимых условий для обеспечения качест­ва образовательных услуг.

– Другой вопрос – это реализация принятых норм обществом, то есть родителями, педагогами, врачами и другими людьми, от которых зависит дальнейшая жизнь особенных детей, – говорит Гульмира Каримова. – Мы сталкиваемся с моментами, когда происходит несоответствующая интерпретация законодательных норм, касающаяся детей с особыми образовательными потребностями. Например, когда ребенок не усваивает определенный материал во время учебного процесса. Как в таком случае должны себя вести родители, учителя и администрация школы? Обычно учитель проводит оценку образовательных потребностей ребенка, принимает меры по созданию условий для усвоения знаний. Имеют место случаи, когда родители приводят ребенка в школу и только там выявляется задержка развития или другие причины неусвоения им знаний. В таких случаях необходима профессиональная диагностика врачей, специальных педагогов. Родителям рекомендуется посетить специалис­тов, с чем иногда последние не соглашаются. В таких случаях с родителями ведется работа по вопросам соблюдения прав детей на получение медицинской и образовательной поддержки, – говорит спикер.

К сожалению, в нашем обществе все еще имеет место быть использование дискриминирующих дефиниций и понятий по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Поэтому сегодня из нормативной базы на законодательном уровне исключаются такие понятия, как «коррекционные и вспомогательные» школы (такие учебные заведения сейчас относятся к категории специальных школ), или понятие «инвалид», а вместо него используется словосочетание «человек с инвалидностью».

Также время от времени возникают вопросы, когда родители выражают недовольство по поводу состояния здоровья некоторых одноклассников их ребенка. Необходимо отметить, что отношение казахстанского общества к особенным детям – это проблема взрослых, а не детей. Именно взрослые акцентируют внимание на непохожести особенных детей, очень часто пытаются оградить собственных чад от общения с ними. Между тем сами дети строят свои взаимо­отношения, не обращая на это внимания.

– Здесь также разъясняются права и интересы всех детей. Эти вопросы обсуждаются на рабочих совещаниях совместно с педагогами, неправительственными организациями и представителями государственных органов. Мы доводим до общества, как нужно себя вести по отношению к особенным детям. Например, расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич или синдром Дауна – это не такие нарушения развития или заболевания, которые представляют опасность. И здоровый ребенок, общаясь с тем, кто отличается от него по внешнему виду или поведению, учится терпимос­ти, толерантности, уважению, состраданию к чужой боли. В свою очередь, МОН РК проводит соответствующую работу в данном направлении. Совсем недавно в школьный образовательный процесс были введены штатные единицы педагогов-ассистентов, которые оказывают временную помощь ребенку с особенными образовательными потребнос­тями. Но есть родители, которые думают, что педагог-ассис­тент обязательно должен быть прис­тавлен к каждому ребенку и должен сопровождать такого ученика во время всего учебного процесса. Однако это не так, – добавила спикер.

Ребенка нужно научить самостоятельно учиться, общаться и жить в обществе. Научить – это не значит постоянно сопровож­дать. То есть педагог-ассистент сопровождает до того момента, пока ребенок не станет самостоя­тельным. В основе учебного инклюзивного процесса лежат адаптация и социализация ребенка с особыми образовательными потребностями.

– Ребенок, который передвигается в коляске, или плохо видит, или не очень хорошо слышит, несмотря на свои отклонения и непохожесть на здоровых детей, должен социализироваться в обществе, – добавила она. – Он тоже является полноправным членом общества, и мы должны принимать его таким, какой он есть. А общество, это те же родители, педагоги, врачи, соседи, коллеги... Все мы должны помочь ему в этом.

Особенные дети должны социализироваться и быть адаптированы не к моменту, когда они придут в школу, а начиная с детского сада. Есть случаи, когда родители прячут таких детей даже от родственников, не говоря уже о том, чтобы привести их в дошкольное учреждение.

– Не нужно бояться приводить своих особенных детей в детские сады. Нет отдельной инклюзивной организации, это ошибочное понимание. Есть обычная школа или детский сад, где созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. По результатам мониторинга, проведенного по всей стране, на сегодняшний день специальные условия для лиц с особенными образовательными потребностями созданы в более чем 2 972 государственных дошкольных организациях РК (38%). Также в стране насчитывается 4 442 школы, где созданы условия для особенных детей. Это почти 60% от общего числа имеющихся в Казахстане (7 552 школы). Кроме того, хочу добавить, что в нашем министерстве был разработан ряд методических рекомендаций по работе с детьми с особыми образовательными потребностями для родителей и педагогов, в том числе по развитию инклюзивной культуры, которые активно применяются нашими педагогами, – заключила Гульмира Каримова.

Популярное

Все
Миссия – выстраивать мосты
В Астане стартовала 21-я Международная Жаутыковская олимпиада
Через пень-колоду или шаг вперед?
Ценовые «вольности» вокруг продовольствия
Карты, деньги, приговор
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Свекла под снегом все-таки осталась
Капитализация KASE показала высокие результаты
Молодежь и инновации – основа трансформации регионального вуза
Создатель архитектурного облика Алматы и Астаны
Суперпроект в масштабах региона
Маркетплейсы: счастье или травма?
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Возводят дома, сохраняют культуру
Молодежная повестка в фокусе внимания
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Черный снег: назначена внеплановая проверка
Сообщество единых ценностей
Как взрослеют детские мечты
Учитель, нашедший свой путь
Закон Республики Казахстан
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Сигареты подорожают в РК
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Зимнее содержание дорог не выдерживает критики
«Нацфонд - детям»: сколько денег перевели на счета достигших совершеннолетия казахстанцев
Елдос Сметов перебрался с семьей в Лондон
В Малибу горят дома звезд Голливуда
На языке текста и рисунка
Казахстан ратифицировал соглашение о функционировании группы Французского агентства развития
Закон Республики Казахстан
История таксиста: адвокат раскрыла новые детали по делу Салтанат Нукеновой
Бетономешалка повредила два авто перед падением в Астане
Назначен новый министр юстиции
Глава МЧС открыл спасательную станцию на реке Жайык
Извлечь металлы, переработать шлаки
Сбалансированный подход
Последовательность и верность традициям
Дорогу молодым!
Проблемы экономики требуется решать незамедлительно
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Год единства и созидания
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
Новые госнаграды появились в Казахстане
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом

Читайте также

Ценовые «вольности» вокруг продовольствия
Через пень-колоду или шаг вперед?
Президент посмертно наградил Шалхара Байжомартова орденом «…
В Казахстане многодетным семьям снизят налоговую нагрузку

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]