Почему социализация детей с особенностями идет "со скрипом" в Казахстане

1427
Дастан Куттыбаев
По мнению председателя Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмиры Каримовой, сложных и нерешаемых проблем в развитии нормативной правовой базы инклюзивного образования на сегодня в нашей стране нет.

Комитет дошкольного и среднего образования все эти годы целенаправленно занимался формированием единой государственной политики в облас­ти дошкольного, среднего, дополнительного, специального и инклюзивного образования, а также созданием необходимых условий для обеспечения качест­ва образовательных услуг.

– Другой вопрос – это реализация принятых норм обществом, то есть родителями, педагогами, врачами и другими людьми, от которых зависит дальнейшая жизнь особенных детей, – говорит Гульмира Каримова. – Мы сталкиваемся с моментами, когда происходит несоответствующая интерпретация законодательных норм, касающаяся детей с особыми образовательными потребностями. Например, когда ребенок не усваивает определенный материал во время учебного процесса. Как в таком случае должны себя вести родители, учителя и администрация школы? Обычно учитель проводит оценку образовательных потребностей ребенка, принимает меры по созданию условий для усвоения знаний. Имеют место случаи, когда родители приводят ребенка в школу и только там выявляется задержка развития или другие причины неусвоения им знаний. В таких случаях необходима профессиональная диагностика врачей, специальных педагогов. Родителям рекомендуется посетить специалис­тов, с чем иногда последние не соглашаются. В таких случаях с родителями ведется работа по вопросам соблюдения прав детей на получение медицинской и образовательной поддержки, – говорит спикер.

К сожалению, в нашем обществе все еще имеет место быть использование дискриминирующих дефиниций и понятий по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Поэтому сегодня из нормативной базы на законодательном уровне исключаются такие понятия, как «коррекционные и вспомогательные» школы (такие учебные заведения сейчас относятся к категории специальных школ), или понятие «инвалид», а вместо него используется словосочетание «человек с инвалидностью».

Также время от времени возникают вопросы, когда родители выражают недовольство по поводу состояния здоровья некоторых одноклассников их ребенка. Необходимо отметить, что отношение казахстанского общества к особенным детям – это проблема взрослых, а не детей. Именно взрослые акцентируют внимание на непохожести особенных детей, очень часто пытаются оградить собственных чад от общения с ними. Между тем сами дети строят свои взаимо­отношения, не обращая на это внимания.

– Здесь также разъясняются права и интересы всех детей. Эти вопросы обсуждаются на рабочих совещаниях совместно с педагогами, неправительственными организациями и представителями государственных органов. Мы доводим до общества, как нужно себя вести по отношению к особенным детям. Например, расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич или синдром Дауна – это не такие нарушения развития или заболевания, которые представляют опасность. И здоровый ребенок, общаясь с тем, кто отличается от него по внешнему виду или поведению, учится терпимос­ти, толерантности, уважению, состраданию к чужой боли. В свою очередь, МОН РК проводит соответствующую работу в данном направлении. Совсем недавно в школьный образовательный процесс были введены штатные единицы педагогов-ассистентов, которые оказывают временную помощь ребенку с особенными образовательными потребнос­тями. Но есть родители, которые думают, что педагог-ассис­тент обязательно должен быть прис­тавлен к каждому ребенку и должен сопровождать такого ученика во время всего учебного процесса. Однако это не так, – добавила спикер.

Ребенка нужно научить самостоятельно учиться, общаться и жить в обществе. Научить – это не значит постоянно сопровож­дать. То есть педагог-ассистент сопровождает до того момента, пока ребенок не станет самостоя­тельным. В основе учебного инклюзивного процесса лежат адаптация и социализация ребенка с особыми образовательными потребностями.

– Ребенок, который передвигается в коляске, или плохо видит, или не очень хорошо слышит, несмотря на свои отклонения и непохожесть на здоровых детей, должен социализироваться в обществе, – добавила она. – Он тоже является полноправным членом общества, и мы должны принимать его таким, какой он есть. А общество, это те же родители, педагоги, врачи, соседи, коллеги... Все мы должны помочь ему в этом.

Особенные дети должны социализироваться и быть адаптированы не к моменту, когда они придут в школу, а начиная с детского сада. Есть случаи, когда родители прячут таких детей даже от родственников, не говоря уже о том, чтобы привести их в дошкольное учреждение.

– Не нужно бояться приводить своих особенных детей в детские сады. Нет отдельной инклюзивной организации, это ошибочное понимание. Есть обычная школа или детский сад, где созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. По результатам мониторинга, проведенного по всей стране, на сегодняшний день специальные условия для лиц с особенными образовательными потребностями созданы в более чем 2 972 государственных дошкольных организациях РК (38%). Также в стране насчитывается 4 442 школы, где созданы условия для особенных детей. Это почти 60% от общего числа имеющихся в Казахстане (7 552 школы). Кроме того, хочу добавить, что в нашем министерстве был разработан ряд методических рекомендаций по работе с детьми с особыми образовательными потребностями для родителей и педагогов, в том числе по развитию инклюзивной культуры, которые активно применяются нашими педагогами, – заключила Гульмира Каримова.

Популярное

Все
Уверенный рост экономики Приаралья
Пройдемся по индустриальной Караганде
И Полтава, и Коломак, и Червоний шлях
«Пешком по шпалам в зной и непогоду...»
Певец свободы
Чистый посыл доброты
KPI сельских акимов должен быть реалистичным
Стереотипы оставим в прошлом
Опередивший время
Первый урожай томатов поспел накануне зимы в современном тепличном комплексе
Высокий потенциал востока страны
«Для развития народа необходимы прежде всего свобода и знание...»
Надежда Лушникова: дар поэтической души
50 тыс. работников защитили свои права благодаря проверкам инспекторов
Трудный рост и рекордные прорывы
От инициатив – к реализации
Высокий старт Татьяны Третьяковой
Сила улыбки
Как прекрасен этот мир!
Когда национальное становится международным
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Зима будет теплой
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка
Алматы и Шымкент связала четырехполосная трасса
Сегодня – День бурильщика
Когда традиции и инновации работают на общее благо
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
Президент подписал закон об искусственном интеллекте
«Важный политический и практический шаг» – эксперт о госвизите Токаева в Узбекистан
«Не нужно ехать за рубеж»: уникальные технологии объединил онкоцентр в Астане
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Касым-Жомарт Токаев подписал закон об изменениях в КоАП
Объявлена победительница национального конкурса «Қазақ Аруы»
Невесты, ангелы и гобелены: что посмотреть на выставке «Вечная любовь» в Астане
В Жамбылской области дан старт строительству парогазовой электростанции
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
Легенда Google: "Казахстан совершает один из самых смелых переходов — от нефтяной экономики к экономике ИИ"
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
Все строго по правилам
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа

Читайте также

Дополнительная поддержка с применением скоринговой модели
От инициатив – к реализации
В Центре семьи помогают жертвам домашнего насилия
В столице состоялся национальный слет женщин-предпринимател…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]