Полоса невезения

365
Галина Вологодская
собственный корреспондент по ВКО

В Восточном Казахстане важный дорожный проект остается в подвешенном состоянии.

С проектом строительства дороги в обход Осиновского перевала почти сразу что-то пошло не так. «Казахстанская правда» не раз писала о его злоключениях («Присели на дорожку», 10 июля 2018 года, «Остановка по требованию», 18 апреля 2019 года. «Не строим. Дорого», 20 января 2020 года, «Непутевая дорога», 13 сентяб­ря 2021 года).

Напомним: работы, стартовавшие в 2017 году, вынужденно остановились из-за долгой бюрократической процедуры перевода земель из одной категории в другую. В 2019-м от проблемного объекта отказался подрядчик. А следом потребовалась корректировка проект­но-сметной документации, так как прежние расценки утратили актуальность…

Строящийся участок – это 32 километра в обход Осиновского перевала на трассе, связывающей областной центр с Алтаем и дальше с Катон-Карагайским районом. Дорога невероят­но востребованная, особенно в туристический сезон. Она удивительно живописна, с видами альпийской природы. И… опас­ная – изобилует серпантинами, крутыми подъемами, спусками, резкими поворотами. В зимнее время, например, ее вообще закрывают для большегрузного транспорта.

Планировалось, что строи­тельст­во нового участка, огибающего перевал, займет три года и с 2020-го здесь начнется движение. Не началось. Сегодня на календаре март 2022-го, на объекте полная тишина. Когда оживет долгострой? И оживет ли?

В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Восточно-Казахстанской области «Казахстанской правде», по сути, признались: сами ничего толком не знают.

– Стоимость работ будет определена, когда проектно-сметная документация пройдет государственную вневедомственную экспертизу, – пояснил и. о. начальника управления Нурбек Тураров. – Далее при решении вопроса финансирования будет определен подрядчик.

Чуть подробнее раскрыли ситуацию в департаменте развития сети Национальной компании «ҚазАвтоЖол». Выяснилось, что откорректированная ПСД была направлена на одобрение в Минфин в марте 2021 года и до сих пор «гуляет» по минфиновским коридорам! Другими словами, она уже год на согласовании у финансистов! Дорожники до сих пор не знают финальную стоимость проекта.

Прямо какая-то мистика: то 2,5 года оформляются два небольших земельных участка, то «рекорд» бьет бюрократия финансового ведомства.

И ведь это далеко не все. По словам специалистов, когда докумен­тация выйдет из коридоров Минфина, ее ждет еще госэкспертиза протяженностью минимум 45 дней. Далее – тендер по выбору нового подрядчика, вполне возможно, повторный тендер…

По проекту предстоит по­строить мост длиной 175 мет­ров в горной местности. Найдутся ли среди солидных дорожных компаний желающие взяться за такой объект в то время, цены на металл и стройматериалы галопируют день ото дня? Да и с курсом валюты, мягко говоря, все очень непросто...

Экономисты знают: любое дорожное строительство – это прямой стимул для местного малого и среднего бизнеса. Подтягиваются транспортные компании, чтобы перевезти грузы и людей. Получают заказы предприятия, которые производят железобетонные конструкции, цемент, ремонтируют технику, поставляют ГСМ, кормят бригады… В 2018 году, когда работы на объекте были в разгаре, здесь было занято 350 человек, работали 160 единиц техники. Как подсчитали эксперты, 10-процентный прирост госинвестиций в дорожное строительство обеспечивает долгосрочный рост частного капитала на 3–5%.

В Восточном Казахстане в крупном дорожном проекте заинтересованы все. Его очень ждут. Новая трасса – это более простой и быстрый маршрут на базы отдыха Бухтарминского водохранилища и Катон-Карагая. То есть плюс в развитии туризма. Это снижение издержек и риска для грузовых и пассажирских перевозок, а значит более низкие цены на товары в районе Алтай и Катон-Карагайском районе.

На сегодня проект забуксовал на полпути, не завершен еще огромный объем. Нужно отсыпать оставшийся отрезок полотна длиной 10,1 км, провес­ти обустройство дороги, соору­дить два моста, в том числе сложный через горную речку Пихтовку. Если в 2017 году работы оценивались в сумму более 11 млрд тенге, то сегодня в «ҚазАвтоЖоле» ориентировочно называют стоимость в 16 млрд.

И самое грустное – никто пока не видит финиша. Сплошная полоса невезения.

О реконструкции дороги Усть-Каменогорск – Алтай – Катон-Карагай – Рахмановские ключи заговорили еще в 1990-е годы. На первом этапе был построен 45-километровый учас­ток до села Северного. В 2010-м завершили 10-километровый отрезок практически до подножия Осиновского перевала. В 2017-м очередь дошла до наи­более сложного участка длиной 32 км в обход «осиновки».

Планировалось, что появится двухполосная дорога 3-й категории с шириной земляной насыпи в 12 и шириной дорожного покрытия восемь метров. Проектом предусмот­рены прак­тически все виды «начинки»: съезды, автобусные остановки, 19 водопропускных труб, скотопрогоны, подпорные стенки, полки против осыпей, нагорные канавы и другое.

Популярное

Все
Осечка на старте
Мы третьи в мире!
Патриарх философской науки Казахстана
Понять Абая сердцем
Разрушить барьеры молчания
Танцы без границ
«Кайрат» и «Семей» – в четвертьфинале Лиги чемпионов
Секреты мастеров
Район бьет рекорды
Новые проекты и возможности
Созвучие стиха и песни
Завоевано 11 наград
Рыбу надо спасать
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Модель серии «45»
Прорыв в будущее
Парки становятся краше
Когда один двор меняет целый мир
Некоторые мысли к юбилею
Почему у СЭЗ «Сарыарка» низкий КПД
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Индустриальную зону создают в Сатпаеве
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Не только помощь, но и образ жизни
Экономика Жамбылской области вошла в топ-3 по республике
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Добро без громких лозунгов и камер
Европейский Союз и Казахстан: Превращая общие вызовы в общие возможности
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Из казармы в кампус
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]