Полоса невезения

352
Галина Вологодская
собственный корреспондент по ВКО

В Восточном Казахстане важный дорожный проект остается в подвешенном состоянии.

С проектом строительства дороги в обход Осиновского перевала почти сразу что-то пошло не так. «Казахстанская правда» не раз писала о его злоключениях («Присели на дорожку», 10 июля 2018 года, «Остановка по требованию», 18 апреля 2019 года. «Не строим. Дорого», 20 января 2020 года, «Непутевая дорога», 13 сентяб­ря 2021 года).

Напомним: работы, стартовавшие в 2017 году, вынужденно остановились из-за долгой бюрократической процедуры перевода земель из одной категории в другую. В 2019-м от проблемного объекта отказался подрядчик. А следом потребовалась корректировка проект­но-сметной документации, так как прежние расценки утратили актуальность…

Строящийся участок – это 32 километра в обход Осиновского перевала на трассе, связывающей областной центр с Алтаем и дальше с Катон-Карагайским районом. Дорога невероят­но востребованная, особенно в туристический сезон. Она удивительно живописна, с видами альпийской природы. И… опас­ная – изобилует серпантинами, крутыми подъемами, спусками, резкими поворотами. В зимнее время, например, ее вообще закрывают для большегрузного транспорта.

Планировалось, что строи­тельст­во нового участка, огибающего перевал, займет три года и с 2020-го здесь начнется движение. Не началось. Сегодня на календаре март 2022-го, на объекте полная тишина. Когда оживет долгострой? И оживет ли?

В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Восточно-Казахстанской области «Казахстанской правде», по сути, признались: сами ничего толком не знают.

– Стоимость работ будет определена, когда проектно-сметная документация пройдет государственную вневедомственную экспертизу, – пояснил и. о. начальника управления Нурбек Тураров. – Далее при решении вопроса финансирования будет определен подрядчик.

Чуть подробнее раскрыли ситуацию в департаменте развития сети Национальной компании «ҚазАвтоЖол». Выяснилось, что откорректированная ПСД была направлена на одобрение в Минфин в марте 2021 года и до сих пор «гуляет» по минфиновским коридорам! Другими словами, она уже год на согласовании у финансистов! Дорожники до сих пор не знают финальную стоимость проекта.

Прямо какая-то мистика: то 2,5 года оформляются два небольших земельных участка, то «рекорд» бьет бюрократия финансового ведомства.

И ведь это далеко не все. По словам специалистов, когда докумен­тация выйдет из коридоров Минфина, ее ждет еще госэкспертиза протяженностью минимум 45 дней. Далее – тендер по выбору нового подрядчика, вполне возможно, повторный тендер…

По проекту предстоит по­строить мост длиной 175 мет­ров в горной местности. Найдутся ли среди солидных дорожных компаний желающие взяться за такой объект в то время, цены на металл и стройматериалы галопируют день ото дня? Да и с курсом валюты, мягко говоря, все очень непросто...

Экономисты знают: любое дорожное строительство – это прямой стимул для местного малого и среднего бизнеса. Подтягиваются транспортные компании, чтобы перевезти грузы и людей. Получают заказы предприятия, которые производят железобетонные конструкции, цемент, ремонтируют технику, поставляют ГСМ, кормят бригады… В 2018 году, когда работы на объекте были в разгаре, здесь было занято 350 человек, работали 160 единиц техники. Как подсчитали эксперты, 10-процентный прирост госинвестиций в дорожное строительство обеспечивает долгосрочный рост частного капитала на 3–5%.

В Восточном Казахстане в крупном дорожном проекте заинтересованы все. Его очень ждут. Новая трасса – это более простой и быстрый маршрут на базы отдыха Бухтарминского водохранилища и Катон-Карагая. То есть плюс в развитии туризма. Это снижение издержек и риска для грузовых и пассажирских перевозок, а значит более низкие цены на товары в районе Алтай и Катон-Карагайском районе.

На сегодня проект забуксовал на полпути, не завершен еще огромный объем. Нужно отсыпать оставшийся отрезок полотна длиной 10,1 км, провес­ти обустройство дороги, соору­дить два моста, в том числе сложный через горную речку Пихтовку. Если в 2017 году работы оценивались в сумму более 11 млрд тенге, то сегодня в «ҚазАвтоЖоле» ориентировочно называют стоимость в 16 млрд.

И самое грустное – никто пока не видит финиша. Сплошная полоса невезения.

О реконструкции дороги Усть-Каменогорск – Алтай – Катон-Карагай – Рахмановские ключи заговорили еще в 1990-е годы. На первом этапе был построен 45-километровый учас­ток до села Северного. В 2010-м завершили 10-километровый отрезок практически до подножия Осиновского перевала. В 2017-м очередь дошла до наи­более сложного участка длиной 32 км в обход «осиновки».

Планировалось, что появится двухполосная дорога 3-й категории с шириной земляной насыпи в 12 и шириной дорожного покрытия восемь метров. Проектом предусмот­рены прак­тически все виды «начинки»: съезды, автобусные остановки, 19 водопропускных труб, скотопрогоны, подпорные стенки, полки против осыпей, нагорные канавы и другое.

Популярное

Все
В работе помогает робот
От швейной машинки – к фабрике полного цикла
Возвращение к истокам
Работы известных ювелиров представлены в Атырау
Первые – по выпуску стали, вторые – по добыче угля
Стартуют крупные агропроекты
Цена молчания слишком высока
Реки готовят к паводку
Эффективность, доказанная на деле
Шанс вернуться домой
Сохранить город чистым и зеленым
Новые горизонты машиностроения
У истоков вечной дружбы
Трезвость – еще и свобода
На защите экосистемы
Улытау укрепляет деловые связи
C5 + Китай: диалог политических партий
Ветеринария – стратегический ресурс для села
Как обезопасить цифровую среду?
Еще четыре золота!
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
Глава Белого дома показал Президенту Казахстана, как идёт строительство бального зала
Не потерять доверие аудитории в эпоху ИИ
Президент дал интервью The Washington Post и The New York Times
Соглашение о стратегическом партнерстве на $2,5 млрд: какие планы у John Deere в Казахстане
Лечение обернулось тяжким вредом здоровью
Представлены приоритеты в области социальной политики
На пути к технологической независимости
Заработал кирпичный завод
Токаев встретился с казахстанцами в Вашингтоне
У школы – новоселье!
Банковская «тайна»: повышение конкуренции и упрощение доступа
Казахстан и Соглашения Авраама: Этот шаг укладывается во внешнюю политику РК — Ильгар Велизаде
Саммит C5+1: что стоит на кону для США и Центральной Азии
Токаев и Трамп провели переговоры в Белом доме
Президент Казахстана принял участие в саммите «Центральная Азия – США»
Все строго по правилам
В партнерстве государства и общества
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Зафиксирован рекордный урожай
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]