Картина повествует о жизни китайского композитора Сянь Синхая в Советском Союзе, в том числе в Алма-Ате во время эвакуации, а также о его большой дружбе с казахским композитором Бахытжаном Байкадамовым.
Юная казахстанская актриса Дильназ Нурсеит, исполнившая роль Каламкас, племянницы Бахытжана Байкадамова, удостоена премии от китайского телеканала CCTV-6 в категории «Лучший новый актер». Почетную премию от оргкомитета кинофестиваля получила также продюсерская группа фильма «Композитор».
Над созданием первой казахстанско-китайской совместной картины по заказу Министерства культуры и спорта РК работали киностудия «Казахфильм» им. Ш. Айманова и китайская компания Shinework Pictures. Фильм снят в рамках Соглашения о культурно-гуманитарном сотрудничестве, подписанного 31 августа 2015 года при участии Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Съемки картины проходили в 2017 году, значительная их часть – в Казахстане.
Большую помощь в создании фильма оказали воспоминания племянницы Бахытжана Байкадамова – Каламкас Арислановой. В книге «Жизнь в Казахстане» она рассказывает, как встречалась с исполнителем роли Сянь Синхая – китайским артистом Ху Цзюнем и просила его не просто играть, а душой и сердцем прожить в картине жизнь композитора – своего соотечественника. Роль Бахытжана Байкадамова сыграл популярный казахстанский актер Берик Айтжанов. Режиссеры киноленты – Сабит Курманбеков и Шеррзат Якуб.
Первыми зрителями фильма в июне 2018 года стали Нурсултан Назарбаев и Си Цзиньпин. Закрытая премьера для лидеров двух стран состоялась в рамках визита Нурсултана Назарбаева в Пекин. В ходе встречи со съемочной группой Главы двух государств дали высокую оценку киноленте, отметив ее художественность и биографическую точность.
История, положенная в основу сценария, написанного Чжан Суйсуй (КНР), Гайшой Табарак и Зауреш Ергалиевой, начиналась с того, как в конце 1940 года Сянь Синхай вместе с кинорежиссером Юань Мучжи по решению китайской партии приехал в Москву, чтобы на «Мосфильме» осуществить монтаж и записать музыку к документальному фильму «Яньань и 8-я армия». Китайскому композитору хотелось набраться опыта у своих маститых советских коллег – Рейнгольда Глиера, Дмитрия Кабалевского, Вано Мурадели, Виктора Белого, но из-за войны работу пришлось прервать.
Сянь Синхай хотел вернуться на родину через Монголию, но не смог. В конце 1942-го ему удалось приехать в Алма-Ату, откуда он рассчитывал через Синьцзянь добраться домой. В Алма-Ате Синхай находился на положении политэмигранта и получал небольшую помощь от Международной организации пролетарских революционеров. Но без работы, без знания языка ему было очень трудно. Некоторое время он жил в старом здании Дома колхозника, где в каждой комнате было по 7–8 человек. Когда ему стало нечем платить за жилье, он пошел за помощью в Союз композиторов.
В этот осенний день, как пишет в своей книге Каламкас Арисланова, Бахытжан Байкадамов по своим делам тоже пришел в Союз композиторов Казахстана, который находился в здании оперного театра, и увидел худого мужчину с маленьким чемоданом. Узнав, что это политэмигрант из Китая, у которого нет работы, а значит, и карточки на питание, Байкадамов пригласил его к себе. В небольшой квартире Байкадамовы уже приютили семью эвакуированного украинского композитора Михаила Скорульского. Бахытжан тогда сказал матери: «Мама, он музыкант. Позволь ему жить у нас. А я пойду к сестре». Но мать ответила: «Ты глава семьи и ночевать должен дома. Отведи китайского гостя к сестре Данабике, пусть он ночует там, а столоваться будет у нас».
Каламкас Арисланова вспоминала: «Раздался стук в дверь. Я побежала открывать, на пороге стоял Бахытжан и с ним худой мужчина со скрипкой и небольшим чемоданом, немного выше ростом дяди. На вопросительный взгляд подошедшей сестры Данабике (моей мамы) он ответил: «Это китайский композитор. Ему негде жить, его зовут Хуан Шун (таким именем представлялся в Алма-Ате Сянь Синхай). Пусть он поживет у вас, а столоваться будет у нас. Я постараюсь найти ему работу». На вопрос Данабике, как его называть проще, Хуан Шун ответил: «О-ди». У нас была одна комната в 20 квадратных метров и маленькая прихожая, которая использовалась как кухня, столовая и подсобное помещение».
Жил Сянь Синхай в семье Байкадамовых с осени 1942-го по март 1944 года. Выходить днем на улицу он боялся. В то время в Алма-Ате было много китайцев, торговавших нитками, иголками, пуговицами, лентами, кружевами. Сянь Синхай был убежден, что все они были гоминдановскими шпионами. Их торговые киоски стояли на углах людных перекрестков. Поэтому, если ему надо было куда-то идти, то он старался выходить рано утром и возвращаться поздно, когда киоски были уже закрыты. У него был единственный костюм серо-синего цвета. Тем не менее он всегда был чист и аккуратен.
Из воспоминаний Каламкас Арислановой: «Однажды в конце декабря 1943-го Сянь Синхай ранним утром стал будить маму: «Дравай, дравай». Она ответила, что еще рано, трамваи не ходят. Но он продолжал повторять эти слова. Тогда мама разбудила меня (я к тому времени научилась сносно понимать китайскую речь) и попросила помочь перевести. Оказалось, что в этот день исполнилось 3 года, как он уехал из дома, где у него остались мать, которая работает прачкой, жена и маленькая дочь Нина. По китайским обычаям жена должна ждать мужа 3 года, после этого к ней может прийти священник и выдать замуж за другого. Если вдруг с ним что-то случится, он просил найти его дочь, не оставить ее в беде. И передал маме подарки своей жены: зеркало, черепаховую расческу и салфетку, вышитую ее руками».
В начале 1944 года в Кустанае открылся филиал Казахской государственной филармонии им. Джамбула. Бахытжан Байкадамов настойчиво рекомендовал Хуан Шуна на должность дирижера. И уже в марте он уехал в Кустанай. «Мы пошли его провожать, – продолжила воспоминания Каламкас Арисланова. – Композитор Михаил Иванов-Сокольский отдал ему свое осеннее пальто. Когда мы вернулись домой, то узнали, что нас обворовали. Мы остались с тем, что было на нас. Вместе с нашими вещами украли и подарки О-Ди».
В Кустанае Сянь Синхай ездил по аулам и знакомился с казахскими народными песнями и напевами. Там он написал симфоническую поэму «Амангельды» для скрипки и фортепиано. Это произведение впервые было исполнено на торжественном концерте в Кустанае 18 июня 1944 года – в день 25-летия со дня гибели казахского народного героя Амангельды Иманова. Партию скрипки исполнил сам автор.
В северном городе он часто болел. В одной из гастрольных поездок по Кустанайской области зимой 1945 года Синхай сильно простудился, развилась тяжелая форма воспаления легких. Его увезли в Москву, но спасти не смогли – 30 октября 1945 года он скончался.
Через некоторое время в музыкальном альманахе Бахытжан прочел некролог о своем китайском друге. Вот только тогда семья Байкадамовых с удивлением узнала, что их гость был не просто хорошим музыкантом, а выдающимся китайским композитором, любимым и почитаемым у себя на родине. Они узнали, что их О-Ди, он же Хуан Шун, на самом деле Сянь Синхай.
Много позже благодарные казахстанцы именем талантливого китайца назвали одну из алматинских улиц неподалеку от дома его самого близкого друга – композитора Бахытжана Байкадамова, протянувшего ему руку помощи в годы войны. На этой улице установили памятник, на котором выгравировали краткую биографию Сянь Синхая на китайском, казахском и русском языках, а также первую нотную строку симфонической поэмы «Амангельды». Так казахстанцы отдали дать памяти и уважения талантливому композитору.
До войны, на родине, Сянь Синхай учился в Институте традиционной китайской музыки при Пекинском университете, затем в Шанхайской консерватории. В 1929-м продолжил учебу в Париже, откуда вернулся в Китай в 1935-м, и вскоре его назначили деканом музыкального факультета Института искусств им. Лу Сюня. Сянь Синхай прославился как народный музыкант, педагог, композитор и дирижер. Он создал более 250 произведений, среди которых – кантаты, опера, симфонии, сюиты, много соло и ансамблей для скрипки и пианино. Его сочинения отличают яркий национальный стиль и оригинальность.
…Фильм «Композитор» уже был в китайском прокате, теперь настал черед знакомиться с драматической судьбой и большой дружбой талантливых людей и казахстанской публике.