Право на выбор

883
Галия Шимырбаева

Стартовая площадка

Эта картина продержалась в прокате три недели и собрала неслыханную для тех времен кассу (речь, напомним, идет об отечественном кино) – 100 млн тенге! Однако уговорить решиться на этот шаг прокатчиков было нелегко: зритель давно уже отвык от картин казахстанских режиссеров.

– Доверия к своему кино в те годы не было совсем, – вспоминает кинопродюсер, бывший начальник отдела дистрибуции и кинопроката «Казахфильма» Айдархан Адильбаев. – Я ходил по всем прокатчикам, умоляя их показать первую нашу коммерчес­кую картину. «Зачем нам кино с сомнительными перспективами, если есть успешное голливудское?» – говорили они. Тот памятный день, когда «Сказ о розовом зайце» вышел в нацио­нальный прокат, я запомнил навсегда – 26 августа 2010 года.

«Сказ о розовом зайце» – это первый полный метр ныне именитого режиссера, обладателя многих престижных международных наград Фархата Шарипова. До этого он снял несколько короткометражных фильмов – «Чужая жизнь», «Ольга» и «Со­бачья жизнь» (последнюю картину снимал в соавторстве с немецким режиссером Файтом Хельмером). В его первой полнометражной картине зрителю рассказывается, в общем-то, прос­тая история. Провинциальный парень Ерлан, студент одного из алматинских вузов, случайно попадает в среду золотой молодежи. Один из новых друзей предлагает ему поучаствовать в крутой афере. Герой встает перед выбором: превратиться в подонка или остаться человеком…

Пришедший на предпремьерный показ главный менеджер по прокату сети кинотеатров
«Отау-синема» Андрей Воронов, помнится, выразил тогда свое мнение короткой фразой: «Молодежь это заинтересует. Очень динамичный фильм. Мультипликация, графика, быстрая сменяемость кадра, захватываю­щий сюжет, знакомые каждому алматинцу пейзажи – все это выглядит привлекательно. Мы будем прокатывать эту картину».

Выпускнику режиссерского факультета академии искусств им. Жургенова и 9-месячных курсов в Нью-Йоркской киноакадемии Фархату Шарипову было на момент съемок «Сказа о розовом зайце» 26 лет. Глядя в те годы на юношу-режиссера (он выглядел тогда лет на 20 и, переминаясь с ноги на ногу, жутко стеснялся журналистов), трудно было поверить, что картину со столь навороченным сюжетом и сложными сценами снял именно он. Съемки практически каждого эпизода были нестандартными. Как признавался режиссер, его съемочная группа несколько часов «терроризировала город», перекрыв крупнейшую в Алматы трассу – проспект Аль-Фараби. По его словам, он изначально планировал сделать фильм в жанре экшн, чтобы зацепить молодежь. Но постепенно сценарий обрас­тал новыми темами, и в итоге получилась социальная драма.

До этого фильма Фархат снял по своим сценариям несколько короткометражных фильмов. «Розовый заяц», с которым он решился прийти на «Казахфильм», вызвал интерес у национальной киностудии: решив стать одним из партнером, она выделила на съемки 80 млн тенге.

Фархат Шарипов, как было замечено позже, очень умело строит драматургию своих фильмов, а в «Розовом зайце» есть все. Кадры с роскошной жизнью, в которую попадает герой, и обыч­ная жизнь – такая, какая она есть. Режиссер как будто дает насладиться желаемым, а потом показывает изнанку «золотой» жизни.

– Сюжет подсказали мои глаза, – рассказывал в день предпремьерного показа юноша-режиссер. – То, что я видел в родном городе, то и перенес на экран. Каждый из нас был одним из героев «Розового зайца». И если кто-то из зрителей, посмотрев картину, поймет, что в нашем обществе что-то не так, коль кто-то может управлять твоей жизнью, решать твою судьбу, то наша съемочная группа будет считать свою цель достигнутой.

Это сейчас те, кто снимался в первой полнометражной картине теперь уже именитого режиссера Фархата Шарипова, широко известны. Тогда же этих молодых актеров почти никто не знал. Однако режиссер уже в то время пророчески назвал их будущими звездами киноэкрана и оказался прав. Главного героя, вечно попадающего во всякие передряги студента Ерлана, играет бывший кавээнщик Ануар Нурпеисов. В прошлом клипмейкер и телевизионщик Максим Акбаров (Игорь, его герой, один из представителей золотой алматинской молодежи) тоже не учился на актера, однако успешно прошел кастинг из нескольких сотен претендентов на роль. Санжар Мади, чья известность как актера шагнула за пределы Казахстана (свободно владея несколькими иностранными языками, он успешно снимается в голливудских и российских проектах), сыграл представителя золотой молодежи. У Карлыгаш Мухамеджановой, воплотившей облик городской красавицы с одной стороны, а с другой – интеллектуалки и умницы, в этой картине была одна из самых лучших ее работ в кино.

Сам режиссер тоже уже по праву воспринимается как киномэтр.

– «Розовый заяц» – это стартовая площадка, большой этап в моей жизни, – говорит он. – Работая над этим фильмом, я выбирал для себя планку. Было очень сложно подогнать себя под нее, но я рад, что мы ее переросли сейчас и теперь чувствуем себя более свободно и открыто. Этот фильм мне очень дорог. Я до сих пор дружу с актерами, которые снимались в «Розовом зайце». С оператором фильма Александром Плотниковым мы вместе взрослеем – он работает во всех моих картинах. У нас не было задачи заработать этим фильмом. Главное – чтобы умный зритель услышал нас. Цель была достигнута: после появления в Интернете фильм зажил своей жизнью, а мы стали получать отзывы из России, Украины, других стран СНГ.

После этой коммерческой картины Фархат Шарипов снял комедию «Инопланетяне ни при чем». А уже потом двинулся в сторону умного, заставляющего зрителя размышлять артхаус­ного кинематографа. Последней его нашумевшей картиной в этом жанре стал удостоенный Гран-при двух международных кинофестивалей – 41-го Московского МКФ и «Евразии», снятый в 2018 году «Тренинг личностного роста». Мировая премьера фильма состоялась в том же году в конкурсной программе «Окно в азиатское кино» XXIII Пусанского международного кинофестиваля (Южная Корея).

Картина рассказывает о 40-летнем банковском клерке (Дулыга Акмолда), переживающем кризис среднего возраста. Ему кажется, что жизнь не удалась: нет ни любви, ни удовлетворения от работы. Но как найти в себе силы бороться, если ты этого просто-напросто не умеешь? Ответ прост: нужно захотеть. И кирпичик за кирпичиком, падая и поднимаясь снова, выстраивать свою судьбу. Герой понимает это, попав однажды на тренинг личностного роста по развитию лидерских качеств, на котором коуч-тренер учит тому, как добиться успеха и стать лидером. Постигая секреты лидерства, Канат пытается изменить себя и свои взгляды на жизнь.

Первоисточником для создания фильма «Тренинг личностного роста» стала повесть Дания­ра Сугралинова «Кирпичи 2.0». Напомним, что книги этого совре­менного писателя попадают в первую тысячу крупнейшего международного интернет-магазина Amazon.

– Этот фильм долго рождался, – рассказывает режиссер. – Мы начали думать над этим проектом в 2017 году. Потом, по ходу работы, мы отошли от книги, киносценарий получился более реалистичным. И когда киностудия «Казахфильм» поддержала это кино, мы поняли, что будем снимать не суперпрокатный коммерческий проект, то есть очередной аттракцион для развлечения зрителя, а фильм, который мог бы стать пищей для души.

Сейчас мы закончили молодежную драму «18 килогерц», посвященную моей юности – молодежи конца 90-х годов. Она готова к прокату, но кинотеатры пока закрыты. Два фестиваля озвучили премьеры, но без официальной пресс-конференции пока не могу ничего подтвердить.

Эра казахского кино только началась

– Все считают по-разному начало эры проката кино, созданного в независимом Казахстане, – говорит киновед Гульнара Абикеева. – Кто-то с 2007 года – после выхода картины «Рэкетир» Акана Сатаева, но мне кажется, «Сказ о розовом зайце», вышедший в 2010 году, стоит в каком-то особом ряду. Этот молодежный, культовый, спортивный фильм стал символом эпохи конца нулевых. Когда мы взяли эту картину в конкурсную прог­рамму МКФ «Евразия-2010», нас упрекали в том, что она коммерческая. Да, она действительно такая по построению, но в ней много социальных элементов. В те годы драмы, рассказываю­щие про золотую молодежь, про людей, которые пытаются трудо­устроиться, про старика-узбека, который согласен отсидеть за кого-то в тюрьме, чтобы обеспечить будущее своих детей, были редки. 100 миллионов тенге, которые заработала картина в прокате, по сути, небольшая сумма – может быть, порядка 1–2% от общего сбора. Но с этого момента пошла эра отечественного коммерческого кино. 300 миллионов заработал «Мын бала» Акана Сатаева, полмиллиарда – «Келинка Сабина» Нуртаса Адамбая, рекорд установил Нурлан Коянбаев, чьи фильмы в 2019 году заработали больше миллиарда тенге. Несмотря на то что многие критикуют фильмы, которые делают кавээнщики, я считаю, что это позитивный момент, потому что у нас за пос­ледние годы начал созревать кинематограф как кинобизнес. Люди идут делать кино не для того, чтобы показать себя, а чтобы заработать. А количество, как известно, всегда переходит в качество. В 2019 году бокс-офис казахстанских картин составил порядка 30%от всего сбора. Конечно же, сейчас прокат переживает тяжелые времена из-за пандемии. Но я надеюсь, что ситуация скоро нормализуется и кинотеатры снова заработают.

Популярное

Все
Не потерять доверие аудитории в эпоху ИИ
Представлены приоритеты в области социальной политики
Банковская «тайна»: повышение конкуренции и упрощение доступа
На пути к технологической независимости
Когда отечественная наука даст конкретный результат?
Во главе угла – безопасность детей
Лечение обернулось тяжким вредом здоровью
Имеется потенциал в развитии транспортных коридоров
Совместный ответ на вызовы
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
Новобранцы пополнили войска
Аудит как стратегическая инвестиция
Системный диалог выходит на новый уровень
Токаев встретился с казахстанцами в Вашингтоне
Ориентиры Справедливого Казахстана
Тенденция к увеличению темпов развития
Запущен крупный аграрный кластер
Ключевые принципы и ценности
Девять месяцев стабильного роста
Эксклюзивное тесто успеха
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Казахстан остается надежным партнером США в условиях новой мировой экономики
«Цифра» на вооружении районной полиции
Ержан Бабакумаров убит в Астане
Технический колледж: практика и трудоустройство
Беспорядки в Танзании: сообщается о сотнях погибших
За знаниями – в новые школы
Итоги открытого Кубка Президента РК
Новая казахстанская AI-платформа превращает ИИ в инструмент для бизнеса
Университеты должны стать "фабрикой будущего"
Театр имени Наталии Сац с триумфом отмечает юбилей
Елена Рыбакина попала в группу Серены Уильямс
Вкус апорта в осеннем парке
Стерильно, автономно, бесперебойно
Не инвесторы, а строители финпирамид
Зоозащитники предлагают
Пенсионерам вход бесплатный
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Лювак для бодрости
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
За пловом и природой – в Таджикистан
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]