Остановлюсь на развитии библиотечной системы в нашей стране, ведь она не только развивает сотрудничество с различными учебными ведомствами, но и участвует в формировании новой модели сознания и мышления казахстанской молодежи путем сохранения собственной культуры, исторического опыта и традиций.
Библиотечно-информационное обслуживание населения осуществляют более 4 тыс. библиотек системы Министерства культуры и спорта РК, в том числе Национальная библиотека РК, Национальная академическая библиотека РК, Республиканская библиотека для незрячих и слабовидящих граждан, 14 областных универсальных библиотек и 4 010 массовых, которые по итогам 2016 года обслужили 4 млн 370 тыс. 806 пользователей.
Перед библиотечной отраслью Казахстана стоят конкретные задачи по адекватному ответу на современные вызовы: увеличивается потребность населения в электронной информации и услугах, стремительно развиваются сервисы глобальной Сети, расширяется доступность Интернета. Все это постепенно снижает потребность в физическом посещении библиотек и диктует необходимость более активного внедрения электронных ресурсов и информационных услуг. В мировом библиотечном сообществе переосмысливается социальная роль библиотек, библиотеки будущего позиционируются как культурно-досуговые и информационные центры, как место встреч.
Перед библиотеками стоят задачи повышения эффективности регионального библиотечного веб-пространства. Библиотеки Казахстана в глобальной Сети представлены более чем 179 веб-сайтами. При этом в Сети недостаточно ресурсов на казахском языке, о Казахстане, краеведческого содержания, а большая часть населения, особенно сельского, не подготовлена к работе в цифровой среде.
Имеют доступ к Интернету 1 533 библиотеки. В Западно-Казахстанской области из 391 библиотеки доступ к Интернету имеют всего 76, в Северо-Казахстанской области из 317 библиотек – 51 библиотека.
Перед библиотеками страны встают такие проблемы, как обновление библиотечных фондов, информатизация, автоматизация, кадровая проблема. Без их решения библиотеки перестанут выполнять роль проводников государственной идеологической политики, утратят свое влияние в обществе как традиционный институт поддержки книгочтения.
Библиотекарь – это профессионал, обладающий энциклопедическими знаниями, ведущий поиск исчерпывающей информации по всем без исключения отраслям знаний, необходимой пользователю.
Общеизвестно, что заработная плата библиотекарей – одна из наиболее низких в стране и значительно уступает оплате труда учителей и врачей, хотя социальная значимость выполняемой библиотекарями работы равноценна труду специалистов системы образования и здравоохранения.
При этом основная масса, почти 60% работающих библиотекарей, – это специалисты в возрасте 45–58 лет. То есть иссякает кадровый ресурс специалистов с базовым библиотечным образованием и опытом работы, в то время как в обществе бытует ошибочное мнение, что работу в библиотеке может осуществить специалист любой отрасли знания, тем самым нивелируются значение и роль библиотекаря и профессиональные особенности библиотечной специальности.
Таким образом, ряды библиотекарей страны в последние годы в основном пополняются за счет неспециалистов, которые зачастую работают в библиотеках временно, до устройства на более высокооплачиваемую работу и в редких случаях переквалифицируются, поступая на библиотечные специальности. К слову, зачастую руководителями библиотек назначают также неспециалистов, что, безусловно, сказывается на организации всей работы библиотек.
Согласно Концепции культурной политики РК, библиотеки Казахстана должны стать многофункциональными информационными и досуговыми центрами, обеспечивающими в современном удобном формате широкий доступ к накопленному общественному знанию.
К сожалению, не во всех областях организовано полноценное специализированное библиотечное обслуживание детей, юношества, молодежи.
Так, самостоятельные областные детские библиотеки сохранились только в 4 областях: Актюбинской, Атырауской, Карагандинской, Южно-Казахстанской, областные юношеские библиотеки имеются лишь в Актюбинской, Карагандинской, Южно-Казахстанской, а детско-юношеские библиотеки функционируют в 5 областях: Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской.
Необходима новая, адаптируемая к условиям каждой библиотеки, созданная на современной платформе, поддерживающая меж-дународные стандарты система.
Национальная библиотека РК предлагает обновленную версию РАБИС (Республиканская библиотечно-информационная система), но у библиотек нет финансирования на ее приобретение. Половина компьютерного парка устарела, необходимо произвести массовую замену техники.
Необязательность специального образования для работников библиотек прописана в типовых квалификационных характеристиках должностей руководителей, специалистов и других служащих библиотек. Например, вот как звучат квалификационные требования к специалисту высшей категории: высшее (и/или послевузовское) образование в сфере услуг, гуманитарных наук, стаж работы по специальности в должности специалиста высшего уровня квалификации І категории не менее 3 лет. Невозможно представить, что на должность педагога, воспитателя, экономиста возьмут библиотекаря. На работу же в библиотеку берут всех.
В библиотеках страны практически не осталось служащих с профессиональным образованием. В некоторых сельских библиотеках работают зоотехники, агрономы...
В Концепции культурной политики перед библиотеками поставлена задача: до 2020 года обеспечить 100%-ную оцифровку библиотечных фондов страны. Для решения конкретных задач, поставленных в Концепции культурной политики, необходимо совершенствование законодательной базы по авторскому праву.
К сожалению, в законодательстве Казахстана по вопросам интеллектуальной собственности не заложены правовые основы охраны деятельности библиотек в части копирования, оцифровки литературных и иных текстов, предоставления полнотекстовых материалов в Интернет.
Остро назрела необходимость утверждения и внедрения в жизнь государственных нормативов, регламентирующих деятельность библиотек. До сих пор в Казахстане нет законодательной базы, регламентирующей все направления деятельности библиотек, в частности, не разработаны закон о библиотечном деле РК, об обязательном экземпляре, а также стандарты библиотечной деятельности, положение о библиотечном деле в РК. Статья 24 Закона «О культуре» не охватывает в полной мере все вопросы библиотечной деятельности. Необходимо строительство зданий областных библиотек в Карагандинской, Алматинской и Западно-Казахстанской областях.
Соответственно, без решения названных проблем библиотеки перестанут выполнять роль проводников идеологической политики государства, утратят свое влияние в обществе как традиционный институт поддержки книги и чтения.