Пролетая над Парижем

3458
Игорь Бургандинов

Команда Казахстана заняла шестое место на чемпионате мира по авиамодельному спорту, проходившем во Франции.

фото Игоря Бургандинова, Сергея Астрелина

Не победила, но сумела опередить хозяев чемпионата, а также представителей Эстонии, Аргентины, Польши, США и других (всего 25 команд) любителей (или профессионалов?!) этого технического и экзотического (уже), увы, не олимпийского вида спорта. А если не олимпийского, то и поддержки от государства не было положено! Все за свой и спонсорский (немного) счет! Включая дорогу, проживание, транспортные расходы на месте, оплату лицензии, взнос за участие и, конечно, самолетики. Вот о них-то, дорогих сердцу и карману, мы и разговариваем с Сергеем Подлесным, вдохновителем, организатором, тренером и капитаном команды.

Увлекся Сергей авиамоделизмом в далеком 1979-м. Сначала были «схематички», потом планеры, позже самолеты «с моторчиком». Теперь это таймерные свободнолетающие класса F1C по классификации FAI, то есть международной организации авиаспорта. Почему таймерные? Потому что таймер позволяет работать мотору вертикально взлетающего самолета ровно четыре секунды. Превысил даже на 0,1 секунды (судья следит с секундомером!) – попытка не засчитывается! Потом аппарат по команде все того же таймера переходит в горизонтальный полет и превращается в планер, с земли не управляемый и потому свободнолетающий. А моторчики на таких моделях чаще применяют «калильные», то есть топливно-воздушная смесь в цилиндре поджигается от калильной свечи. И раскручивается такой двигатель оборотов до 30 000 в минуту, издавая высокий звук (кому писк чудится, кому вой, а по мне – так песня победная!) и забрасывая аппарат весом 750 граммов (так положено) за эти секунды мет­ров на 150 ввысь. Питается же он смесью метанола (яд!) и кас­торки (слабительное!).

– Поди Made in China движок? – спрашиваю.

– Нет, – отвечает Сергей, – в бывшем Союзе изготавливают.

Кто-то предпочитает российский, кто-то – украинский. Подготовка модели сводится к сборке из готовых машинокомплектов, доводке, отладке и неустанным тренировкам. Обходится же спортсмену такой аэроплан более чем в миллион тенге, а на чемпио­нат нужно таких взять штуки три. Ибо бывают и столкновения, и отказы, и утери. Улетел однаж­ды самолетик, говорит спорт­смен: не смог отыс­кать. На соревнованиях же обязательно на модель крепят GPS-маячок.

В послужном списке Подлесного победы в чемпионате Казахстана, участие и победы на этапах Кубка мира. А чемпионат мира уже четвертый. В 2015 году была Монголия, в 2017-м – Венгрия, в 2019-м – США. Нынешний, французский, должен был состояться в 2021-м, да пандемия помешала. Проходил километрах в 350 от Парижа, на поле близ городка-деревушки. Регламент таков: семь туров, в каждом из которых нужно пролетать 240 либо 180 секунд, что озвучивает судейская бригада. Каждая секунда – одно очко. Сверх 240 или 180 – уже не считается. Баллы суммируются, это и есть результат. Что в личном зачете, что в команд­ном. На каждый тур дается один час. При каждой команде дежурит судья. За этот час должны «отлетать» все члены команды.

Это три человека. Второй – Сергей Астрелин, мой коллега по «фотоцеху», человек разносторонний и многоопытный, мастер спорта по авиамоделизму. Он впервые на чемпионате, для него Подлесный – тренер и наставник. Но новичкам везет, и из всех троих он набирает больше всего баллов. Третий – Юрий Зильбер­штейн, уроженец Харькова, граж­данин Израиля, но выступающий за Казахстан. Так можно. Почему не за свою страну? Потому что там своих хватает. Конкуренция! Нам бы тоже она нужна, чтобы занимались такими видами спорта не только взрослые дядьки, но и молодежь!

Что нужно для победы? Мас­терство, упорство, восходящий поток и везение. Как найти этот поток? Говорят, есть признаки: парящие орлы, листочек закружило-завертело. Кто-то спиной чувствует, утверждают.

Пора найти свой поток…

Популярное

Все
Оптимизировать работу по ключевым направлениям
От элиты до трущоб
Способность противостоять коррупции должна стать нормой
В Алматы вырос поток иностранных туристов
Многосторонний подход к безопасности
«Дәрігер Talks»: партия «Amanat» собрала медицинских работников со всей страны
Государственную страховую организацию создадут в Казахстане
Эти стены хранят вековую историю
Поворотная точка в строительной отрасли Казахстана
Минторговли разъяснило введение минимального уровня цен на муку, яйца, масло
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Новые технологии повышают ценность человеческого капитала
Переписывая карту глобального грузового транзита
Олжас Бектенов поручил создать региональные штабы по управлению водными рисками
В Петропавловске чествовали журналистов, популяризирующих государственный язык
Успех окрыляет
Виртуальный помощник
В колыбели степных ветров и первых всадников
Великолепная четверка
Малайзийский электромобиль едет в Казахстан
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Молочный флагман республики
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Вблизи Атырау с вертолета тушат пожар
В Казахстане растут объемы производства легкой промышленности
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Листая страницы старинных книг
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Функции тарифного регулятора переданы Минводы
Алматинка впала в кому после укола антибиотика
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Новые правила регистрации мобильных телефонов
В Уральске реконструируют набережную

Читайте также

Саспенсы, темпоритм, эмоции и эстетика казахского кино
О воде замолвим слово…
Финансовый ликбез для молодежи
Финансовая безопасность — в приоритете

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]