![](/media/uploads/publication2/192/38/192380-image.jpg)
Предваряя рассмотрение повестки дня, Маулен Ашимбаев обозначил ряд задач, актуальных сегодня для палаты. Упор надо делать на продуктивность, что в условиях прошедшего ЧП и продолжающегося карантина чрезвычайно важно, подчеркнул спикер.
– Как вам известно, на этой неделе в нашей стране завершился режим чрезвычайного положения. Главой государства определены приоритетные направления посткризисного развития. В целом борьба с пандемией велась на системной основе. По поручению Президента своевременно были приняты необходимые решения и реализованы конкретные меры. Центральные и местные государственные органы выполнили свои обязанности на должном уровне. Благодаря этому мы смогли остановить массовое распространение вируса у нас в стране. Наши граждане с пониманием отнеслись к принятым ограничениям, что благотворно отразилось на результативности решения Президента, – сказал Маулен Ашимбаев.
Ситуация с коронавирусом в стране стабилизировалась, однако пандемия не побеждена окончательно, отметил спикер Сената. Речь зашла и о том, что коронавирус принес значительный ущерб многим отраслям, в связи с чем продуктивность Сената в реализации иннициировнных Главой государства антикризисных мер должна возрасти в качественном выражении.
– Населению и бизнесу предоставляется большая поддержка. Президент отметил, что работа в данном направлении и дальше будет продолжена. Особое значение будет придаваться охране здоровья граждан, росту их доходов, поддержке бизнеса, совершенствованию системы образования и науки. Государственная комиссия по чрезвычайному положению будет преобразована в Государственную комиссию по восстановлению экономического роста. Будет разработан комплексный план. Сенат с учетом всех этих моментов должен эффективно организовывать свою работу. Мы должны с законодательной стороны качественно и своевременно обеспечить стратегию посткризисного развития, предложенную Президентом, сохраняя преемственность политики Елбасы. Глава государства в своем выступлении в Сенате 4 марта отметил, что главная задача палаты – принятие качественных законов. Я уверен, мы с вами вместе будем результативно работать в данном направлении, – подчеркнул Маулен Ашимбаев.
Поправки в законодательство по вопросам чрезвычайного положения, принятые Сенатом, как раз призваны решать поставленные задачи. Документ разработан во исполнение Указа Главы государства от 16 марта 2020 года «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности». Как пояснил министр национальной экономики Руслан Даленов, целью закона является возможность принятия оперативных мер в период чрезвычайного положения для обеспечения социально-экономической стабильности. Законом определяется механизм функционирования государственного управления в период чрезвычайной ситуации. По его словам, для этого вносятся поправки в законы «О чрезвычайном положении» и «О правовых актах».
– Правовые акты, принятые в период чрезвычайного положения, будут работать до окончания срока его действия. Исключение составят акты, в которых будет установлен иной срок их действия, – уточнил Руслан Даленов.
В Закон «О правовых актах» предложена поправка, согласно которой действие нормативного правового акта или отдельных его норм может быть приостановлено в случае и порядке, установленными Законом «О чрезвычайном положении».
– Указанные поправки направлены на обеспечение социально-экономической стабильности в период чрезвычайного положения, – отметил министр. Напомним, 11 мая в Казахстане завершился режим ЧП, однако карантинные меры остались в силе.
В связи с этим сенатор Сергей Ершов попросил министра рассказать, в чем состоит отличие ЧП от карантина, что изменится с отменой ЧП.
Однако глава МНЭ не смог дать ответ на этот вопрос и посоветовал депутату обратиться к уполномоченным органам за более развернутым ответом.
Сенатор Сарсенбай Енсегенов поднял актуальный в условиях ЧП вопрос просроченных документов. На сегодняшний день, например, водительские права около 150 тыс. человек просрочены. Предусмотрен ли этот нюанс в новом законе? Глава МНЭ пообещал, что в будущем таких ситуаций возникать не будет. Относительно ряда документов, в том числе водительских прав, будет принято постановление Правительства о сроках их действия.
Еще один закон, принятый Сенатом в двух чтениях, – поправки по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. Согласно ему, за умышленное невыполнение мобилизационных заданий в период мобилизации, военного положения и в военное время вводится уголовная ответственность. Кроме того, будет определен порядок проведения государственного контроля мобилизационной подготовки и мобилизации, а также совершенствование методов обеспечения своевременного и полного освежения государственного материального резерва; закрепление порядка проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы материальных ценностей, поставляемых и хранящихся в государственном материальном резерве.
Поддерживая рассматриваемый законопроект, сенаторы обратили внимание на одну проблему, которая выявилась при его обсуждении. Так, депутат Серик Бектурганов, напомнив, что законом предполагается передача Министерству здравоохранения компетенции по поставке, хранению, освежению и разбронированию лекарственных средств и медицинских изделий мобилизационного резерва, констатировал – необходимая для этого инфрастуктура находится в плачевном состоянии.
– Базы специального медицинского снабжения, находящиеся на балансе местных исполнительных органов, в основном построены 50 лет назад и не отвечают требованиям по организации хранения любых материальных ценностей, тем более лекарственных препаратов и медицинских изделий. При этом износ зданий составляет от 20 до 60%, – сказал сенатор.
К слову, в Северо-Казахстанской области один из складов расположен в здании 1918 года постройки, в Актюбинской области – 1947 года постройки, в Акмолинской области в приспособленном здании 1956 года постройки, в городе Алматы – 1957 года постройки.
Значительная часть мобрезерва системы здравоохранения заложена в 60–70-х годах прошлого столетия, а необходимое и регулярное обновление лекарственных препаратов и медицинских изделий не проводилось.
– По нашим данным, финансирование закладки материальных ценностей системы здравоохранения и их освежение за счет средств республиканского бюджета фактически прекратилось с 2005 года. При этом уполномоченный орган в сфере государственного резерва не инициировал принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм обновления материальных ценностей мобрезерва. А без этого невозможно полноценно обеспечить своевременную замену материальных ценностей государственного резерва, – сказал депутат.
По мнению Серика Бектурганова, одной из причин отсутствия должного порядка в этой работе могло стать и то, что с 1992 года система госматрезервов преобразовывалась 10 раз – то в самостоятельный орган, то с передачей из одного министерства в другое.
– К примеру, перейдя в 2014 году из Министерства по чрезвычайным ситуациям в Министерство национальной экономики, Комитет по госматрезервам уже в 2016 году был передан Министерству оборонной и аэрокосмической промышленности. А с 2019 года был опять возвращен в состав Министерства национальной экономики, – констатировал сенатор, отметив, что такой подход размывает ответственность и контроль.
Сенатора Динар Нукетаеву озаботила гендерная составляющая закона.
– Как должны действовать при объявлении мобилизации военнослужащие женщины, например, имеющие детей в возрасте до 16 лет, а также многодетные? – спросила она, также попросив уточнить, кому будет предоставляться отсрочка при призыве на военную службу по мобилизации.
По словам Руслана Даленова, в настоящее время предполагается издание нормативно-правовых актов, которыми и будут конкретизированы положения о военнослужащих и военнообязанных женского пола, в том числе в связи с материнством.
Сенат также ратифицировал Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, согласно которой учреждения ООН в Казахстане освободят от всех прямых налогов.
Согласно повестке Сенат рассмотрел и вернул в Мажилис со своими изменениями и дополнениями проект закона о мирных собраниях с сопутствующими поправками. Какие же это изменения и дополнения?
Сенатом предлагается установить, что в центральных частях районов в городах республиканского значения, столицы, а также в административных центрах областей количество специализированных мест для организации и проведения собраний или митингов должно составлять не менее трех. Вместе с тем предлагается исключить обязанность организатора мирных собраний по требованию участников мирных собраний не скрывать свое лицо, в том числе не использовать предметы одежды и иные средства, препятствующие распознаванию лица, поскольку вопросы обеспечения общественного порядка относятся к компетенции органов внутренних дел. При этом предлагается закрепить право организаторов и участников мирного собрания по использованию средств индивидуальной защиты, направленных на охрану здоровья. Предлагается ввиду широкого толкования исключить основание для отказа в проведении мирных собраний, если их проведение может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи для бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, повлечь нарушение сохранности зеленых насаждений, малых архитектурных форм и иного имущества, а также препятствовать свободному передвижению граждан, не участвующих в мирных собраниях. Исключаются основания для прекращения мирного собрания, среди которых совершение участниками мирных собраний насильственных действий, а также нарушение организатором мирного собрания требований рассматриваемого законопроекта, касающихся порядка организации и проведения мирных собраний. Кроме того, предлагается норма, которая предусматривает, что нарушение участником или отдельными участниками мирных собраний требований законопроекта влечет прекращение их участия в мирных собраниях. При этом в случае устранения нарушения мирное собрание будет продолжено.
Завершая пленарное заседание, спикер Маулен Ашимбаев поблагодарил коллег за проведенную над документами работу.
– Роль Сената в политической системе исключительна. Перед нами стоят масштабные цели и задачи, для их реализации мы совместно с Мажилисом, Правительством, СМИ, представителями гражданского общества будем работать конструктивно. Уверен, благодаря этому мы сообща достигнем целей, обозначенных Главой государства, – сказал Маулен Ашимбаев.