Раз в три года обновляй знания

710
Асет Сыздыков
старший корреспондент отдела общества

Как учителя проходят курсы повышения квалификации

фото НЦПК «Өрлеу»

Согласно законодательству, каждый учитель раз в три года должен пройти обязательное повышение квалификации. Это нужно, чтобы не утратить навыки и быть в тренде профессии. В этом педагогам помогает Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Это старейшая организация, которая имеет 76-летнюю историю. В советское время в регионах страны действовали институты повышения квалификации педагогов. В 2012 году все областные институты повышения квалификации реорганизовали и объединили под единым управлением НЦПК «Өрлеу».

Председатель центра Айдана Шилибекова отметила, что главная их задача – профессиональное развитие педагогов. В этом плане организация ведет разработку новой стратегии своей деятельности.

– Образование меняется каждый день. Мы сегодня не можем обучать педагогов, как раньше. Мы должны идти в ногу со временем, обеспечивать методологическое, содержательное развитие учителей, помогать им, предоставлять необходимые ресурсы, чтобы они качественно реализовывали свою профессиональную деятельность, – пояснила Айдана Шилибекова.

Какие программы и курсы реализуются для учителей, подробно рассказала директор филиала «Өрлеу» по Карагандинской области Мейрамгуль Жетписбаева. По ее словам, под курсы подпадают все педагоги дошкольного и среднего образования.

– Спектр программ у нас большой. Мы не обучаем предмету, потому что эти знания они получают в бакалавриате. Прежде чем разработать курсы, проводим большие исследования. Например, в этом году опросили более 120 тысяч педагогов по всей стране. Узнавали, что сейчас нужно учителю по предмету, методике, технологиям. Учитываем, куда движется наше образование, что происходит в мире. И вот такая интеграция помогает делать обучение более актуальным, – говорит она.

На курсах больше практики и интерактива

Мейрамгуль Жетписбаева отмечает, что программы курсов имеют модульную структуру. Здесь нет лекций, а упор делается на интерактивную и практическую деятельность. Это всегда групповые работы, где педагоги обсуждают тему, рефлексируют, делятся мнением, углубляя предметные знания. В рамках курсов центр организует и выездные занятия.

– Например, группа посещает инновационную школу, заходит на уроки. И такие занятия педагогам нравятся, ведь одно дело – рассказывать, а другое – самим увидеть, как ведет уроки лучший педагог, и использовать его методику в своей практике, – делится руководитель филиала центра.

В среднем курс повышения квалификации в «Өрлеу» длится две недели.

– Так как дается небольшой промежуток времени, мы делаем упор на контенте. Все программы актуализируем, обновляем, стараемся их cделать более полезными для педагогов, – отмечает Айдана Шилибекова, добавив, что сотрудники центра не просто обучают, но и тестирует слушателей курсов, чтобы оценивать эффективность обучения.

Всего в 2023 году 101 842 педагога прошли курсы повышения квалификации, из них около 90 тыс. учителей школ и около 12 тыс. педагогов детсадов.

Айдана Шилибекова объясняет, что каждый год государство выделяет средства на определенное количество педагогов по предметам и направлениям. Далее «Өрлеу» отправляет запрос в территориальные управления образования, которые уточняют потребность по регионам. Методкабинеты обращаются во все школы, чтобы те дали список педагогов, у которых уже подошел срок для повышения квалификации.

– Мы работаем исходя из потребностей педагогов, – продолжает глава НЦПК. – Например, к нам поступают запросы методкабинета или школы: обучите сто педагогов цифровым навыкам, и у нас есть готовая программа. Недавно методкабинет Астаны заявил, что у них высокая потребность в инклюзии. В школах учатся дети с особыми образовательными потребностями, и педагогам сложно грамотно организовывать с ними уроки. И мы откликаемся: начинаем разрабатывать содержание, подбирать преподавателей.

Для дошкольных организаций центр, к примеру, разработал программы по развитию игровых компетенций педагогов и пространственно-предметной среды.

– В международной практике применяется шкала ECERS, где четко расписано, что должно быть в детском саду, – рассказывает наша собеседница. – Согласно ей мы организовали программу, чтобы обучить и директоров детских садов, и воспитателей, и методистов. Кроме того, ведем программы по STEM-образованию, инклюзии, функциональной грамотности, робототехнике. Это то, что сегодня востребовано.

Помимо своих сотрудников, тренеров «Өрлеу» приглашает педагогов-практиков. Это не только школьные учителя, но и вузовские преподаватели, эксперты.

– Мы знакомим приглашенного специалиста с образовательной программой, оцениваем, правильно ли он понимает логику нашего обучения, – говорит руководитель карагандинского филиала Мейрамгуль Жетписбаева. – Да, у нас все учебные материалы готовы, но это не значит, что любой может прийти и преподавать. Нужна профессиональная подготовленность, умение работать со взрослой аудиторией, когда перед тобой – опытные педагоги, которых ты должен удивить, заинтересовать и обучить чему-то новому и актуальному.

Центр ведет не только кратко­срочные курсы, но и делает акцент на непрерывном профессиональном развитии педагогов.

– По инициативе Министерства просвещения ведется реализация проекта «Целевые школы», – акцентирует внимание Айдана Шилибекова. – В рамках него определены школы, особо нуждающиеся в методической поддержке. Мы проанализировали большой объем данных, чтобы определить проблемные вопросы, разработали онлайн-курс. Это уже не двухнедельный курс повышения квалификации, а системная работа со школой с несколькими этапами обучения, оцениванием, поддержкой на практике на протяжении года.

Председатель «Өрлеу» уверена, что необходимо создавать условия для развития педагогов не только повышением квалификации, но и через стимулирование, внутреннюю коллаборацию, внутришкольное обучение. Для этого центр делает ставку на цифровизацию, планируя внедрять технологии искусственного интеллекта, machine learning. Один из таких проектов – информацион­ная платформа «Ұстаз».

– Это онлайн-среда, где педагог будет вести свою деятельность. В личном кабинете будут храниться данные об участии в конкурсах, прохождении курсов, образовательных достижениях. И будет отражаться траектория развития педагога. Система за счет алгоритмов сама будет предлагать учителю рекомендации: пройти обучение, повысить навыки, участвовать в проекте. Сейчас платформа на этапе разработки. В Карагандинской области мы «обкатываем» ее в пилотном режиме, но только по блоку аттестации. Надеемся, сможем реализовать все механизмы платформы, и педагоги получат стимул для непрерывного развития, – заключила Айдана Шилибекова.

Популярное

Все
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Сносить нельзя оставить
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Моя профессия – мое будущее
Как укрощается сталь
А за весною спешит лето...
Когда отходы превращаются в доходы
От сердца к сердцу
Браконьеры наносят огромный ущерб
Основа стабильного будущего
Танцующие тени степей
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Усилить потенциал страны
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Односменка стала реальностью
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

В процедуру банкротства физических лиц внесены поправки
Гонка за ресурсами
Требования к безопасности труда ужесточат
Повышая инвестиционную привлекательность

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]