Раз в три года обновляй знания

616
Асет Сыздыков
старший корреспондент отдела общества

Как учителя проходят курсы повышения квалификации

фото НЦПК «Өрлеу»

Согласно законодательству, каждый учитель раз в три года должен пройти обязательное повышение квалификации. Это нужно, чтобы не утратить навыки и быть в тренде профессии. В этом педагогам помогает Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Это старейшая организация, которая имеет 76-летнюю историю. В советское время в регионах страны действовали институты повышения квалификации педагогов. В 2012 году все областные институты повышения квалификации реорганизовали и объединили под единым управлением НЦПК «Өрлеу».

Председатель центра Айдана Шилибекова отметила, что главная их задача – профессиональное развитие педагогов. В этом плане организация ведет разработку новой стратегии своей деятельности.

– Образование меняется каждый день. Мы сегодня не можем обучать педагогов, как раньше. Мы должны идти в ногу со временем, обеспечивать методологическое, содержательное развитие учителей, помогать им, предоставлять необходимые ресурсы, чтобы они качественно реализовывали свою профессиональную деятельность, – пояснила Айдана Шилибекова.

Какие программы и курсы реализуются для учителей, подробно рассказала директор филиала «Өрлеу» по Карагандинской области Мейрамгуль Жетписбаева. По ее словам, под курсы подпадают все педагоги дошкольного и среднего образования.

– Спектр программ у нас большой. Мы не обучаем предмету, потому что эти знания они получают в бакалавриате. Прежде чем разработать курсы, проводим большие исследования. Например, в этом году опросили более 120 тысяч педагогов по всей стране. Узнавали, что сейчас нужно учителю по предмету, методике, технологиям. Учитываем, куда движется наше образование, что происходит в мире. И вот такая интеграция помогает делать обучение более актуальным, – говорит она.

На курсах больше практики и интерактива

Мейрамгуль Жетписбаева отмечает, что программы курсов имеют модульную структуру. Здесь нет лекций, а упор делается на интерактивную и практическую деятельность. Это всегда групповые работы, где педагоги обсуждают тему, рефлексируют, делятся мнением, углубляя предметные знания. В рамках курсов центр организует и выездные занятия.

– Например, группа посещает инновационную школу, заходит на уроки. И такие занятия педагогам нравятся, ведь одно дело – рассказывать, а другое – самим увидеть, как ведет уроки лучший педагог, и использовать его методику в своей практике, – делится руководитель филиала центра.

В среднем курс повышения квалификации в «Өрлеу» длится две недели.

– Так как дается небольшой промежуток времени, мы делаем упор на контенте. Все программы актуализируем, обновляем, стараемся их cделать более полезными для педагогов, – отмечает Айдана Шилибекова, добавив, что сотрудники центра не просто обучают, но и тестирует слушателей курсов, чтобы оценивать эффективность обучения.

Всего в 2023 году 101 842 педагога прошли курсы повышения квалификации, из них около 90 тыс. учителей школ и около 12 тыс. педагогов детсадов.

Айдана Шилибекова объясняет, что каждый год государство выделяет средства на определенное количество педагогов по предметам и направлениям. Далее «Өрлеу» отправляет запрос в территориальные управления образования, которые уточняют потребность по регионам. Методкабинеты обращаются во все школы, чтобы те дали список педагогов, у которых уже подошел срок для повышения квалификации.

– Мы работаем исходя из потребностей педагогов, – продолжает глава НЦПК. – Например, к нам поступают запросы методкабинета или школы: обучите сто педагогов цифровым навыкам, и у нас есть готовая программа. Недавно методкабинет Астаны заявил, что у них высокая потребность в инклюзии. В школах учатся дети с особыми образовательными потребностями, и педагогам сложно грамотно организовывать с ними уроки. И мы откликаемся: начинаем разрабатывать содержание, подбирать преподавателей.

Для дошкольных организаций центр, к примеру, разработал программы по развитию игровых компетенций педагогов и пространственно-предметной среды.

– В международной практике применяется шкала ECERS, где четко расписано, что должно быть в детском саду, – рассказывает наша собеседница. – Согласно ей мы организовали программу, чтобы обучить и директоров детских садов, и воспитателей, и методистов. Кроме того, ведем программы по STEM-образованию, инклюзии, функциональной грамотности, робототехнике. Это то, что сегодня востребовано.

Помимо своих сотрудников, тренеров «Өрлеу» приглашает педагогов-практиков. Это не только школьные учителя, но и вузовские преподаватели, эксперты.

– Мы знакомим приглашенного специалиста с образовательной программой, оцениваем, правильно ли он понимает логику нашего обучения, – говорит руководитель карагандинского филиала Мейрамгуль Жетписбаева. – Да, у нас все учебные материалы готовы, но это не значит, что любой может прийти и преподавать. Нужна профессиональная подготовленность, умение работать со взрослой аудиторией, когда перед тобой – опытные педагоги, которых ты должен удивить, заинтересовать и обучить чему-то новому и актуальному.

Центр ведет не только кратко­срочные курсы, но и делает акцент на непрерывном профессиональном развитии педагогов.

– По инициативе Министерства просвещения ведется реализация проекта «Целевые школы», – акцентирует внимание Айдана Шилибекова. – В рамках него определены школы, особо нуждающиеся в методической поддержке. Мы проанализировали большой объем данных, чтобы определить проблемные вопросы, разработали онлайн-курс. Это уже не двухнедельный курс повышения квалификации, а системная работа со школой с несколькими этапами обучения, оцениванием, поддержкой на практике на протяжении года.

Председатель «Өрлеу» уверена, что необходимо создавать условия для развития педагогов не только повышением квалификации, но и через стимулирование, внутреннюю коллаборацию, внутришкольное обучение. Для этого центр делает ставку на цифровизацию, планируя внедрять технологии искусственного интеллекта, machine learning. Один из таких проектов – информацион­ная платформа «Ұстаз».

– Это онлайн-среда, где педагог будет вести свою деятельность. В личном кабинете будут храниться данные об участии в конкурсах, прохождении курсов, образовательных достижениях. И будет отражаться траектория развития педагога. Система за счет алгоритмов сама будет предлагать учителю рекомендации: пройти обучение, повысить навыки, участвовать в проекте. Сейчас платформа на этапе разработки. В Карагандинской области мы «обкатываем» ее в пилотном режиме, но только по блоку аттестации. Надеемся, сможем реализовать все механизмы платформы, и педагоги получат стимул для непрерывного развития, – заключила Айдана Шилибекова.

Популярное

Все
Назад в будущее
Олжас Бектенов: Мы должны видеть практические результаты научных исследований
Криминал уходит в «цифру»
Главный ориентир – эффективное правосудие
Дорога к знаниям открыта!
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
Как нам трансформировать АПК
В добрый путь, «Айналайын»!
Рыбная среда
Экологическое «нездоровье» подтверждено наукой
Проблему нехватки пастбищ решает возврат земель
Подиум для равных
Триумфальный «Экспромт» и неудержимый «Тумар»
Жителей Темиртау напугало видео с разгуливающим тигром
Дмитрий набирает форму
Офтейк-контракты повышают конкурентоспособность
Переход на единый часовой пояс основан на множестве факторов
Из незаконного оборота изъято более пяти тонн запрещенных веществ
Тридцать детей с аутизмом будут заниматься велоспортом
Деньги любят счет
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Какие изменения в области дорожного движения хотят ввести в Казахстане
Люксовые авто, элитная недвижимость – главу благотворительного фонда подозревают в хищении 1,5 млрд тенге
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Чем будут кормить в школьных столовых?
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Казахстан присоединился к декларации о трехкратном увеличении атомной энергетики к 2050 году
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Общественный контроль не помешает
Кызылординский рис: от поля до стола
Эволюционирует «ныряющая» нить
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
С чего начинается «Родина»
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Международная конференция «ОнкоРенессанс-2024» состоялась в…
Казахстан – Венгрия: придать импульс многоплановому сотрудн…
Каждый ребенок должен быть услышан
А вы смогли б пустить стекло на нитки?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]