Рисуйте, вам зачтется Статьи 24 июля 2019 г. 9:18 3732 Галина Вологодская От Третьяковки до Кастеева– Начала искать сведения о художниках, и с каждым шагом появлялось все больше вопросов, на которые у меня не было ответов…Научный сотрудник Невзоровки Ильвира Халитова, легкая, стремительная, ведет нас в библиотеку музейного фонда. Мы едва поспеваем следом. Несколько лестниц, коридоров – и вот оно, хранилище с высокими стеллажами, заполненными снизу доверху книгами. От разноцветных переплетов разбегаются глаза. На одной из полок Ильвира находит нужный том – «Художники города Семей ХIХ–ХХI веков». Большая, отлично изданная книга в твердой обложке, с текстом и иллюстрациями на глянцевой мелованной бумагой. Просто полистать такую здесь, среди музейной тишины, само по себе уже эстетическое удовольствие.– Думала, начну подбор имен с 40-х годов прошлого века, – рассказывает сотрудница музея. – Но стала копать, а там такая глубина. Весь первый раздел посвящен художникам, у которых рождение и начало творчества приходится на XIX век. Несмотря на то что каталог увидел свет еще в прошлом году, он, по словам Ильвиры, продолжает закручивать вокруг себя водоворот историй. Да каких! Например, в ходе подготовки книги выяснилось, что в 1934 году Семипалатинску были переданы картины из Третьяковской галереи. По всей вероятности, советское правительство надеялось решить таким образом задачу повышения культурного уровня провинциальных окраин. Причем коллекция, которую 85 лет назад отправили москвичи, состояла не из репродукций, а из оригиналов. Как следует из сохранившихся сведений, все работы предназначались для фондов семипалатинского краеведческого музея. Но сегодня там их нет. Где эти полотна?– Сколько раз я задавалась этим вопросом, искала хоть какие-то следы, – рассказывает Ильвира. – И представьте, полгода назад из Третьяковки приходит письмо, а в нем акт с полным перечнем этих самых картин, переданных Семипалатинску. И там такие имена – Шишкин, Верещагин, Поленов… Москвичи спрашивают у нас: можем ли мы сказать, где эти произведения? В это время я как раз прочитала в одной статье об упомянутой работе Верещагина, хранящейся в Кастеевке (государственный музей искусств им. А. Кастеева в Алматы. – Авт.). Словно небо услышало меня и дало ответ. Выяснилось, что в 1935 году, когда в Алма-Ате открылась художественная галерея имени Шевченко, Семипалатинск передал туда бесценные полотна. Понять это легко: столица Казахстана, новый республиканский музей, его надо было наполнить. Кроме того, для хранения живописи нужны специальные условия, и семипалатинцы, узнав об открытии художественного музея, надо полагать, с облегчением передали туда коллекцию в надежде, что там картины будут лучше храниться.Ильвира показывает разделы альбома. Открывает его вступительная статья с массой новых и малоизвестных фактов. Дальше следует хронология художественной жизни города, а закрывает книгу каталог имен живописцев, графиков, скульпторов с биографическими справками. В целом подготовительная работа над изданием заняла 12 лет. Пришлось собирать материалы в городском архиве, библиотеке им. Абая, в краеведческом музее, в фондах музея им. Ф. Достоевского... По крупицам из разрозненных газетных и журнальных заметок, из исторических документов постепенно складывалось полотно творческой жизни Семея. Что в имени тебе моемМы перелистываем лощеные страницы... На каждой содержится какая-нибудь «фишка» – историческая дата, редкие фотографии, рисунки. В глаза бросается имя Чокана Валиханова. Читаем: в 1855 году он побывал в Семипалатинске, ставшим уже областным центром, сделал здесь многочисленные зарисовки. Сегодня благодаря этим наброскам у нас есть возможность составить представление об одноэтажном патриархальном городе XIX века. Еще одно историческое имя – Виктор Белослюдов, один из четверых братьев Белослюдовых, замечательных семипалатинских краеведов, фольклористов, географов. Виктор был художником-этнографом, его рисунки входят в фонд библиотеки национальной Академии наук. Научный сотрудник Невзоровки до сих пор волнуется, когда вспоминает удивительные факты, открывшиеся в ходе поиска вокруг этой фамилии. Например, еще в 1905 году семипалатинский художник организовал в родном городе выставку картин мастеров из Петербурга и Москвы. В 1906 году он открыл собственную студию, которая работала до 1908 года. Одновременно провел ряд выставок с приглашением живописцев из Омска, Томска и многих других городов. А ведь прежде считалось, что в Казахстане самостоятельное изобразительное искусство зародилось лишь в 1920-е годы в Алма-Ате. Выходит, семейские традиции будут постарше алматинских.– Возможно, были и еще более ранние выставки, но мы пока о них не знаем, – рассуждает научный сотрудник. – Каталоги выставки 1905 года я нашла в фонде краеведческого музея, это было потрясающе! У нас в Невзоровке есть работа художника Колмакова, там изображена улочка старого Семипалатинска. Но об авторе не было никаких сведений. И тут из найденного каталога мы узнаем, что он участвовал в выставке, организованной Виктором Белослюдовым. Теперь это дает зацепку для дальнейших поисков. Листаем альбом дальше. 1928 год: Николай Крутильников устроил первую в республике передвижную выставку. Любопытней всего, что этого мастера, одного из основателей Союза художников Казахстана, своим считают как алматинцы, так и семейчане. Он в самом деле достаточно долго работал в городе на Иртыше. У него здесь была своя студия, в его семипалатинском доме останавливался Николай Рерих. А завершающий, зрелый период маэстро пришелся на Алма-Ату. – Для нас было важным максимально включить имена художников, которые жили и внесли определенный вклад в художественную жизнь нашего города, – поясняет Ильвира. – Мы, например, опубликовали в книге единственный натурный портрет Абая, сделанный художником Лобановским. Сам он из Ростова-на-Дону, но отбывал здесь срок как политссыльный. О некоторых мастерах практически не осталось сведений, но мы вносили имя в каталог, чтобы оно осталось в истории. Например, мы упомянули Ольгу Дмитриевну Белослюдову-Жилинскую – жену старшего из братьев Белослюдовых Николая. О ее работах и о ней самой почти ничего не известно. Есть только сведения, что она участвовала в выставках в Москве, Алма-Ате. И мы указали, что она жила в такие-то годы, выставлялась. Буквально две строчки, но ее имя зафиксировано. Всего в каталоге упоминаются больше 200 художников, а книга охватывает и систематизирует период с конца XIX века до начала ХХI века. Мы, корреспонденты, далеко не специалисты, понимаем, что не можем оторваться от этой старины, разлитой в иллюстрациях, в заголовках, в фактах. Здесь за каждым именем загадка. А что говорить об исследователях! Для них эта книга – настоящий кладезь информации. Ильвира охотно с нами соглашается: в Невзоровке действительно рассчитывают на продолжение исследований. Рассчитывают на интерес краеведов, искусствоведов, историков, которые захотят расширить круг имен и событий и, возможно, выпустить следующий каталог. Живописцы, окуните ваши кистиНесколько месяцев в музее им. семьи Невзоровых демонстрировалась выставка «И поныне на Иртыше», или, как неформально назвали ее сами организаторы, «Четыре музея». На ней были представлены подлинные произведения художников, чьи имена вошли в каталог. Помимо Невзоровки это были картины из фондов музеев им. Абая, им. Ф. Достоевского, краеведческого. «Сейчас можно увидеть только часть выставки, – объясняет составитель альбома. – Но оно того стоит. В наших СМИ написали, что облик Семея предстал так, как если бы смотреть изображения близкого человека, начиная с детских снимков и заканчивая теми, что сделаны в зрелом возрасте».Мы спешим за нашим экскурсоводом в зал с городскими пейзажами. На стенах большие завершенные работы и десятки этюдов. Вот летние виды улиц, парков, зданий, вот осенние, зимние, весенние. Струящиеся солнцем, вечерние, сделанные на пленэре или из окна мастерской… Говорят, по этюдам можно понять душу художника, в них выплескиваются сиюминутные чувства, настроение. Мы вглядываемся в работы, такие разные по времени, технике, манере исполнения. Если честно, сравнение выставки с детскими и взрослыми фотографиями вряд ли уместно. Семей с каждым годом становится удобнее, современнее, динамичнее. И если и говорить о волшебной силе искусства, то скорее как о возможности по-новому увидеть привычные уголки города. Увидеть и полюбить заново. – Художники пишут глазами любви, – заключает напоследок Ильвира Халитова. – И только глазам любви следует судить их. Мы надеемся, что еще найдем имена и работы художников, которые были вдохновлены Семеем.
12:00 Новые стандарты и достижения в детской медицине: от ранней диагностики до высокотехнологичной помощи
14:00 Партия «AMANAT» поздравила детей представителей рабочих профессий с Международным днём защиты детей
29 мая 2025 г. 0:30 Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
6 мая 2025 г. 14:00 Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
7 мая 2025 г. 13:17 Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы