Реформы в стране невозможны без демонополизации экономики и устранения посреднических «цепочек», которые мешают развитию рыночной конкуренции, малого и среднего бизнеса, привлечению инвестиций и внедрению инноваций.
В закрытый сосуд солнце не светит
Экономические и политические отношения в любом государстве органически вплетены в живую ткань общественно-социальной культуры, в рамках которой стремление отдельных людей к концентрации богатства и власти в своих руках неминуемо порождает всевозможные рыночные инверсии в виде монополизации и олигополизации.
При этом сужается окно возможностей для продуктивной деятельности других участников рынка, и говорить о свободной конкуренции явно нет смысла. Это аксиома, известная давно. Тем не менее многим странам в своем развитии зачастую приходится наступать на эти «грабли», переживать периоды внутренних социально-экономических кризисов и преодолевать их последствия, ведь «в закрытый сосуд солнце не светит»…
Как отметил Глава государства Касым-Жомарт Токаев на недавней встрече с представителями отечественного бизнеса, монополизация привела к росту влияния ограниченного круга лиц и снижению доходов большинства населения.
Президент напомнил, что олигополии – это постоянное стремление к концентрации рынка в одних руках, но не к диверсификации экономики страны.
– Люди задаются вопросом: почему все виды бизнеса оказались в одних руках? Чем мы хуже? Есть люди, которые путают Гегеля с Бабелем, не имеют специального образования, но у них огромный объем бизнеса в одних руках. В то же время люди образованные, окончившие специальные курсы, никак не могут пробиться к источникам бизнеса, кредитным и прочим ресурсам. Это порождает депрессию, неверие в справедливость со всеми вытекающими отсюда социально-политическими последствиями, – подчеркнул Глава государства.
Ранее в своем выступлении в Мажилисе Парламента Президент говорил об отрыве отдельных исполнительных органов от повседневных реалий и потребностей граждан, о том, что у представителей властных структур сформировалось искаженное представление о жизни людей, их чаяниях и запросах. Проблема социального неравенства усугубляется из года в год, в то время как показатели доходов населения растут лишь на бумаге.
Несомненно, разрыв по уровню доходов между богатыми и бедными в Казахстане не просто пропасть, а беда. При этом бесконечное коловращение населения в колесе социальной удрученности и неопределенности привело к тому, что основные заботы людей сместились из области духовно-культурного и интеллектуального совершенствования в сферу узких, сугубо житейских потребностей.
Как показывают данные исследований, сегодня в структуре потребительских расходов населения 56,7% приходится на продовольствие. В ряде регионов (Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Туркестанской, Жамбылской областях – свыше 60%). При этом дело дошло до того, что мясо и мясопродукты, масло подсолнечное и многие другие товары из-за их чрезмерной дороговизны стали попросту недоступными не только для пенсионеров, но и других категорий граждан.
В настоящее время во многих странах сформировалась особая «рыночная инфраструктура», которая занимается проблемами взаимоотношений контрагентов рынка. К ней относятся ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы, торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и прочие институты, имеющие в различных государствах специфические формы. И если где-то эти структурные надстройки работают, оказывая реальное воздействие на монополии, то у нас их активность в данной области проявляется в меньшей степени. На «переднем крае» защиты конкуренции в стране находится лишь антимонопольное ведомство. Но один в поле – не воин.
По данным антимонопольного ведомства, в текущем году агентством планируется проведение анализа 26 товарных рынков, в том числе оптово-розничных рынков угля, электроэнергии, нефтепродуктов, товарного газа, лекарственных средств, а также услуг по установке приборов учета потребления воды, электроэнергии, ПЦР-диагностики коронавирусной инфекции, внутренних пассажирских авиаперевозок и прочих. Цель данных исследований – оценка воздействия деятельности монопольных групп на товарные рынки с точки зрения экономической эффективности. Анализ деятельности частных операторов будет осуществляться в связи с необходимостью их сокращения.
Напомним, на заседании Правительства 18 января Премьер-министр дал поручение соответствующим ведомствам начать работу по сокращению цепочек поставок и анализу системы ценообразования на нефтепродукты.
– Лишние звенья должны быть отсечены, – заявил Алихан Смаилов.
По принципу древнеримских откупщиков
Согласно анализу более 70 товарных рынков, проведенному ранее антимонопольным ведомством, наиболее высокая концентрация монопольных структур наблюдается в базовых отраслях экономики. Опираясь на эти данные, можно отметить, что в стране только 4,3% товарных рынков в плане монополизации отличаются умеренной концентрацией, остальные 95,7% – это рынки с высокой концентрацией монополий и олигополий.
Другими словами, почти вся экономика РК находится в руках таких структур. Наибольшее число олигопольных рынков приходится на долю топливно-энергетического комплекса – 48,5%, промышленности – 17,6%, АПК – 16,2%. Финансовый сектор в этой структурной «пирамиде» занимает 8,8%, другие секторы – 8,8%.
Наибольшее количество высококонцентрированных рынков приходится на ТЭК – 33. Это рынки электрической энергии, сжиженного нефтяного газа, угля, нефтепродуктов... Так уж сложилось, что сегодня на каждом из них в качестве «игроков» действуют 3–4 крупные компании, которые образуют свою систему олигополии и формируют выгодную для себя ценовую политику.
В отрасли транспорта и связи – 12 рынков услуг, в том числе метеорологического обеспечения служб аэропорта, пропуска входящего транзитного междугороднего и международного сотового трафика через сети коммуникации, подачи-уборки вагонов, перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, сотовой связи в границах РК, услуги оператора крытых железнодорожных вагонов и платформ. В сфере АПК насчитывается 11 высококонцентрированных товарных рынков, где осуществляют деятельность преимущественно доминантные структуры. В частности, это рынки сахара, куриных яиц, риса, хлеба, муки и другой продукции.
В промышленности также существует пятерка аналогичных товарных рынков: нерудных строительных материалов, нефтяного битума, металлопроката с полимерным покрытием, строительного песка и щебня. В этих нишах также имеются свои доминанты, прогибающие под себя рыночное пространство таким образом, что другим игрокам туда вход заказан. Финансовый сектор – средоточие шести рынков олигопольного формата, включая безналичные платежи, а также ипотечное кредитование.
По мнению экспертов, в Казахстане такие базовые рынки, как грузовые и пассажирские перевозки, авиаперевозки, электроэнергетика, угольная промышленность, переработка и снабжение нефтепродуктами, производство сахара и другие, тоже поле деятельности структур-доминантов.
В области теории существует мнение, что возникновение монополий – это результат закономерных процессов развития рыночной экономики, мол, сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый участник конкурентной среды мечтает стать монополистом. Но, как говорят, и на ретивого коня найдется уздечка. Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен ведомства вынуждены проводить расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, захватившие чрезмерно активные позиции на одном из товарных рынков.
В условиях, когда речь идет о чистой монополии, а не ее признаках в действиях субъектов рынка, все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда дают результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. К примеру, либерализация цен сводится к их банальному росту и еще большему укреплению позиций монополистов, которые, как мы уже успели понять, даже при сокращении объемов производства товаров и услуг стремятся решать свои проблемы за счет конечных потребителей, в том числе бесконечной ценовой нагрузки на кошельки рядовых граждан.
Такая ситуация наблюдается в отечественной практике многие годы. При этом, как ни странно, представители госорганов иногда заявляют о том, что во всех развитых странах мира физические лица платят за коммунальные услуги больше, чем юридические. Но в развитых странах и зарплаты, и уровень жизни населения явно не сопоставимы с нашими, да и система распределения национального дохода на душу населения там выглядит иначе.
У нас, как известно, полторы сотни богатых, остальные – «несостоятельные клиенты» банков. Это лучше всяких слов показывает, что в монополизированной экономике отсутствуют не только какая-либо честная конкуренция и саморегуляция, но и, по сути, нормальная рыночная среда.
По мнению Главы государства, операторы, особенно частные (искусственно созданные), должны уйти в прошлое. Их деятельность следует запретить законодательно.
– Если помните, раньше был такой термин – «откупщики». Частная компания за соответствующую плату откупала себе исполнение ряда экономических функций государства. Так вот ни к чему хорошему это не приводило. Поручаю Правительству наложить запрет на такую деятельность законодательно, – сказал Президент.
Напомним, еще в Древнем Риме существовала каста богатых откупщиков-публиканов, заключавших пятилетние контракты с государством на сбор налогов. Договор заключался с одной из фирм, которыми в складчину владели несколько патрициев.
Глава такой фирмы выплачивал государству оговоренную сумму налогов в установленный срок, после чего собирал эти средства с налогоплательщиков. Разумеется, откупщики собирали с налогооблагаемой публики гораздо больше средств, чем отдавали в казну государства, используя любые методы выбивания денег. Примерно по такому же принципу действуют и современные частные операторы, об устранении которых говорит Глава государства.
Могут всучить
и кота в мешке
Как известно, в фонде «Самрук-Казына» после резкой критики Президента Касым-Жомарта Токаева началась работа по дальнейшей структурной и прочей трансформации. При этом, глядя на то, как это делается впопыхах, словно на пожаре, некоторые депутаты Парламента выразили озабоченность по поводу того, что в этом процессе опять что-то может пойти не так, как следовало бы.
По мнению мажилисмена Аманжана Жамалова, за последние годы суммы дивидендов в госбюджет от «Самрук-Казына» были значительно ниже, чем средства, направляемые из бюджета на их инвестиционные проекты. К примеру, за 2019 год «Самрук-Казына» выплатил в бюджет лишь 120 млрд тенге, в то время как чистая прибыль фонда составила 1,4 трлн тенге.
– Сегодня звучат предложения о том, чтобы раздать долю в фонде каждому гражданину. На первый взгляд идея привлекательная. Но на деле выходит, что доходность от такой доли при текущем финансовом состоянии «Самрук-Казына» составит всего 500 тенге на человека в месяц. Поэтому, вместо того чтобы «махать шашкой», закрывая и модернизируя все без разбора, следует выяснить, почему фонд оказался неэффективным, – отмечает Аманжан Жамалов.
По его мнению, необходимо провести комплексный аудит профильных и непрофильных активов фонда. И прежде чем принимать решение по передаче в конкурентную среду непрофильных компаний, следует оценить эффективность их работы. Нужно принять меры по их финансовому оздоровлению и только после этого приниматься за продажу структур через фондовый рынок, в том числе через Народное IPO. В противном случае граждане не будут иметь представления о том, что им предлагают – реальные инвестиционные доходы или огромные долги? То есть кота в мешке.
Напомним, в соответствии с поручением Главы государства Счетным комитетом проведены аудиты в большинстве крупных структур квазигоссектора, в том числе в компаниях «Қазақстан темір жолы», «Самрук-Энерго», «Қазақтелеком», «Актауский международный морской торговый порт», «Тау-Кен Самрук», «Samruk-Kazyna Construction», «Объединенная химическая компания», НК «КазМунайГаз», «Казатомпром» и других.
По итогам аудита установлено, что только в отчетном периоде выявлено около 60 системных проблем и недостатков: финансовых нарушений на сумму 41 млрд тенге, фактов неэффективного управления активами – на 340 млрд тенге. При этом отмечается, что процессы трансформации квазигоссектора не стали залогом качественных изменений и эффективности группы компаний, призванных сыграть ключевую роль в модернизации и диверсификации национальной экономики.
Трансформация затягивается. Приватизация по итогам исполнения Комплексного плана на 2016–2020 годы обеспечена только на 62%.
На внеочередном съезде партии «Nur Otan» Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что исполнительная власть не воспользовалась мандатом доверия народа, допустив серьезное ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Поручения, планы и задачи зачастую выполнялись формально, на бумаге. При этом некоторые заметные персоны бизнеса, которые являются частью олигополии и даже ее олицетворением, не спешат участвовать в благотворительной акции, инициированной Главой государства.
– Это что, жадность, нигилизм, разгильдяйство или пренебрежение? – риторически вопросил Президент.
Между тем рядовым гражданам хорошо известно, что от современных «персон бизнеса», как и древним римлянам от патрициев, ничего хорошего ждать не приходится.