Рыцарь танца

2395
Асель МУСИНОВА, старший преподаватель кафедры печати и электронных СМИ КазНУ им. Аль-Фараби
Детство
Это было перед войной. Алма-Ата. 1941 год. В семье казаха Джабаша Мальбекова и украинки Федосии Никифоровны Черной родился сын.
– Отца не помню: он ушел на фронт в начале войны, приезжал на побывку, когда мне было полтора года, и больше не вернулся. Погиб в Латвии, в местечке Вистыня. А в 1947-м в нашей жизни появился другой человек – Иван Васильевич, который стал впоследствии супругом мамы, – вспоминает Эдуард Джабашович.

Решив начать жизнь с чистого листа, мама планирует отправить сына в Одессу, к своему брату. Эдик, как сын погибшего офицера Советской армии, мог без экзаменов поступить там в Суворовское или Нахимовское училище. Но случайно на глаза попадается объявление о наборе в хореографическое училище.
– В 1949 году меня приняли. Без особого восторга. Благо поддержал Александр Владимирович Селезнев – легендарный педагог, выпестовавший не одно поколение первых казахских танцовщиков и балерин. А поскольку мы жили на Алма-Ате-1, в районе железнодорожной станции Пятилетка Турксиба, откуда крайне редко ходил единственный трамвай № 6, мне даже предоставили место в интернате.

56bcbd9b700ef1455209883.jpeg

В балетных кругах Эдуарда Мальбекова чтут не только как танцовщика и педагога-методис­та, но и высокого интеллектуала. Таким, по словам друзей, он был с детства. «Все время читал. Если в школе были сложные задания, мы – к Эдику. Хотя и хулиганили тоже: яблоки воровали в саду, хлеб из столовой, дрались до крови с городскими шайками – были мальчишками послевоенной поры, – вспоминает друг детства, артист балета Самигулла Зайнуллин. – Однако рвение к знаниям всегда его отличало».
Благодарен за это Эдуард Джабашович своим учителям. Владимир Николаев, педагог по народно-сценическому танцу, в тяжелое полуголодное время заставил мальчишку читать, обнаружил, раскрыл и направил его характерно-гротесковое дарование. А педагог по общему фортепиано Людмила Лазарева привила потребность учиться, читать, слушать музыку.

– Это я пытаюсь передать своим ученикам, ведь большими художниками становились только те, кто широко образован, – говорит Эдуард Джабашович.

Профессия
Переломным моментом в понимании профессии стал 1957 год.
– С несколькими номерами мы приняли участие во Втором съезде хореографических училищ СССР в Москве, – рассказывает юбиляр. – По нашим меркам мы были вполне подготовлены. И вдруг – выступление тогда еще учеников цент­ральных школ: ленинградцев Рудольфа Нуриева, Юрия Соловьева, Никиты Долгушина, молодых москвичей Володи Васильева и Кати Максимовой, парня из Перми, в будущем известного танцовщика Льва Асауляка. Это был шок. Мы впервые увидели столь высокий уровень исполнения и наконец осознали, какой выбрали путь.

56bcbdb51c17f1455209909.jpeg

В 1958-м распределенный после учебы в оперный театр юный актер был занят в кордебалете и небольших сольных партиях. Танцевал Разбойника в «Докторе Айболите» Морозова, в «Медном всаднике» Глиэра выходил князем Меньшиковым, в то время как ветеран сцены Герман Романович Трос­тянко играл Петра I. Исполнял принца Фортюне в «Спящей красавице», испанский танец в «Лебедином озере». Через год главный балетмейстер театра Даурен Абиров рекомендовал отправить на стажировку в Мос­ковское академичес­кое хореографическое училище при Большом театре СССР трех молодых артистов – Сонмаса Бурханова, Салиму Акбарову и Эдуарда Мальбекова.
– Нам очень повезло: мы учились в классах Асафа Мессерера, а позже – Николая Тарасова. Занятия в одном зале с его учениками – Михаилом Лавровским, Николаем Тогуновым, Александром Прокофьевым – помогли нам понять до конца и глубоко, что есть балет, – вспоминает Эдуард Джабашович. – После стажировки в Моск­ве, где мне посчастливилось видеть спектакли Большого театра с участием таких мастеров, как Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Эсфандьяр Кашани, Борис Хохлов, поначалу было очень грустно смот­реть спектакли нашего театра. Но потом все встало на свои места, и началась работа.

Дебютом в качестве солиста было соло Мальбекова в краковяке, мазурке и в тройке военачальников татарской пляски балета «Бахчисарайский фонтан». Появились проблески в бытовой жизни: какое-никакое жилье­ в общежитии, надбавка к зарплате. Пришло время налаживать личную жизнь, тем более что любовь уже завладела сердцем молодого человека. Ее звали Тамара.

Тамара
– Тамара Закировна окончила хореографическое училище в 1961 году и пришла в театр. Была невероятно скромной девочкой, и это мне импонировало. Начался период взаимного притяжения. Я стал слегка «приударять за ней», – смеется Эдуард Джабашович. – А в 1963-м на гастролях в Караганде мы поженились. На колено не вставал, все произошло вполне буднично. Просто понимал, что дальнейшая раздельная жизнь невозможна, нам хотелось быть вместе.

– Сначала было очень сложно, – делится воспоминаниями Тамара Закировна. – Поженились, не имея за душой ничего. Оклады мизерные. У Эдика только место в общежитии, где они жили вшестером, с другими ребятами. Он привел меня туда. Мы поселились в маленькой комнате – только кровать и тумбочка…
Начав карьеру с кордебалета, Тамара Мальбекова выросла до уровня крепкой солистки: маленькие лебеди, па-де-де и па-де-труа, сольные вариации в различных балетах – все это стало возможным, по словам балерины, только благодаря вере в нее любимого суп­руга, примеру его отношения к труду.
– Эдик приучил меня работать в балетном зале. На обед из театра не уезжали – смысла не было. Пообедали, отдохнули и – в зал. Закрывали дверь стулом и работали. Появилась уверенность в себе, и я начала танцевать сольные номера.

Родились двое детей – дочь Жанна и сын Динмухамед, которого ласково называли Димаш. Это были театральные дети, детство которых прошло в балетном зале, за кулисами и на гастролях.
– Как и во всех артистичес­ких семьях, – уточняет Эдуард Джабашович. – Если муж и жена работают в одном коллективе, приходится брать малышей с собой. И не только потому, что оставить не с кем. Хотелось, чтобы ребенок находился рядом. Уж очень привязаны были, любили по-настоящему друг друга и дети, и мы.

56bcbdc35fcb91455209923.jpeg

Творчество
Шестидесятые годы принесли радость совместной работы с молодыми амбициозными выпускниками ГИТИСа Заур­беком Райбаевым и Булатом Аюха­новым.
В 1962 году в знаменитой «тройчатке» Райбаева – «Шопениана», «Франческа да Римини», «Болеро» – Мальбеков исполнил партию Юноши в балете «Болеро» и постепенно ввелся в роль Джанчотто во «Франческе да Римини», создав титанический образ зла.
Дипломный «Вечер классического балета» Булата Аюханова 1964 года произвел в Алма-Ате эффект разорвавшейся бомбы – настолько неординарен был каждый из 18 концертных номеров, созданных Аюхановым под впечатлением новых увиденных в Москве работ New York City Ballet Джорджа Баланчина. Мальбеков до сих пор с радостью вспоминает те дни:
– Это была революция. Булат поставил замечательные номера: «Грезы любви» Листа, «Грустный вальс» Сибелиуса. Тамара Закировна танцевала «Мазурку» Скрябина, приняла участие в номере «Голуби» Шостаковича.

Публика и профессионалы открыли для себя нового, самобытного исполнителя Эдуарда Мальбекова в «Рондо каприччиозо» Сен-Санса в дуэте с Сарой Кушербаевой и в трио «Орфей и Эвридика» на музыку 13-го ноктюрна Шопена. Вскоре балетмейстер из Перми Марат Газиев поставил концертный номер «Тореро» Бизе – Щедрина, который вывел Мальбекова в ранг ведущих солистов. Танцовщик начинает исполнять Ротбарта в «Лебедином озере», Короля Черви в «Игре в карты», Эспада в «Дон Кихоте», Вожака в «Барышне и хулигане», Кощея Бессмертного в «Жар-птице», Ганса в балете «Жизель».
В 1973 году Эдуарду Мальбекову присуждено звание «Заслуженный артист Казахской ССР». Но самой большой творческой удачей стал для талантливого исполнителя 1974 год. Заурбек Райбаев ставит балет Арама Хачатуряна «Спартак».

– Номером один был Рамазан Бапов в роли Спартака. Я же станцевал партию Красса. Это был незабываемый период: все, начиная от последней линии кордебалета до ведущих солистов, жили «Спартаком», выкладываясь до предела, – вспоминает Э. Мальбеков.
В 1978-м в театр пришло новое поколение балетмейстеров – Минтай Тлеубаев и Жанат Байдаралин. Не найдя общего языка с новым руководством, часть артистов покинула театр. Мальбеков к тому времени уже имел за плечами 20-летний стаж и перспективу ухода на пенсию. Но дирекция не торопила, и он остался. Как оказалось, для новой интересной работы.

– В балете Тлеубаева «Аксак-Кулан» я исполнил роль Кербуги. Байдаралин поставил на меня сольный номер на музыку Исаака Альбениса «Виктор Хара», посвященный чилийскому певцу и политичес­кому активисту, зверски убитому в 1973 году, – продолжает Э. Мальбеков. – В 1982-м Тлеу­баев осуществил постановку балета «Брат мой, Маугли». Фактически я уже был на пенсии, но Минтай меня уговорил. Так родилась последняя в моей творческой биографии яркая, характерная партия Табаки, в которой я составил дуэт Шерхану – Бауржану Ешмухамбетову. Табаки потребовал полной эмоциональной и физической отдачи, но результат того стоил.

56bcbdd2e4f7d1455209938.jpeg

Наставник
Окончив танцевальную карье­ру, Эдуард Джабашович внес свой вклад как руководитель, педагог и балетмейстер в работу Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева, Государственного ансамбля танца РК «Салтанат», фольклорно-этнографического ансамбля «Алтынай», Теат­ра современного танца «Самрук» и, конечно, родного ГАТОБа им. Абая. В историю отечественной хореографии вошли такие постановки Мальбекова, как «Половецкие пляс­ки» А. Бородина в хореографии Касья­на Голейзовского для АХУ им. А. Селезнева, «Хикуэлина» Карлоса Монтойя, «Танго» на музыку Луи Армстронга, и многие другие.

Эдуард Мальбеков воспитал замечательных танцовщиков: это Алексей Сафронов, Яссауи Мергалиев, Нариман Бекжанов. Несправедливо рано, в 21 год, ушел из жизни лауреат престижных международных конкурсов, удивительный Дас­тан Чиныбаев. На устах поклонников казахстанского балета имена нынешних «теат­ральных» учеников – Айдо­са Закана, Асета Мурзакулова, Фархада Буриева, Амира Жексенбека…

Наследникам по профессии блистательный Рыцарь танца Эдуард Мальбеков сегодня старается передать свое жизненное кредо: высокий профессио­нализм и бескорыстное служение делу.
– Именно служение, – подчеркивает Эдуард Мальбеков. – Ибо в театре не работают. Ему служат. Неспроста он наз­ван храмом, где много званых, но мало избранных.

Популярное

Все
Гитанас Науседа переизбран президентом Литвы
Экзамен по казахскому языку сдают 5, 8 и 10-е классы
Стал известен обладатель "Золотой бутсы" - 2024
Аида Бауыржанова завоевала бронзу на ЧА по спортивной гимнастике
«Сама, наверное, нозила?»: задержавших Бишимбаева полицейских наказали в Астане
Уголовное дело завели на алматинских школьниц за избиение парня
Школьница разработала устройство, предупреждающее об опасности при паводках
Сборная Чехии выиграла домашний ЧМ по хоккею
Казахстанские гимнасты завоевали два золота на этапе Кубка вызова
Айзада Курманова назначена вице-министром культуры и информации РК
Международная выставка по признанию собак породы қазақ тазы прошла в Астане
Утверждены требования к онлайн-продаже банковских активов
Дожди со снегом продолжат идти в Казахстане
Карагандинская область продолжает лидировать по уровню травматизма на производстве
Почти 15 тыс. тенге составил средний чек на маркетплейсах
Республиканский челлендж «Атқа міну дәстүрі» запустили спортсмены Астаны
Около 7 млн бюджетных тенге проиграл азартный бухгалтер в ЗКО
Nomadiq Innovation hub: инновационный IT-хаб открылся в Сингапуре
Свыше 114 млн тенге выманил у знакомой житель Усть-Каменогорска
Цены на продукты обсудили в правительстве
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Казахстан обыграл Польшу и сохранил место в элите хоккейного ЧМ
В Астане состоялся симпозиум в честь векового юбилея Героя Советского Союза, Халық Қаһарманы Сагадата Нурмагамбетова
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Октай Букейхан – забытый первый казахский геолог-разведчик, коллега Каныша Сатпаева
В Астане потерявшаяся шестилетняя девочка вызвала полицию через кнопку SOS
«Тайник-KZ» стал брендом
Что связывает Пушкина с областью Абай?
Казахстан – не проходной двор
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Посвящается поэту и гражданину
Фундамент языка закладывается с колыбели
Юбилей «Невада – Семей» – хороший повод напомнить о заслугах Саима Балмуханова
Не только ужесточение, но и упрощение. На законодательном уровне совершенствуют отношения в области миграции
У Казахстана уникальный культурный код
«ҰЛЫ ДАЛА ЖОРЫҒЫ-2024»: Итоги первого дня
Как сохранить любовь после многих лет совместной жизни?
Ерулан Жамаубаев назначен советником президента
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Думе предложили запретить в России организацию обращения криптовалют
Волонтерство – элемент национального характера
Детей растить и Родину защищать
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали

Читайте также

Выпускники-медики NU теперь могут работать по всему миру
В лучших национальных традициях
На холстах художников образы Великой степи
Казахские гранды мировой сцены вернулись домой

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]