Совершенствованию бюджетной политики пределов нет Свежий выпуск 21 июня 2021 г. 3:32 467 Марат Кусаинов, председатель Комитета Мажилиса Парламента РК по финансам и бюджету Она направлена на создание условий для эффективного управления государственными финансами и ориентированного на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны.Обеспечена единая система регулирования бюджетных правоотношений, бюджетный процесс четко регламентирован и функционирует на внедряемом принципе «бюджетирования, ориентированного на результат», усовершенствованы межбюджетные отношения. В последние годы работа по совершенствованию бюджетного законодательства была направлена на дальнейшее улучшение качества бюджетного планирования, повышение самостоятельности и ответственности государственных органов, упрощение бюджетных процедур, совершенствование межбюджетных отношений и повышение самостоятельности местных исполнительных органов.Переход от «управления бюджетными средствами» к методу «управления результатами» осуществлялся путем обеспечения взаимодействия стратегического и бюджетного планирования, укрупнения бюджетных программ и формализации для них целевых конечных результатов, расширения самостоятельности администраторов бюджетных программ, а также повышения их ответственности. Внедрен новый формат стратегического плана, предполагающий усиление увязки бюджетных программ с целями стратегического плана государственного органа. При формировании бюджета на 2021–2023 годы государственными органами стратегические планы были представлены уже в новом формате. С 2020 года введена административная ответственность должностных лиц государственных органов за отдельные нарушения бюджетного законодательства (штраф в размере 100 МРП), что должно усилить ответственность за эффективное использование бюджетных средств.В прошлом году в Бюджетный кодекс также был внесен ряд изменений и дополнений, направленных на дальнейшее реформирование бюджетного процесса с акцентом на бережливое и экономное расходование средств.Бюджетное планирование полностью подчинено системе государственного планирования прежде всего за счет изменения подходов по доведению лимитов расходов администраторам бюджетных программ после определения целей и индикаторов стратегических планов государственных органов. При этом эти цели и индикаторы определяются с учетом общенациональных социально-экономических приоритетов, а также мероприятий по реализации Предвыборной программы партии «Nur Otan».В соответствии с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс оценка экономической отдачи расходов на субсидии и инвестиционные проекты будет осуществляться уже на стадии планирования бюджета. Такую оценку администраторы бюджетных программ с этого года предоставляют в составе бюджетных заявок.Бюджетные средства будут преимущественно выделяться на наиболее приоритетные направления, а также расходы, имеющие наибольшую отдачу для экономики в виде дополнительных рабочих мест, роста будущих бюджетных доходов, частных инвестиций. В использовании бюджетных средств на первом плане будут экономия и эффективность потраченных государственных средств, отдача от каждого потраченного тенге.Принятыми изменениями в бюджетное законодательство предусмотрено создание при каждом министерстве ведомственных бюджетных комиссий. Помимо расширения самостоятельности при формировании бюджета, это должно повысить качество планирования расходов на уровне самих государственных органов. Одним из важных направлений совершенствования бюджетного законодательства является фискальная децентрализация. В целях повышения финансовой самостоятельности местных исполнительных органов с 2020 года местным бюджетам переданы поступления корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса.С 2020 года повсеместно внедрен бюджет местного самоуправления.В прошлом году запущен «бюджет народного участия», являющийся одним из инструментов участия граждан в бюджетном процессе, на уровне районов в городах республиканского и областного значения. При акиматах созданы экспертные советы по рассмотрению, отбору и принятию решений по проектным предложениям жителей.Для вовлечения населения в «бюджеты народного участия» реализован модуль «бюджет народного участия» на Единой платформе интернет-ресурсов государственных органов.На странице акиматов в модуле «бюджет народного участия» все желающие в режиме online могут подавать предложения, голосовать и отслеживать предложенные «проекты» с указанием статусов, timeline, количества голосов и т. д.Планируется расширять участие населения в распределении средств местных бюджетов городов с учетом реальной потребности граждан.В свою очередь успешная реализация и масштабирование «бюджетов народного участия» повысит уровень удовлетворенности людей качеством работы местных властей.Работа по совершенствованию бюджетного законодательства и бюджетного процесса в Казахстане осуществляется на постоянной основе.На сегодня ведется работа по интегрированию в бюджетный процесс элементов новой Системы государственного планирования (национальные проекты и планы развития госорганов).Со следующего года планируется, что вместе с проектом бюджета будет представляться аналитический отчет о бюджетных рисках и долгосрочной устойчивости государственных финансов.В Послании Главы государства от 1 сентября 2020 года было отмечено: «Крайне важный момент – разработка модели бюджетного финансирования регионов. Речь идет не только об отношениях «центр – регион», но и о распределении средств внутри региона».С учетом данного поручения Касым-Жомарта Кемелевича в этом году будет разработана новая методика расчета трансфертов общего характера между республиканским и местными бюджетами.Также с учетом поручения Президента, данного в Послании от 1 сентября 2020 года, будут подготовлены изменения в Бюджетный кодекс в целях внедрения «расширенного бюджета» с охватом деятельности внебюджетных фондов.Это повысит прозрачность расходов внебюджетных фондов, в том числе их административных расходов, за счет их рассмотрения в Парламенте в составе республиканского бюджета и годового отчета об его исполнении.Совершенствование бюджетной системы Казахстана осуществляется с учетом рекомендаций экспертов ОЭСР, представленных по итогам реализованного в 2017–2018 годах проекта «Обзор бюджетной системы Республики Казахстан: Стратегия по имплементации лучшей международной практики в бюджетном регулировании».В целом экспертами ОЭСР дана достаточно высокая оценка проведенным в Казахстане бюджетным реформам. Взаимосвязанные и проработанные реформы, произошедшие за последние годы в бюджетной системе Казахстана, свидетельствуют о прогрессе на пути приближения к международной практике.На сегодня задачами проводимой бюджетной политики являются обеспечение стабильности государственных финансов, повышение результативности бюджетных расходов, создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.В Послании Главы государства К. К. Токаева от 1 сентября 2020 года было отмечено: «Нам предстоит выработать новую бюджетную политику, бережливую и ответственную. Финансировать следует только приоритетные направления и проекты».В целях обеспечения макроэкономической стабильности и сбалансированности государственных финансов бюджетная политика формируется на основе фискальных ограничений.В среднесрочном периоде будет продолжена политика накопления средств в Национальном фонде и постепенного сокращения дефицита бюджета. По итогам 2020 года уровень дефицита республиканского бюджета составил 3,1 % к ВВП. На 2021 год дефицит запланирован на уровне 3,5% к ВВП.Для повышения сбалансированности бюджета и устойчивости государственных финансов в среднесрочной перспективе бюджетная политика будет поддерживать дефицит бюджета не выше уровня 3% от ВВП.Одним из целевых ориентиров бюджетной политики является также снижение ненефтяного дефицита до 6,0% к ВВП в 2025 году за счет стимулирования увеличения ненефтяных доходов, а также ограничения использования средств Национального фонда.С 2000 года в целях сбережения нефтяных доходов и снижения зависимости от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках функционирует Национальный фонд, который стал важным регулятором государственных финансов.Создание фонда в период «пиковых» уровней цен на сырьевых рынках позволило нивелировать внешние шоки кризисов 2000-х годов посредством выделения средств на реализацию масштабных антикризисных программ.В рамках разработанной Правительством Антикризисной программы на 2020 год были приняты меры по поддержке экономики и в первую очередь для выполнения социальных обязательств, для чего из Национального фонда выделено 4,8 трлн тенге гарантированного трансферта. Эти средства были направлены на усиление социальной поддержки граждан, в том числе на повышение доходов и поддержку малообеспеченных слоев населения, решение жилищных вопросов граждан с низкими доходами, улучшение сфер образования и здравоохранения, развитие регионов.Созданная «подушка безопасности» позволила, несмотря на внешние шоки, продолжить диверсификацию экономики, главной целью которой является улучшение условий жизни и повышение благосостояния населения.Как отмечал в своем выступлении на заседании Совета безопасности 24 апреля 2020 года Первый Президент – Елбасы Н. А. Назарбаев, «мы накопили значительный объем средств в Национальном фонде. Он сейчас спасает страну в период кризиса, и не в первый раз. Но он не беспредельный, надо его использовать экономно и в крайних случаях». С учетом этого планируется постепенно сокращать использование Национального фонда в виде гарантированного трансферта в республиканский бюджет.В Бюджетном кодексе закреплено бюджетное правило, регламентирующее размер гарантированного трансферта из Национального фонда. Согласно правилу, размер гарантированного трансферта не должен превышать прогнозируемые поступления в Национальный фонд от нефтяного сектора при расчетной цене на нефть. Правило позволит сберегать больше средств в Национальном фонде при высоких ценах на нефть и поддержать бюджет при низких ценах на нефть.Республиканский бюджет был и остается социально ориентированным. Из 15,3 трлн тенге расходов республиканского бюджета на 2021 год расходы на социальную сферу составляют 48,7%, на поддержку реального сектора экономики – 15,8%, общегосударственные расходы – 21,6%.Неоднократно по предложению депутатов осуществлялась оптимизация бюджетных расходов с сокращением затрат с низкой эффективностью перераспределением средств на более приоритетные направления.В Предвыборной программе партии «Nur Otan» «Путь перемен: достойную жизнь каждому!» определены четкие задачи в сфере бюджетной политики, в частности по обеспечению сбалансированной макроэкономической и фискальной политики, ограничению дополнительных трансфертов из Национального фонда и снижению размера дефицита бюджета, оптимизации расходов бюджета, отмене неэффективных льгот и субсидий.И со своей стороны депутаты Мажилиса готовы обеспечить необходимое законодательное обеспечение запланированных мероприятий.
11:01 «Анаға тағзым – анаға құрмет»: столичные спортсмены запустили трогательный челлендж ко Дню матери
6 мая 2025 г. 14:00 Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
7 мая 2025 г. 13:17 Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
7 мая 2025 г. 16:11 Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
5 мая 2025 г. 11:52 Тягач стоимостью 100 млн тенге разобрали на запчасти на штрафстоянке в Алматинской области
12 апреля 2025 г. 1:28 Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
16 апреля 2025 г. 15:42 Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»