
– В своей статье Президент поделился с общественностью мыслями об актуальности слов Абая, а также призвал «научиться любить нацию, как Абай». Приводя слова Абая «Келелі кеңес жоғалды, Ел сыбырды қолға алды» («Лишившись важного согласия, вооружились слухами»), Касым-Жомарт Токаев отмечает, что в обществе снизилось доверие к власти, поэтому он решил создать Национальный совет общественного доверия для обсуждения и решения проблемных вопросов в нашем обществе, – открыл дискуссию Кайрат Сак, декан факультета журналистики и политологии ЕНУ им. Л. Гумилева.
Кайрат Сак рассказал о том, какую важную роль Абаю отводил лидер национально-освободительного движения «Алаш» Алихан Букейханов в деле просвещения казахского народа.
Букейханов взял на себя миссию составления и издания первого сборника оригинальных сочинений поэта – мыслителя Абая еще в 1905 году. Однако в связи с введением военного положения на территории Казахстана и арестом Алихана Букейханова опубликовать их тогда, как планировалось, в Семипалатинске не удалось.
Лидер казахского национально-освободительного движения, несмотря на трудности, не отказался от взятых на себя обязательств, не бросил начатое дело на полпути. Он решил издать первый сборник сочинений Абая в столице Российской империи – Санкт-Петербурге.
Издание оригинальных трудов великого поэта и мыслителя в 1909 году, произошедшее благодаря титаническим усилиям Алихана Букейханова, послужило мощным толчком для возникновения нового течения в казахской литературе под названием «абаеведение».
Словом, у истоков изучения и пропаганды идей Абая стоял именно Алихан Букейханов.
– Народ должен знать свою историю, своих выдающихся общественных деятелей. Молодежи особенно необходимо понять дух «Алаш-Орды», дух патриотизма. Деятельность лидеров «Алаш-Орды» по пропаганде идей Абая много значила для роста национального самосознания, развития казахской государственности, – продолжает Кайрат Сак.
Во всех своих произведениях Абай заставляет читателей задуматься о смысле жизни и предназначении человека. Задает вопрос: правильно ли мы живем? Призыв отказаться от потребительской идеологии, посвятить себя служению обществу – вот, пожалуй, один из главных его наказов потомкам.
Поэтому не случайно Президент Касым-Жомарт Токаев в своей статье использует цитаты Абая. Творчество Абая по-прежнему необходимо изучать и пропагандировать.
К примеру, для популяризации идей Абая в Евразийском университете запущен в массы литературный марафон по чтению романа Мухтара Ауэзова «Путь Абая».
По инициативе, предложенной студенткой вуза Дианой Сайлаубай, акцию запустил ректор ЕНУ академик Ерлан Сыдыков, зачитав отрывок из романа и передав эстафету ректору Казахского национального университета им. аль-Фараби Галимкаиру Мутанову, казахстанскому певцу Димашу Кудайбергену и олимпийскому чемпиону Серику Сапиеву.
В масштабный марафон уже включились 20 тыс. студентов, более полутора тысяч преподавателей, сотрудников. В течение года сотни людей в разных уголках Казахстана в прямом эфире прочитают произведения от первой и до последней строчки.
В свою очередь Жанбота Карипбаев, заместитель директора научно-исследовательского института «Академия Абая», продолжил тему необходимости пропаганды духовных ценностей, отраженных в произведениях великого казахского мыслителя, потомкам. С этой целью в академию привлечены 12 ведущих ученых, предусмотрено проведение 15 фундаментальных исследований, в том числе по изучению личности Абая, его философских идей и литературного наследия.
По словам ученого, многие факты жизни и деятельности Абая, связанные с его творчеством, до сих пор изучены недостаточно.
– Конечно, в советский период наследие Абая не было всесторонне исследовано из-за господствовавших тогда исторических, идеологических установок. К примеру, концептуальная идея мыслителя «полноценная личность» («толық адам») оказалась наименее востребована. Ее взаимосвязь с духовными исканиями Востока, с фольклорным наследием казахского народа также осталась малоизученной, – утверждает ученый.
Оказалось, до читателей не доходили многие высказывания, мысли выдающегося мыслителя. Если раньше творчество Абая анализировали формально, стандартно, то сейчас статья Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева дает толчок рассматривать мысли Абая с новых позиций.
По мнению Жанботы Карипбаева, необходимо продолжить широкое изучение идеологических концепций мыслителя.
– В целом Абай призывает нас уходить от ложных ценностей общества потребления, а для этого необходимо ставить во главу жизни нравственные качества, во всех ситуациях прежде всего оставаться человеком, – считает ученый. – Пока же многие люди думают только о хлебе насущном. Больше никаких мыслей у них нет, но если у человека отсутствует духовное богатство, то он навсегда останется бедным.
По словам ученого, творчество Абая способно дать ответы и на злободневные вопросы глобализации, которые породили множество проблем. Через осмысление его идей мы сможем лучше понять и свою национальную идентичность, укрепить национальное самосознание. Поэтому не нужно сомневаться: изучение наследия Абая способствует духовному обогащению казахстанцев.
– Для полноценной и эффективной реализации идей Абая много даст повышение статуса школьного учителя. Для этого много усилий сейчас прилагает наш Президент Касым-Жомарт Токаев. Кроме того, нашей стране нужны собственные методики преподавания и обучения, учитывающие национальные традиции и опыт народа. В таком важном деле нельзя полагаться только на зарубежные разработки, воспринимать их некритично, – считает абаевед.
Кроме того, ученый уверен в необходимости скорейшего принятия национальной концепции патриотического воспитания.
– Изучение творчества Абая поможет решить проблемы современного казахстанского общества, – считает Серикзат Дуйсенгазин, заведующий кафедрой телерадио и связи с общественностью ЕНУ им. Л. Гумилева.
Ведь Абай не просто поэт, он всю жизнь воспевал духовные ценности, просвещал общество, говорил о пользе образования, и сейчас нужно принять те моральные принципы, которые он проповедовал. Труд на благо общества, уважение к старшему поколению, сохранение семейных ценностей, стремление к духовному и интеллектуальному развитию – эти правила жизни обязательны для каждого казахстанца.
По его словам, великие стихи Абая необходимо больше переводить на иностранные языки. Как в современном мире пропагандируют творчество Гёте, Байрона, Пушкина и Толстого, так и нам надо через труды Абая пропагандировать достижения казахской культуры. Богатое наследие Абая может войти в мировую литературу и представлять Казахстан на мировой арене.
В статье Президента Касым-Жомарта Токаева говорится о том, насколько знание традиционных истоков значимо для дальнейшего успешного развития страны.
Президент подчеркивает многогранность таланта Абая, называя его сторонником государственных дел. Главным принципом общественных идей Абая, как говорит Касым-Жомарт Токаев, является принцип единства народа. Концепция Президента о Казахстане как государстве, слышащем голос народа, восходит, по мнению ученого, к идеалам Абая.
Взгляды Президента по вопросам укрепления нашей государственности, процветания как суверенного государства созвучны с идеями Абая, имеющими важное значение для процветания Казахстана в ХХI веке. А нравственные принципы поэта, изложенные в творениях мыслителя, соответствуют задачам цивилизованного государства.
У Абая Кунанбаева нет специальных философских трудов, и его размышления наиболее полно представлены в «Словах назидания», цитаты из которых использовал в своей программной статье в качестве примеров Касым-Жомарт Токаев. Абай излагает свое видение истории казахов, вопросов нравственности, права и морали, высоко оценивает возможности и значение человека. Мыслитель ратует за то, чтобы люди приобретали новые знания, знакомились с новыми языками, художественными произведениями. Ведь от культурного развития каждого человека напрямую зависит успех государства.