Столичный статус не гарантирует комфорт

1837
Юлия Полонская
старший корреспондент отдела политики

Школьники Астаны подготовили рекомендации по улучшению городской среды

фото Игоря Бургандинова

Степной город

Свои проекты столичные школьники презентовали на финальной встрече клуба Urbanitarium Astana. Это образовательный проект для подростков 13–16 лет, интересующихся урбанистикой и экологией.

Второй год подряд проект реа­лизуется в Астане в формате клуба Urbanitarium Astana Club как часть проекта Tabiğat Labs.

Клуб Urbanitarium был организован профессионалами из разных сфер, чтобы делиться знаниями и идеями с подрастаю­щим поколением, воспитывая тем самым единомышленников – неравнодушных к своему городу граждан.

– Мы говорим о среднесрочном развитии главного города страны в экологическом и историческом контекстах, – рассказывает куратор программы Urbanitarium Astana Сlub Темиртас Искаков. – Сейчас Астана находится в сложной экологической и урбанистической ситуации. 25 лет город интенсивно застраивается. При этом не всегда учитываются особенности ландшафта и экосис­темы степи. Возведение жилья намного опережало создание инфраструктуры, и теперь мы сталкиваемся с транспортным коллапсом, загрязнением воздуха, нехваткой тепла и воды.

Чтобы переломить ситуацию, нужно изменить подходы к проек­тированию. Нынешние подростки через 10–15 лет будут работать на различных участках, в их руках – будущее. Поэтому так важно экологическое просвещение молодежи, развитие думающего ответственного поколения казахстанцев, считают в клубе Urbanitarium.

В этом году тема работы клуба – «Степной город: Флора. Фау­на. Человек». Курс начался летом и продлился до октября. Участники Urbanitarium Astana Club получили теоретические и практические знания об основах урбанистики и городской экологии от казахстанских экспертов и практиков, побывали на выезд­ных экскурсиях, проводили полевые исследования в разных районах Астаны.

– Когда мы говорим об Астане, вполне естественным образом рисуется концепция степного города. Поэтому человека мы поставили на третье место не случайно, ведь очень важно понимать, в какой экосреде мы существуем. Да, городская среда создается для комфорта жителей, но если не учитывать всех аспектов этой сложной системы, хрупкое равновесие будет разрушено, и мы столкнемся со множеством проблем, – рассуждает Темиртас Искаков. – Понять же, на чем оно зиждется, школьники могли, участвуя в еженедельных встречах, лекциях, воркшопах, выездных экскурсииях за город, в степную зону. Наши эксперты показывали им, где находится наш современный город и с какими природными зонами граничит.

Чтобы дискурс об экологичес­кой устойчивости и справедливос­ти был предметным, школьники подготовили свои предложения по улучшению городской среды и на закрытии клуба представили результаты собственных урбанис­тических исследований.

Мемориал может быть парком

В центр внимания подростков попал столичный микрорайон «Целинный». Этот спальный район по праву можно считать историческим, ведь появился он еще в советском Целинограде. Отсюда вытекают и многие проб­лемы, с которыми его жители сталкиваются сегодня.

С одной стороны, спальный район выигрывает с точки зрения развития бытовой инфраструктуры. Как известно, концепция комфортного города требует, чтобы путь до всех жизненно необходимых локаций, будь то магазины, школы и детские сады, поликлиники и химчистки, занимал не больше четверти часа. А преодолеть эти 15 минут можно было пешком или на велосипеде. С этим в «Целинном» проблем нет – район давно обжит.

А вот рекреационных зон не хватает. Есть новые скверы, но деревья здесь молодые, тенистых зон и уюта не создают. В то же время район соседствует с большой территорией многолетних растений, но для прогулок и отдыха здесь нет никаких условий.

– В результате жители района пытаются самостоятельно навести красоту во дворах – сажают цветы, обустраивают клумбы, изготавливают малые архитектурные формы из старых покрышек. Столичного лоска это, как можно догадаться, району не прибавляет, – делают выводы школьники.

Улично-дорожная инфраструктура тоже не учитывает потребностей всех участников движения – нет тротуаров и пандусов, велодорожек и комфортных парковок. Нет у микрорайона и общего архитектурного облика. Высотные новостройки соседствуют с панельными пятиэтажками, возведенными в советское время, с частным сектором.

Фасады панелек устарели, неорганизованные свалки и открытый кое-где грунт и вовсе делают это пространство неухоженным, а порой и просто небезопасным.

Школьники предлагают провес­ти реновацию пятиэтажек, а также создать парк на закрытой территории кладбища Караот­кель, проведя работы по обустройству мемориальных зон.

– Здесь находится около 10 тысяч захоронений, среди похороненных есть известные исторические личности. Предлагаем сделать эту территорию достоя­нием общественности, проложить дорожки, посадить деревья, установить информационные таб­лички, дающие представление о сакральной ценности данного места, – говорят авторы проекта.

Еще жителям нужен спортивный сквер, и обустроить его школьники предлагают на территории заброшенного сейчас здания.

На берегу Сарыбулака

Не хватает рекреационных зон и жителям жилого массива, очерченного улицами Косшыгулулы, Алматинская, Кумисбекова, Бердибека Сокпакбаева. Территория эта находится на северо-западе Астаны в районе «Сарыарка». Здесь проживают около 7 тыс. человек и расположено около 250 зданий, возведенных в разные периоды истории казахстанской столицы. Главная достопримечательность района – метеорологическая станция, основанная в 1870 году и функ­ционирующая по сей день.

Посреди этой территории, очерченной современными многоэтажками с яркими фасадами, остался частный сектор, некоторые дома в котором попросту заброшены. В итоге страдают и визуальное качество окружающей среды, и пешеходы, которым приходится прокладывать путь через частный сектор и территории, где ведется снос строений.

Единственным связующим звеном с природой для жителей района является озеро Сарыбулак. Но, из-за того что пространство набережной не обустроено, отдыхающих здесь нет.

Больше половины жителей близлежащих домов здесь вообще никогда не были. До ближайшего Центрального парка далеко – около 40 минут пешком, а потому району очень нужны внутриквартальные рекреационные зоны и, конечно, правильная организация пространства с соответствующей инфраструктурой, удобной для маломобильных групп населения. Необходимы современные детские площадки.

Не только для детей

Парк «Бухарест», расположенный по улице ЕК-33 и являющийся частью жилого комплекса «Зеленый квартал», представляет собой портрет уже новой, современной Астаны. Искусственный водоем смягчает урбанистический характер небоскребов, символизируя связь с природой и предоставляя жителям квартала возможность оказаться на ее лоне, не покидая границ города. Однако неудобство, непродуманность и неухоженность могут испортить и свести на нет даже самый новаторский подход в реа­лизации современной концепции комфортного мегаполиса.

Пешеходные дорожки здесь обустроены без учета пожеланий жителей, а потому они протоптали их сами там, где удобно. Рас­тительность плохо приживается из-за отсутствия должного ухода, другая инфраструктура тоже не располагает к тому, чтобы провести здесь время всей семьей.

Хотя район можно назвать новым, многие объекты в парке уже нуждаются в реставрации. Школьники предлагают поду­мать над тем, чтобы сделать пространство более удобным для людей, установить скамьи, правильно зонировать территорию, что сделает ее комфортной для единовременного отдыха людей разных возрастов.

Подростки нашли недочеты и в организации пространства парка «Жетысу». Он расположен возле набережной недалеко от монумента «Байтерек» и по праву может считаться одним из самых популярных парков столицы. Территория очень зеленая, здесь много взрослых насаждений, но насладиться прогулками по тенистым аллеям вряд ли получится – обстановка релаксации вообще не способствует.

Уже при входе в парк посетителей встречает множество ларьков со сладкой ватой, мороженым и поп-корном, пестрые аттракцио­ны создают не только визуаль­ный, но и аудиальный шум.

– Чтобы составить портрет гос­тей парка, мы провели опрос в будни и выходной день, – рассказывают авторы проекта. – И оказалось, что чаще всего здесь бывают вовсе не дети, а люди старше 35 лет. Получается, что как раз для них в парке и нет никаких удобств.

Школьники предлагают разделить территорию парка на две час­ти – рекреационную и досуговую. В первой обустроить скамьи и беседки, где можно провести время в тени деревьев или за настольными играми. В другой части создать условия для семейного досуга – построить современные детские игровые комплексы и кафе.

К навигации и инфраструктуре парка «Жетысу» у школьников не нашлось претензий, а вот к качес­тву зеленых насаждений есть – в парке много больных растений.

Дорога в школу

Другая группа подростков всерьез озабочена безопасностью дорожного движения в районе школы № 55, что расположена на улице Досмухамедулы. Актуальность выбранного направления исследования они подтверждают печальной статистикой: в 2024 году гибель в ДТП – самая распространенная причина смерти детей.

Опрос жителей близлежащих домов показал, что почти половина детей добирается до школы пешком и, к сожалению, их путь пролегает по дорогам, где нет тротуаров.

– Напомним, речь идет о детях, – акцентируют внимание авторы исследования. – Это самая обычная средняя школа, в которой учатся около 1 600 детей. Во время подготовки проек­та по безопасности дорожного движения мы узнали, что администрация учебного заведения много раз направляла жалобу в акимат, указывая на опасную инфраструктуру вокруг.

Чтобы аргументировать свои претензии, школьники сами провели фото- и видеосъемку, поговорили с участковым и специалистами в сфере организации дорожного движения. Они подсчитали, что даже в выходной день по улице Досмухамедулы за 10 минут проезжает в среднем 60  транспортных средств. Одна треть из них – тяжелый спецтранспорт, столкновение с которым не оставит ребенку шансов на жизнь.

Авторы проекта надеются, что администрация района услышит их доводы, организует для школьников безопасные переходы, тротуары и установит ограничители скорости для автомобилей.

Популярное

Все
Январская клубника созрела в Туркестанской области
Нужно жить сегодня!
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Когда чудеса становятся реальностью
Камня на камне не оставили
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Цены на лекарства снизятся
Жить в селе становится комфортнее
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Почему не реконструируют заставы?
Армия должна быть безопасной
Встреча с руководителями фракций
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
«Дерево растет только на одном месте»
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
Таинственная музыка природы
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Торговые сети завышали цены на картофель – Минторговли
Надо ли экономить на спортклубах?
Нужно жить сегодня!
МЧС рекомендует воздержаться от похода в горы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]