Свет мудрости преодолел века

4716
Раушан Шулембаева, Алматы

Познать смысл жизни

Выходец из города Отрара, в эпоху арабского халифата называвшегося Фарабом, аль-Фараби проникся свободолюбивым духом Казахской степи и благодаря жаж­де знаний удостоился второго после Аристотеля высокого звания Учителя мира. К примеру, его трактат «Слово о классификации наук» считался обязательным для арабских и еврейских ученых. Пос­ле того как в XII­ веке этот труд перевели на латынь, он приобрел в эпоху средневековья характер учебного пособия и на Востоке, и на Западе. Народный писатель и дипломат Олжас Сулейменов, выступая на открытии Научного центра, напомнил, что аль-Фараби известен еще тем, что помог Западной Европе обрести новую для нее культуру Ренессанса, или Возрождения.

– Почему Возрождения? – задался вопросом Олжас Омарович и сам же ответил: – Потому что благодаря переводам аль-Фараби произошло возрождение эллинской, или древнегреческой, культуры, которая была забыта в Западной Европе на многие века. Дело в том, что в первых веках нашей эры многие древнегреческие произведения уничтожались, так как были нехристианскими. Но аль-Фараби, несмотря на то что древнегреческих авторов обвиняли в многобожии, перевел на арабский язык великолепные труды Платона и Аристотеля. Переводы хранились в библиотеке Багдада, где к философским взглядам древних греков относились спокойно.

Более того, просвещенный средневековый Восток назвал Аристотеля Первым учителем мира. Аль-Фараби заслуженно стал вторым после него великим учителем. В XI веке труды Аристотеля и Платона на арабском языке оказались в Испании, часть которой тогда была захвачена арабами. Совершая экскурс в историю, Олжас Омарович напомнил, что эти переводы аль-Фараби попали в университет, организованный арабами и который сегодня является одним из старейших в Европе. Здесь, в свою очередь, Платона и Аристотеля с арабского перевели на латынь, и они стали доступны не только арабоязычным читателям. Так возрожденная эллинская культура постепенно стала проникать в сознание европейской философской общественности.

– В 2008 году представительство Казахстана в ЮНЕСКО провело в Париже конференцию «Аль-Фараби и западноевропейское Возрождение», – воспоминал Олжас Сулейменов. – И когда я спросил у ученых, приехавших из разных стран Европы, что для них означает Ренессанс, то выяснил, что мало кто задумывался о роли аль-Фараби в возрождении эллинской культуры. Сегодня надо рассказывать о взаимодействии просвещенного Востока в лице аль-Фараби и европейской культуры. Сомневаюсь, что этот факт включили в учебники европейских школ. Поэтому я добиваюсь, чтобы в наших учебниках стали говорить о значении фактора аль-Фараби для мировой культуры. Приветствую открытие центра его имени в Национальной библиотеке и на­деюсь, что он будет излучать тот свет, который великий ученый привнес в этот мир.

На церемонии открытия директор кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы Криста Пиккат также выразила уверенность: новый научный центр облегчит широкий доступ к трудам великого мудреца.

– 1150-летие аль-Фараби вошло в список юбилейных дат ЮНЕСКО­ – организации, призванной содействовать развитию образования, науки и межкультурного взаимопонимания, – напомнила она. – Жизнь и деятельность ученого тесно связана с целями и ценностями ЮНЕСКО, а масштабное празднование его юбилея повысит осведомленность общественности, прежде всего молодого поколения, которое должно приобщаться к высокому наследию. Жизнь аль-Фараби являет образец жажды познания мира и смысла жизни. На размышлениях и духовных цитатах великого ученого можно воспитывать человека как личность и укреплять истинные ценности. Мудрость учителя актуальна, его жизнь служит примером для воспитания у молодежи таких качеств, как открытость, любознательность, толерантность и стремление к знаниям.

Трудная добродетель

Научный центр аль-Фараби представляет собой постоянно действующую выставку изданий из фондов Национальной библио­теки. Здесь есть переводы произведений великого ученого на разных языках, материалы о его жизни и творчестве, исследования отечественных и зарубежных ученых, электронные издания, база данных документов из периодических изданий.

Глубокое внимание к энциклопедическому наследию аль-Фараби вызвано содержательным пафосом его философии, сфокусированной на идеале совершенства. В изданиях, выставленных в Научном центре, сообщается, что в поисках новых путей своего развития человечество порой забывает о мудрости аль-Фараби, о его совершенном человеке и обществе, в котором можно жить свободно и справедливо, если жизнь строить на добродетельных принципах. В философском трактате «О взглядах жителей добродетельного города» мыслитель подчеркивал, что «вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу в достижении счастья». Аль-Фараби по сути создал энциклопедичес­кую систему, подобно аристотелевскому учению. Он написал около 160 трактатов, охвативших все известные в его время отрасли знаний: политику, психологию, этику, естествознание, эстетику, логику, философию.

К сожалению, не все работы сохранились, но главные труды уцелели и сегодня хранятся в лучших библиотеках Калькутты и Лейдена, Стамбула и Парижа, Лондона и Мадрида. Например, в библиотеке Айа София в Стамбуле насчитывается 10 рукописей с 16 сочинениями аль-Фараби. Ценная рукопись, которая включает 11 трактатов, есть в Британском музее. Из трех рукописей логичес­ких трактатов – стамбульской, братиславской и мадридской – наи­большую ценность представляет братиславская рукопись, которая долгое время не упоминалась ни в одной библиографии по наследию аль-Фараби.

А мадридская рукопись примечательна комментариями одного из крупных представителей восточного аристотелизма в мусульманской Испании Ибн Баджжи к логическим сочинениям средневекового мыслителя. Помимо этой рукописи имеется значительное количество сочинений аль-Фараби, переведенных на еврейский язык или написанных древнееврейским алфавитом. Из еврейских рукописей наиболее известны бодлеанская, мюнхенская и парижская.

Первые печатные работы аль-Фараби относятся к XV–XVI векам. Так, в 1481 году в Венеции был опубликован латинский перевод трактата по риторике; в 1638-м в Париже издали книгу, в которую вошли 2 работы на латинском – «О науке» и «О разуме и умопос­тигаемом».

Вновь интерес к наследию аль-Фараби возродился в XIX веке, когда в 1836-м Август Шмельдерс опубликовал арабские тексты и латинский перевод трактатов мыслителя «Что должно предшествовать изучению философии» и «Существо вопросов». Другой пытливый исследователь XIX века Фридрих Дитерици, внесший большой вклад в знакомство с наследием ученого, издал его арабские тексты и немецкий перевод «Философских сочинений аль-Фараби», «О взглядах жителей добродетельного города» и «Гражданскую политику». А вызывающая восхищение по сию пору «Большая книга о музыке» аль-Фараби увидела свет только в 1930–1935 годах.

В Казахстане издание трудов нашего выдающегося земляка началось в 1970-м с издания сразу 5 трактатов аль-Фараби, достаточно полно представляющих философский аспект его творчества. В их число вошла и книга «Об общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля».

Философия древнего Востока представляет особый круг в развитии мировой философии. С такой точки зрения аль-Фараби следует рассматривать как основоположника всей раннесредневековой прогрессивной философской мысли. Его путь продолжили такие ученые мужи, как Ибн Сина, аль-Газали, Ибн Рушд. А от последнего тянутся нити к философской мысли в Европе вплоть до возникновения философии и науки Нового времени.

Отважный герой науки

Культура народов арабского халифата, куда входила и часть современного Казахстана, в IX–XII веках была несравненно выше европейской культуры того времени. Выходцы из Азии, в том числе уроженцы казахской земли, оказали большое влияние на литературу мусульманского средневековья.

От Испиджаба до Дамаска в эпоху, когда жил и творил аль-Фараби, повсеместно наблюдался подъем производительных сил, происходила урбанизация, сопровождавшаяся расцветом науки и культуры. Широкая караванная торговля свидетельствовала о развитии экономических связей между странами халифата. Фараб в ту пору был большим городом с населением около 70 тыс. душ мужского пола, с соборной мечетью, цитаделью и базаром. Город являлся древнейшим цент­ром оседлости, ирригационного земледелия и городской цивилизации Казахстана.

Отрар, он же Фараб, возник в последние века до нашей эры. Раскопки в этом городище показали, что стандарт градострои­тельства в Южном Казахстане в IX–X веках был очень высок и по своему качеству сравним с Мервом, Бухарой, Самаркандом, Термезом, Ташкентом. Благодаря торговым связям Фараб привлекал купцов и путешественников из Согда, Египта, Индии и даже Дальнего Востока.

Археологические исследования свидетельствуют, что ко времени аль-Фраби в обширных районах Семиречья, Центрального и Восточного Казахстана существовала развитая городская культура, носителями которой были предки казахского народа – местные тюркские племена. Они создавали искусство, ремесла, науку. Сложившаяся социально-экономическая и культурная ситуация и стала той благодатной почвой, породившей аль-Фараби и других ученых как из самого Фарабского округа, так и других районов Казахстана.

Земляком аль-Фараби, например, был Аббас Джаухари – астроном и математик, принимавший вместе с аль-Хорезми участие в составлении знаменитых астрономических таблиц. Современником аль-Фараби был и другой уроженец города Фараб – Исхак аль-Фараби, чей труд, как считается, использовал Махмуд Кашгари при составлении «Диван лугат ат-турк». Уроженцем этих земель был и арабоязычный географ и политический писатель Джанах ибн Хакан аль-Кимаки.

Такова была родина молодого аль-Фараби, которую он покинул в поисках знаний. И многие годы провел в Багдаде – политическом и культурном центре халифата, который в ту пору называли «городом мира». Здесь он основательно пополнил свои знания и быстро занял среди ученых людей первенствующее положение в своих поисках достижения счастья в земной жизни. И этим вызвал у многих богословов неприязнь, замешанную на зависти.

Считается, что именно к Багдаду относится то, что аль-Фараби говорил о коллективном городе: «Этот город является самым восхитительным и счастливым из невежественных городов и своим внешним видом напоминает цветастое и красочное одеяние и в силу этого оказывается любимым кровом каждого, ибо любой человек в этом городе может удовлетворить свои желания и устремления. В нем рождаются люди разных родов, имеют место браки и половые связи разного вида, здесь рождаются дети самого разного рода, воспитания и происхождения. Этот город состоит из многообразных, входящих друг в друга объединений с отличными друг от друга частями, в которых чужеземец не выделяется из местного населения и в которых объединяются все желания. Поэтому очень возможно, что с течением времени в нем могут вырасти самые достойные люди, там могут сосуществовать мудрецы, ораторы, поэты всех видов».

Думается, в таком городе конт­расты добра и зла проявлялись сильнее, чем где бы то ни было, поскольку в этот город стекались все, кто хотел попробовать свои силы и вступить в соперничество за место под солнцем. В Багдаде работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль играли несториане. Они переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида, шел параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. В этом городе наставником аль-Фараби стал переводчик античных текс­тов на арабский язык Абу Бишр Матта, преподававший еще и логику. Но, как свидетельствуют исследователи, ученик быстро превзошел учителя. О другом наставнике – Юханне ибн Хайлане – сам аль-Фараби рассказывал, что этот человек был приобщен к традиции живой передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам и так через целый ряд поколений.

Исследователь XIX века Фридрих Дитерици назвал аль-Фараби отважным героем науки, вступившим в борьбу «с господством суеверия и тем иерархическим властолюбием, которое кровью написало свою историю и сделало все, чтобы подавить свободу духа и благородные законы гуманизма».

Сам же аль-Фараби утверждал: «Если заниматься наукой, искусством и философией, можно достичь счастья». Эту идею он выразил в своих произведениях, поскольку считал, что способность мыслить, делающая человека человеком, равнозначна осознанию смысла самого себя и своего Творца. Этим изречениям великого мудреца уже более тысячи лет. Но, судя по всему, человечество все еще в поисках счастья и добродетельного общества.

Популярное

Все
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
«Твой сын что-то натворил» – ясновидящая предупредила мать Бишимбаева о трагедии
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Пострадавшие благодарят за помощь
Колоссальное превышение загрязняющих веществ выявлено в стоках горных рек Рудного Алтая
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
В правительстве обсудили проект по финансовой грамотности
Ясновидящая-свидетель по делу Бишимбаева заявила об угрозах в свой адрес
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Ксения Собчак - о «тихой революции» в казахстанском обществе
В Минсельхозе опровергли информацию о продаже на рынках мертвечины
В Астане дольщики многострадального ЖК спустя 13 лет получат ключи
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Нацгвардия продолжает доставлять гуманитарные грузы в район…
Министр обороны обратился к военнослужащим-участникам прот…
Начались работы по модернизации международного пункта пропу…
Скальпель сменили на гамма-нож

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]