​Сюжеты, размытые временем

1138
Владимир Проскурин

Художник европейского типа

Как когда-то писал журнал «Литературный Казахстан», Риттих «мог работать по 20 часов в день, не снижая ни качества, ни продуктивности. Мог за несколько дней расписать огромный павильон мос­ковской сельскохозяйственной выставки, мог создавать огром­ные полотна на любую тему, в любой срок, любой величины! Он сверкал, искрился, переливался, изображал гнев, любовь, мужест­во, вздымал к небу сотни загорелых кулаков, и это называлось «Восстание»… Амангельды перед повстанцами на белом наполеоновском коне; гроб, обитый крас­ным и черным, а рядом фигура в кожанке с сжатым мускулистым кулаком: «Жертва революции».

Исследователь Евгений Кибрик считал Риттиха художником европейского типа, вернее, немецкого.

– Он и учился в Мюнхене и Вене и, как я сейчас понимаю, работал явно в манере Боклина, так поразившего в свое время молодого Репина. Небольшого роста, изящный блондин с бородкой, длинными волосами, он обладал обликом, очень похожим на тот, который придавался обычно изобра­жениям Иисуса Христа. Когда я познакомился с ним, ему было 33 года, – писал Евгений Кибрик.

А до этого Александр Александ­рович Риттих окончил московскую гимназию, учился на историко-филологическом факультете МГУ. Он, выпускник академий Австрийской художественной и Мюнхенской искусств, совмещал занятия живописью с изучением зодчества и ваяния на архитектурном отделении Политехнического института.

Интересно, что современники писали о художнике излишне жестко, вероятно, потому что, несмотря на мастерство композиции и рисунка, некоторые картины Риттиха производили впечатление холодных, даже натуралистических.

Вернувшись из благополучной заграницы, Риттих попал в водоворот гражданской войны на Украине. В глухом селе заболел тифом, и когда Мария Тарасовна, деревенская фельд­шерица, выходила его, женился на ней. В городе Николаеве родилась его дочь Людмила, ставшая впослед­ствии известным гидробиологом, специалистом по донной фауне морей.

В 20-е годы Риттих был назначен директором художественного музея имени Василия Верещагина, преподавал в техникуме историю искусств. В эти годы он обратился к пейзажу – писал украинскую природу, черноморские пейзажи, создавал также произведения на историко-революционную тематику.

Алматинская палитра

В наших краях семья Риттиха оказалась не по своей воле, судя по всему, это была политическая ссылка. Тем не менее он был принят членом вновь организованного в 1933 году Союза художников Казахстана. Надо сказать, что участь политических ссыльных коснулась многих талантливых художников, скульпторов, архитекторов, сыгравших заметную роль в культурной жизни Алма-Аты, – Валентина Антощенко-Оленева, Исаака Иткинда, Владимира Теляковского, Юрия Домбровского…

Ко времени пребывания Риттиха в Казахстане относится важное и единственное свидетельство почтительного отношения к нему современников. Эта характерис­тика дана «певцом Алма-Аты» , писателем Юрием Домбровским в его повести «Гонцы»:

«В Алма-Ате уже и тогда художников было предостаточно. Вовсю блистал, например, непревзойденный Риттих. Кто из жителей Алма-Аты не застывал на улицах при виде этой величественной фигуры, бледного лица интеллектуала, взгляда светлых лучистых глаз и таинственной художественной бороды?

А какие огромные блестящие холс­ты он писал! …Рисовал пест­рую толпу в праздничных национальных уборах – красавиц, красавцев, стариков, заливал все ослепительным солнечным светом, расстилал белоснежные скатерти, разбрасывал блюда с фруктами… Стол, залитый солнцем, а на нем огромные цветастые яблоки, отборный алма-атинский апорт. …Дыни и арбузы, караваи с серебряными солонками вверху, украинские рушники, казахские кошмы – и все это называлось «Колхозный праздник». Да разве мог кто-нибудь сравниться с великим Риттихом? Все остальные художники просто меркли перед ним».

Риттих был одним из первых педагогов художественного училища в Алма-Ате, открыл и собственную студию, где консультировал многих казахстанских художников. Также Риттих иллюстрировал книги, выполнял и обычные оформительские работы. Принял участие в первой казахстанской выставке с многообещающим названием «Художники в борьбе за социалистическое строительство», на которой представил пейзажи, натюрморты, портреты известных людей… на фанере. Это был излюбленный материал мага светотени.

«Юные авиамоделисты» или «Старый и новый Казахстан» актуаль­ны по темам, профессиональны по исполнению. Он также создал художественные образы Амангельды, Джамбула и Абая, отмеченные специальными премиями выставки. Она открылась 4 октября 1933 года в здании теат­рально-художественного училища, обыкновенно верненском, приземистом домике по улице Сельская (затем Павла Виноградова, ныне – Карасай-батыра).

Работы Риттиха экспонировались и во время первой декады литературы и искусства Казахстана в Москве в 1936 году. Они были выставлены в фойе Большого театра и позитивно отмечены художественной критикой. Долгие годы часть его картин хранилась в Москве в частной галерее Александры Понютиной, в 2011 году она подарила их Государственному музею искусств.

Риттиховские почтовые открытки, выпущенные безымянно на Всесоюзную сельскохозяйст­венную выставку, отразили Алма-Ату того времени, новую социа­листическую столицу Казахстана. Но с виду и по содержанию это был тот же сельский град Верный, большинство населения которого первый раз в жизни увидело первый поезд Турксиба и железнодорожный пейзаж вокзалов – водокачки, семафоры и стрелочные будки. Гудящий звон пассажирского рейса «Юнкерса» (Ю-13) долетел к вершинам Алатау.

Строительство здания аэроклуба ДОСААФ в городском парке на улице Пролетарской (ныне улица Зенкова) тоже не лишено печально-радостной истории. Аэроклуб был алматинской достопримечательностью с изображением у входов статуй легендарных летчиков, деревянно-железных макетов авиа­техники. И главное – с очередью настойчивой молодежи, которая стремилась овладеть «небесными вездеходами». Кроме живописи, Александр Риттих занимался проектированием и дизайном, принимал участие в создании скульптур, украшавших парки, улицы, архитектурные соору­жения Алма-Аты. К сожалению, ничего этого не сохранилось до настоящих дней.

Довольно странная картина – Риттих проектировал многие архитектурные сооружения, стоял у истоков республиканского союза художников, был командирован правительством в Москву, и при этом не осталось практически никаких следов его пребывания в Алматы. Нет даже свидетельств личной судьбы этого необыкновенно талантливого человека. Но в залах алматинского государственного музея висят картины Риттиха, а это значит – есть ниточка, которая может соединить прошлое и настоящее, вернув из небытия еще одно имя.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Семей: что показать туристам?
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
«Мир казахов» пришел к англичанам
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
187 горняков эвакуировали из шахты Костенко в Караганде
Если бы коучи могли научить кое-чему
Самую глубокую голубую дыру на планете обнаружили в Мексике
Степь цветет, радует глаз
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

Депутат Мажилиса предложил сделать «Чистый четверг» по всей…
Жизнь идет под рев моторов
«Біз біргеміз!» – и в горе, и в радости
Всепобеждающая сила любви

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]