​Такси заказывали?

910
Асель Муканова

Служба такси – одна из важнейших в жизнеобеспечении любого мегаполиса, а также крупный элемент частного сектора. Астана в последние годы все больше превращается из города госслужащих в город бизнеса, прежде всего малого и среднего. Растет объем частных инвестиций, и сегодня этот вклад в валовой региональный продукт составляет уже 57,4%.

– Мы создаем все условия для того, чтобы бизнесу было интересно вкладывать свои деньги и помогать нам в решении проб­лемных вопросов, – отметила на одном из недавних форумов заместитель акима Астаны Малика Бектурова.

Ярким примером эффективного взаимодействия власти и бизнеса можно считать службу Astana Taxi, созданную в тот момент, когда стало ясно, что с качественным извозом в городе есть проблемы. Таксомоторные компании конкурировали, не давая друг другу развиваться, зато нелегальные «бомбилы» демпинговали и вполне успешно забирали часть рынка услуг, совершенно не заботясь о качестве.

Работать официально – экипировать машину и водителя, страховать, содержать механика, медработников – стало невыгодно, 80% нелегальных извозчиков эти расходы не нес­ли, соответственно возникла неравная конкуренция.

При этом потребитель в основном выбирает более дешевое, не осознавая, что, воспользовавшись услугами «бомбилы», он подвергает себя риску. Сегодня в Астане ежедневно совершается 40–60 тыс. поездок в такси, и около 150–200 из них, как говорится, с приключениями. Хорошо, если в пути просто сломалась машина или водитель оказался не совсем вежливым. А ведь случаются и мошенничества, и ДТП.

– Функция по организации перевозки пассажиров и багажа лежит на местных исполнительных органах. Но государство – далеко не всегда эффективный менеджер, тем более в этой сфере, где много проблем, – говорит председатель ОЮЛ «Ассоциация транспортников города Астаны» Медет Курманов.

В 2010 году он открыл свою таксомоторную компанию и спустя 6 лет столкнулся с нерентабельностью перевозок. В дополнение к имеющимся проблемам появились мобильные приложения, полностью поменялась структура рынка.

Перед традиционным такси встал выбор: обанкротиться или искать варианты экономически эффективной адаптации к новым условиям.

– Но при существующих условиях расти дальше мы не могли. В сентябре 2016 года организовали встречу всех перевозчиков Астаны и проголосовали за то, что нужно что-то менять. Создали ассоциацию транспортников и пошли со своими проблемами во все инстанции – в акимат, общественные советы, Национальную палату предпринимателей, пытаясь найти пути решения. И нас услышали! – вспоминает Медет Курманов.

В январе 2017 года акиматом было озвучено решение о создании единой службы такси, а в мае 7 компаний-перевозчиков объединились под единым зонтичным брендом Astana Taxi. Сейчас их уже 11, число машин приближается к четырем сотням.

Главное, что привлекло перевозчиков, это принятые поправки в законодательство – Кодекс РК «Об административных правонарушениях», Правила дорожного движения, закон о транспорте, которые приравняли такси к общественному транспорту, что дало возможность в первую очередь ездить им по выделенной автобусной полосе и, соответственно, предоставлять услуги по извозу быстрее и качественнее.

Во-вторых, такси разрешили парковаться в определенных мес­тах бесплатно, а также предоставили доступ на стратегические объекты – аэропорты и вокзалы. Была создана компания Astana Taxi Service, которая объединила в себе функции по маркетингу, продвижению и привлечению клиентов. Появились единый сall-центр и единый центр дис­петчеризации, позже – мобильное приложение.

Все это привело к тому, что бизнес поверил в успех. Фонд «Даму» предоставил программу по кредитованию, это дало возможность приобретать новые автомобили. Расходы отдельных перевозчиков сильно сократились, так как отпала необходимость в содержании собственных медиков, механиков, диспетчеров. А заказы, количество которых ежемесячно растет как минимум на 10%, распределяются между всеми перевозчиками в зависимости от близости авто к клиенту.

Сегодня официальное такси ждать приходится не дольше машин тех же мобильных агрегаторов. А движется оно по заторам благодаря Bus Lane гораздо быстрее, экономя время клиента. Все машины оформлены в едином стиле, водители аккуратные, в форме, вежливые, ненавязчивые. Последнее не менее важно, ведь зачастую пассажиры жалуются на говорливых таксистов, громкую музыку, неприятный запах в салоне автомобиля. К тому же появилась возможность оплатить поездку карточкой, не тратя время и не заботясь о сдаче.

– Сегодня в сутки мы перевозим около 3,5 тысячи пассажиров. Это примерно 20% рынка, и нам есть куда расти, – говорит Медет Курманов. – Но активную рекламу мы пока не даем, движемся аккуратно, чтобы не подводить клиентов. Есть в городе еще несколько компаний, которые работают отдельно. И мы приглашаем их к сотрудничеству.

Как оказалось, многочисленные рекламные объявления об услугах такси, которые, например, можно увидеть в лифтах, принадлежат обычным мелким предпринимателям. Они просто регистрируют телефонный номер и привлекают частных извозчиков с машинами, взимая с них небольшую плату за так называемую диспетчеризацию. Никакой ответственности за извоз не несут. И если вы попадете в аварию с таким таксистом, то максимум, на что сможете претендовать, – на ответственность самого водителя как частного лица.

В Astana Taxi же есть требования к стажу, несудимости, здоровью водителя, приветствуется знание города. При необходимости компания предоставит водителя со знанием английского или турецкого языка, причем без дополнительной платы, как в других службах такси. А если потребуется, так он и экскурсию сможет провести.

Все водители, автомашины и пассажиры Astana Taxi застрахованы. В выходные и праздники – «усиление». Недавно заработал мобильно-выездной сервис – это когда на выставки, концерты, форумы выезжает оператор со знанием нескольких языков и на месте организовывает перевозку.

Конечно, не обходится и без жалоб – клиенты ведь разные бывают. Главной проблемой первое время была оплата по таксометру, ведь раньше в городе такого не было, все ездили по фиксированной цене. Часто случается, в машине что-то забывают – в официальном такси всегда все возвращают. Недавно вот вернули иностранцу сдачу с 20 тыс. тенге, которые он перепутал с 2 тысячами. Водитель, обнаружив ошибку уже позже, вернулся в отель, отыскал клиента и отдал лишние деньги.

– Мы нацелены на качество, сервис и имидж, которым дорожим, – заверяет мой собеседник. – Такого примера, когда кто-то, как мы, объединил таксомоторные компании, нет во всем СНГ. В августе нас пригласили на Евразийский форум такси в Москве, где мы будем рассказывать о нашем опыте. Своевременное изменение нашей позиции на рынке привело к тому, что нам удалось сохранить свои активы и создать основу для дальнейшего развития. Сегодня мы зарегистрированы как добровольная саморегулируемая организация, следующий шаг – обязательная СРО, когда в отношении недобросовестных участников мы сможем применить конкретные меры. 

Популярное

Все
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Год единства и созидания
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Как отличить новую банкноту номиналом 2 тысячи тенге от фальшивой
Казахстан – лидер по привлеченным инвестициям в новые проекты в регионе Северной и Центральной Азии
Нацбанк предупредил о новых схемах мошенничества
СВМДА: на пути эволюционного развития
90 лет в потоке истории
Предприятие стоимостью свыше 1 млрд тенге вернули государству в Алматинской области
Выпускники журфака КазНУ вручили новогодний подарок студентам
Открыт новый терминал аэропорта Шымкента
Тепло и свет – без дефицита
Залог уважения и достоинства
«Черные ящики» разбившегося в Актау самолета будут расшифровывать в Бразилии
В доход государства взыскано 52 млрд тенге
Акмолинский фермер приобрел сельхозтехнику с помощью цифрового тенге
Олжас Бектенов провел заседание Совета по переходу к «зеленой экономике»
Все лучшее – детям!
Задачи прокуратуры – закон и порядок
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Прорыв в дорожной сфере
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Вдохновлять собственным примером
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Деликатесы по скромной цене
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау

Читайте также

Рабочим профессиям – особое внимание
Когда чувствуешь себя волшебницей
Берите пловом!
Утренник с Чапаевым

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]