![](/media/news/2022/default.png)
За нами союз
Ситуация на казахстанско-кыргызской границе, сложившаяся в последние несколько недель, судя по всему, серьезно обеспокоила не только простых граждан двух стран, но и высшие политические круги. Борьба с контрабандой, серыми схемами импорта товаров на территорию стран ЕАЭС стала предметом обсуждения на правительственном уровне.
В частности, по инициативе кыргызской стороны в Астану некоторое время назад прибыла расширенная правительственная делегация во главе с Премьер-министром КР Сапаром Исаковым для встречи с главой казахстанского Правительства Бакытжаном Сагинтаевым. Речь, помнится, шла о подготовке «дорожной карты», которая помогла бы снять многие спорные вопросы. Но она пока не подписана. Хотя Казахстан готов идти навстречу при соблюдении Кыргызстаном всех норм Евразийского экономического союза.
Соблюдать же все правила, видимо, очень сложно. Иначе как объяснить, что споры продолжаются? На заседании Евразийского межправительственного совета в Ереване представители Кыргызстана, например, заявили, что наша страна препятствует грузовому трафику. Но здесь уже стоит оговориться нам: легальному, «чистому» трафику препятствовать никто не собирается. Но подпольным товарным потокам пора ставить заслон. Потому как проблема эта обсуждалась уже не один год. К тому же проблема большого объема «серого» импорта, поступающего к нам из Китая через территорию Кыргызстана, касается не только Казахстана, но и других стран союза.
ЕАЭС – это общие стандарты и правила торговли на одной территории, в конкурентной среде.
А теперь цифры
Причины усиления контроля на границе с Кыргызстаном доходчиво объяснил коллегам по ЕАЭС Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев в ходе заседания в Ереване.
Во-первых, по всем странам, кроме Кыргызстана, наблюдается снижение импорта и таможенных поступлений. Это как минимум настораживает.
Во-вторых, существенно расходится таможенная статистика: по данным Китая, экспорт из КНР в Кыргызстан за 2015 год составил 4,3 млрд долларов, тогда как, по сведениям Кыргызстана, импорт равнялся 1 млрд долларов. Отклонение – 3,3 млрд. В 2016 году отклонение составило и того больше – 4,1 млрд долларов.
Справедливости ради, стоит отметить, что ситуация с расхождением данных статистики внешней торговли имеется и по Казахстану. Говорят, причина в разных методологиях учета. Но у нас разница составляет 9%, тогда как у соседей – в разы больше.
Очень странно выглядит и анализ объемов импорта отдельных товаров. Посудите сами, ну зачем 6-миллионому Кыргызстану почти 8 тыс. тонн китайской одежды, завезенной в 2016 году, тогда как даже Россия со 146-миллионным населением импортировала чуть более 4 тыс. тонн? Только женского белья из Поднебесной завезено 5,8 тыс. тонн. В целом в Кыргызстан ввозится одежды больше, чем в Казахстан, в среднем в 65 раз, и больше, чем в Россию, в 43 раза.
Схожая картина и по другим видам товаров. При том что они в разы дешевле, чем в любом другом уголке нашего экономического союза. Простой пример: в Казахстане таможенная стоимость пары женских кожаных сапог слегка превышает 28 долларов, а в Кыргызстане – чуть более 2 долларов! Полусапожки мужские в нашей стране декларируются по цене 25,5 доллара, в соседней – почти 5 долларов за пару. Женская блузка у нас доходит в цене до 6 долларов, у них – не достигает и одного. Все это говорит о перетоках товаров для таможенной очистки из стран ЕАЭС в Кыргызстан в связи со слабым таможенным администрированием таможенной службы этой страны.
Мы предупреждали
Казахстан, надо сказать, еще в 2016 году неоднократно поднимал эту проблему на уровне Таможенного союза, Евразийской экономической комиссии и Евразийского межправительственного совета. По поручению Совета ЕЭК была даже создана Рабочая группа по мониторингу таможенного декларирования товаров, ввозимых в государства – члены ЕАЭС из КНР. В рамках решений Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза поручено привести к единообразию практики осуществления контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС.
В июне нынешнего года таможенниками наших двух стран подписан План совместных действий по проведению оперативно-профилактических мероприятий в целях пресечения недостоверного декларирования товаров при ввозе из Китая. Однако должного эффекта не последовало по причине неисполнения кыргызской стороной запланированных действий.
Как итог, в целом государства ЕАЭС потеряли 2,6 млрд долларов, в том числе Казахстан – 212 млн долларов. Это ли не повод навести порядок на границе?!
Так что не случайно с 10 октября Казахстан усилил фискальное администрирование, что в свою очередь лишь подтвердило наличие нарушений таможенного и налогового законодательств.
В частности, на границе Казахстан – Кыргызстан выявлено 37 фактов нарушения порядка оформления товарно-транспортных накладных.
В борьбе с контрабандой
В России также сталкивались с подобной проблемой, но смогли ее решить. По оценкам Института проблем рынка РАН, в 2013 году нерегистрируемый российский импорт составлял 23 млрд долларов. Однако уже в 2016-м проблема расхождения статистики внешней торговли между Россией и Китаем практически решена: импорт России составил 38,1 млрд долларов, в то время как экспорт КНР – 37,3 млрд.
Здесь стоит напомнить, что Казахстан не только не раз выступал с действенными предложениями о том, как разрешить экономические проблемы двух стран, но также подкреплял их материально, предложив 100 млн долларов на содействие процессам интеграции Кыргызстана в ЕАЭС.
Эти средства могли быть использованы, например, для модернизации испытательных лабораторий и приведения в соответствие с требованиями ТС норм санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Ведь, как отмечает заместитель директора Республиканского центра карантина растений Бауржан Калиев, из 924 карантинных случаев, обнаруженных с начала года, 15 связаны именно с кыргызской продукцией.
– Я считаю, надо усилить контроль. До вступления Кыргызстана в Таможенный союз на казахстанско-кыргызской границе был тщательный контроль, но фитосанитарные посты ликвидированы, и теперь карантинные объекты обнаруживаются в разных городах Казахстана. Нужны дополнительные меры защиты, – сказал Бауржан Калиев.
Другими словами, проблемы есть, но их можно решить, если взять на вооружение прагматику, здравый смысл и следовать букве закона.