​Учебник с автографом

1703
Ксения Черника, Шымкент

Учащиеся всех общеобразовательных школ нашей страны изучают биологию по учебникам, рабочим тетрадям и методическим пособиям, написанным Алиной Соловьевой – учителем-новатором, добившимся невероятных успехов в работе с одаренными детьми.

Труд школьного учителя по достоинству оценен. Она обладатель грамоты МОН РК «Олимп шыңына алып барар» за высокий вклад в работу, награждена медалью «Ерен еңбегі үшін» и нагрудным знаком «Қазақстан Республикасы білім беру ісінің үздігі». Алина Робертовна не скрывает, что такое признание заслуг приятно, но это тот случай, когда для педагога важнее не награды и звания, а возможность заниматься любимым делом, в которое вкладываются не только знания, душа, но и все свободное время.

Алина Соловьева написала в общей сложности 12 учебников, по 10 из которых сейчас занимаются казахстанские школьники. Два из них издавались по старой программе и уже не используются. Она автор учебников «Биология» для 7, 8, 9, 10, 11-х классов для профильных гуманитарных и естественно-математических направлений общеобразовательных школ, учебников по обновленному содержанию образования для 7-х и 8-х классов, изданных в 2017 и 2018 годах. Педагог разработала 7 методических руководств для учителей биологии для 7–11-х классов и 2 рабочие тетради для учащихся 8–9-х классов. Ей принадлежат также 5 электронных мультимедийных учебников для 6–9-х классов, она автор пособия по биологии для подготовки к ЕНТ.

Авторские программы Алины Робертовны по углубленному изучению биологии в специализированных классах одобрены Казахстанской академией образования. Она входила в состав рабочей группы по проблемам перехода на 12-летнее обучение, стала одним из разработчиков «Концепции 12-летнего обучения».

Свой первый учебник, «Биологию» для 8-го класса, Алина Соловьева написала еще в 2004 году. Тогда одно из издательств попросило ее в качестве бесплатного специального редактора посмотреть уже подготовленный к изданию учебник. Учитель, разработавшая свою методику преподавания предмета, отнеслась к просьбе со всей ответственностью. Она не просто внимательно прочитала материал, устранив фактические ошибки, но и внесла свои исправления, дополнения и замечания. Издательству настолько понравились ее основательный подход и полученный результат, что после согласования с авторами учебника Алину Соловьеву пригласили в соавторы.

С тех пор школьный учитель ежегодно пишет один, а то и два учебника. Естественно, делает это в свободное время от проведения уроков и дополнительных занятий в школе. Исключением стал разве что 2006 год, когда Алина Робертовна работала над кандидатской диссертацией на соискание научной степени кандидата педагогических наук, которую она защитила в диссертационном совете Евразийского гуманитарного института.

Конечно же, все учебники написаны в соавторстве, поскольку это коллективный труд, и по требованиям Министерства образования и науки у каждого учебника должно быть не менее трех авторов. Большинство своих учебников Алина Соловьева написала в соавторстве с доктором сельскохозяйственных наук, профессором, академиком Ныгметуллой Асановым и учителем алматинской школы-гимназии № 54 Бакыт Ибраимовой.

Коллектив авторов завершил работу над учебниками для 9-х и 10-х классов гуманитарного направления по обновленному содержанию обще­образовательной программы. В 2006–2007 годах вышли первые учебники «Биологии», которые были разделены по двум направлениям – гуманитарному и естественно-математическому. Они отличаются по объему материала и знаний, которые предстоит освоить ученику. В гуманитарных классах предусмотрено два урока био­логии в неделю, в естественно-математическом – четыре. Ребенок вправе сам выбрать, в каком классе ему учиться, в зависимости от того, кем он себя видит в будущем.

Сейчас Алина Робертовна работает над учебником для 11-го класса. Он должен быть готов к лету следующего года. Тогда останется написать учебник биологии для 9-го класса естест­венно-математического направления. И если программа образования не будет меняться, будет готов весь комплект учебников.

– В основе написания учебников лежит учебная программа, утвержденная Министерством образования и науки, – рассказывает Алина Соловьева. – Все ее пункты должны быть объяс­нены ребенку так, чтобы были понятны. В программе обновленного содержания сосредоточены моменты, которые ранее не включались в школьные учебники. И надо сделать их доступными для понимания детей. Это требует авторского взгляда и объяснения. В одном случае это делается на конкретном примере, во втором – через какие-то практические навыки, в третьем – излагается история открытия, которая показывает, как ученые пришли к определенному выводу, и ученикам становится понятна суть темы. Приемов много, поэтому и работать над учебниками интересно.

Алина Соловьева, как и все авторы учебников по программе обновленного содержания, второй год в составе рабочей группы ездит по стране, встречаясь со школьными учителями и обсуждая качество учебников. Благо к ней как к автору нет претензий по поводу фактических ошибок, которыми пестрят многие школьные пособия. Тем не менее мнения по тому или иному параграфу порой в соседних школах звучат диаметрально противоположные. Один учитель считает, что конкретную тему стоило бы дополнить и расширить, другой, напротив, советует сократить и сузить объем изучаемого материала. Кто-то предлагает уменьшить количество иллюстраций, кто-то – добавить.

– Единого мнения нет и быть не может, – резюмирует Алина Соловьева. – Задача в том, чтобы учебник нравился большему количеству учителей и школьников. Хотя очевидно, что для двоеч­ника и отличника он должен быть разным. Но учебник – это то, во что вкладываются бюджетные средства, и он должен удовлетворять большинство. Мы исходим из этого. Часто можно слышать, дес­кать, советские учебники были лучшими. Это не совсем так. На мой взгляд, многие из них были слишком академичными и отбивали у детей желание окунуться в мир биологии.

Именно поэтому, придя в школу в начале 1990-х годов, Алина Робертовна практически сразу стала разрабатывать свою методику по обучению детей, стараясь сделать каждый свой урок интересным и непохожим на предыдущее занятие. Применение интерактивных методов обучения на основе системного подхода позволило выработать индивидуальный подход к проведению занятий, усилить практическую подготовку. Собственно, кандидатскую диссертацию по общей педагогике она писала на тему «Интерактивность в условиях системного подхода к обучению как дидактическое средство достижения его целей» на примере биологии 8–11-х классов.

Педагог никогда не ограничивалась материалом, изложенным в учебнике, полагая, что прочесть его ученики смогут самостоятельно. Она старалась по каждой теме найти такую информацию, которая будет интересна детям, сможет пробудить у них желание собрать по этой теме как можно больше сведений, а может, даже заняться самостоятельным исследованием. Нет, учитель отнюдь не склонна рассматривать школу как маленький НИИ, осознавая, что ее основное предназначение – учить детей. Но полагает, если есть в классе ученики, которые потенциально могут заниматься исследованиями, надо им помогать в этом, жерт­вуя своим личным временем.

– Работа с одаренными детьми в Казахстане поставлена на высшем уровне, – убеждена Алина Соловьева. – Я точно знаю, что у нас она поставлена лучше, чем в России. И то, что у соседей призеров международных олимпиад чуть больше, чем у нас, объяс­няется тем, что там в разы больше численность населения, а значит, больше рождается гениев. Когда говорят о высоком уровне западного образования, всегда стоит помнить, что по тем же итогам международных олимпиад мы лучше, чем Финляндия, европейские страны, США, Канада. Мы их оставляем далеко позади. Казахстан на международных олимпиадах, во всяком случае по биологии, представлен завидно. Впереди нас только Китай, Южная Корея, Россия, Беларусь, иногда Япония. Когда говорят о низком качестве образования у нас, то вопрос спорный, смотря что имеется в виду. Если говорить о работе с одаренными детьми, то мы однозначно в десятке мировых лидеров.

Ученики Алины Робертовны ежегодно становятся победителями многочисленных интеллектуальных состязаний, даже оформляют патенты, радуя педагога и школу своими успехами. Три года назад, учитывая огромную загруженность с написанием школьных учебников, педагог немного отошла от олимпиадного движения, объясняя это тем, что катастрофически не хватает времени на дополнительные занятия с одаренными детьми.

Для себя она уже давно решила: как только завершится работа над учебниками, она снова вернется в ряды тренеров школьных предметных олимпиад. Биолог считает, что дос­тижения ученика служат для педагога лучшей мотивацией для дальнейшей работы. Алина Робертовна знает, о чем говорит. Среди ее учеников есть кандидат наук, вице-министр одного из министерств, успешные врачи и заведующие лабораториями.

Пятеро ее воспитанников в разные годы неоднократно становились победителями международных олимпиад по био­логии. Среди них, например, старший научный сотрудник московского Института биологии гена Максим Ерохин, в 24 года получивший статус кандидата биологических наук. Учась в школе, он два года подряд, в 2000 и 2001 годах, становился бронзовым призером Международной биологической олимпиа­ды, проходившей в турецком городе Анталье и в бельгийском Брюсселе.

Еще 14 учеников Алины Со­ловьевой вошли в тройку сильнейших по итогам республиканских олимпиад по биологии. Педагог подготовила около полутора сотни победителей городских и областных олимпиад среди школьников, привив им стремление анализировать, мыслить, находить нестандартные решения, справляться с трудными задачами, выявлять закономерности, обобщать и делать выводы. А без всего этого во взрослой жизни точно не обойтись!

– К биологии у меня даже не любовь, биология – это вся моя жизнь, – признается Алина Соловьева. – Моя мама – селекцио­нер-генетик, работала в инс­титуте экспериментальной биологии в Алматы, занималась изучением каракульских овец. Когда в 60-х годах стали проводить эксперименты по многоплодию у каракульских овец, ее временно направили на юг страны. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем все временное. Мама осталась здесь на 44 года. В нашем доме всегда велись разговоры о науке, я слышала и слушала их с детства. Отсюда, видимо, и моя страсть к анализу и исследованиям.

Непременной частью работы мамы Алины были командировки к чабанам на дальние отгоны. Ребенка сызмальства приходилось брать с собой, поскольку оставлять ее дома было не с кем. Родственников здесь не было, а отец работал геологом. Так что с мамой ребенку всяко было комфортнее: барашки, кошечки, собаки, юрта опять-таки, в которой всегда накормят и уложат спать.

А еще в степи можно своими глазами увидеть ящериц, которых только по телевизору показывают. Или наперегонки со стадом сайгаков на ЗИЛе проехать по бездорожью. Или восторженно замереть перед песчаным барханом, который намело ветром за ночь возле юрты.

Девочка подрастала в тес­ном контакте с природой, с малолетства впитывая знания об окружающей среде, развивая заложенное природой любопытство и любознательность. Сперматозоиды под микроскопом она увидела в 4 года на пункте искусственного осеменения овец. Это не воспринималось ребенком как что-то сверхъестественное. Просто мамина работа, с которой рано или поздно знакомятся все дети.

И все же любимым предметом Алины была не биология, а история, которую она обожала, мечтая преподавать ее в школе. В старших классах, выпавших на годы перестройки, историю вдруг начали переписывать, и выпускница решила для себя, что это не тот предмет, которому бы она хотела учить подрастающее поколение. Оставалась биология, которую даже не выбирала, – она сама вошла в ее жизнь и стала главным смыслом.

Сдать экзамены и поступить в Петропавловский педагогический институт выпускница могла с закрытыми глазами, настолько крепкими были ее школьные знания. В вузе тоже училась легко и на отлично, но постоянно грызли сомнения, правильно ли сделала, выбрав педагогическую специальность.

После окончания 3-го курса Алина Робертовна взяла справку о неполном высшем образовании, решив поработать в школе, чтобы найти ответ на терзавший ее вопрос. Тогда это разрешалось. Вернулась домой, устроилась учителем биологии в шымкентскую среднюю школу № 11 им. А. Луначарского. Года работы хватило, чтобы осознать, что школа – это ее все и другую профессию даже искать не надо.

Алина вернулась в институт, доучилась на стационаре 2 года, и получив диплом, приш­ла учителем биологии в шымкентскую школу-гимназию № 1 им. А. Пушкина. С тех пор Алина Робертовна не мыслит свою жизнь без этой школы. Точно так же ученики, не представляющие школьную программу без биологии, даже в мыслях не допускают, что этот предмет преподает другой учитель. Для таких детей, влюбленных в биологию, педагог с удовольст­вием пишет по их просьбе пожелания и ставит автограф на своих учебниках. 

Популярное

Все
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
Президент Ирана прибыл в Акорду
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Нацбанк предупредил казахстанцев о новой схеме мошенничества
Итоги большого общественного пути
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Когда призраки прошлого оживают в семейном доме
Мы третьи в мире!
Осечка на старте
Первая победа
«Кайрат» и «Семей» – в четвертьфинале Лиги чемпионов
Хоккеиста осудили на 3 года за смерть вратаря молодежной команды в ВКО
Мощное землетрясение произошло в Японии
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Запущен завод по переработке мяса птицы

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]