Укрепляя статус правового государства

8025
Марат Когамов, почетный юрист РК, председатель Общественного совета МВД РК

Сразу замечу, что именно такой Указ Главы государства от 9 июня текущего года «О дальнейших мерах Республики Казахстан в облас­ти прав человека» принимается в стране впервые. Во всяком случае, его надо рассматривать как логическое продолжение развития правового потенциала двух предыдущих Посланий Президента народу Казахстана. Принятие указа, на мой взгляд, продиктовано следующими причинами.

Первое – это акцентуация государственной политики на непрерывном обеспечении правового статуса личности как высшей конс­титуционной ценности и непреложного фактора эффективного развития общества и государства в современных условиях.

Второе – это точечное определение совокупности актуальных прав человека, вытекающих из Концепции прав человека и общепризнанной классификации этих прав, которым следует придать особое значение и, следовательно, направить усилия государственного механизма в данный момент развития национальной государственности.

И третье – это дальнейшая коррекция правовой идеологии, дейст­вующего права и юридичес­кой деятельности в Казахстане, то есть состояния правопорядка, основным содержанием цели которого должна всегда быть защита прав и свобод человека и гражданина, а также их полное осуществление.

При анализе основных направлений деятельности государственного аппарата по реализации норм указа Глава государства на первое место ставит строгое выполнение Казахстаном взятых на себя международных обязательств в области прав человека как стратегического направления по укреп­лению имиджа Казах­стана на международной арене. В содержание этой работы он закладывает прежде всего налаживание четкого взамодействия компетент­ных государственных органов Казахстана со всеми главными и вспомогательными (специализированными) органами ООН, которые учреждены Уставом ООН, а также иными меж­дународными актами в области прав человека. Безусловно, это предполагает разработку ясных алгоритмов работы компетент­ных государственных органов Казахстана в целях их активного участия в работе международных организаций, включая стабильный обмен информацией, полноценное, реальное и своевременное выполнение рекомендаций по вопросам прав человека.

Предупреждение, активное расследование, наказание виновных лиц, обстоятельная реа­билитация и восстановление нарушенных прав – основные компоненты обеспечения прав жертв торговли людьми, чему посвящен смысл второго защищаемого Главой государства права человека против рабства, работорговли или содержания в подневольном состоянии, провозглашенного в универсальных документах ООН по правам человека и действующем праве Казахстана. Защита этого права также предполагает создание особых мер охраны и помощи детям и подросткам от экономической и социальной эксплуатации.

Право на достаточный жизненный уровень, в том числе включающий наличие пищи, одежды, жилища, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, остро необходимо в контексте права каждого на случай инвалидности, рассматривае­мый фактором утраты средств к сущест­вованию по независящим от человека обстоятельствам – в этом кроется следующее, вытекаю­щее из международных обязательств Казахстана и имею­щее в основе нравственный характер, поручение Главы государства.

Ликвидация неизживших себя гендерных стереотипов, преодо­ление гендерного неравенства и прежде всего ликвидация дискриминации в отношении женщин по широкому кругу приз­наков – тезис и четвертое направление указа и государственной политики в области прав человека, над которым предстоит основательно поработать. В этом вопросе наглядно раскрывают назначение этого принципиального права универсальные документы ООН в области прав человека: равенство перед законом и судом, эффективное восстановление в нарушенных правах, право на ведение государственных дел, право голосовать и быть избранным в представительные органы, право допуска на общих условиях к государственной службе, право на вступление в брак без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии, право на равную оплату за равный труд, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старос­ти, право на особое попечение и помощь в период материнства и многое другое.

Безусловно, что право на свободу объединения позволяет каждому человеку коллективно и более эффективно осуществлять и защищать свои права и свободы, провозглашенные в универсальных документах международного права. При этом важнейшим условием выполнения этого права является соблюдение правил соответствующего объединения. Вместе с тем, что также вытекает из международного права, данное право может быть ограничено только в интересах государственной или общественной безопаснос­ти, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения либо для ограждения прав и свобод других лиц.

Ратуя за обеспечение права каждого на свободу ассоциации с другими, равно как за исключение принуждения вступления в какую-либо ассоциацию, Глава государства прежде всего имеет в виду снятие разного рода искусственных барьеров на пути создания объединений гражданами как важнейших субъектов в структуре гражданского общества страны.

Беспрепятственное выражение своего мнения как универсальное право каждого человека налагает на него одновременно особые обязанности и ответственность и, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть ясно изложены в законах и необходимы для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здо­ровья и нравственности населения, – такова идеология следующего конкретного права человека, рег­ламентируемого указом.

Право на жизнь в Казахстане отнесено к разряду высших конституционных ценностей государства и закреплено в указе в качестве архиважного направления в области прав человека. Как неотъемлемое право каждого человека данное право охраняется законом. К тому же никто не может быть произвольно лишен жизни. Так сформулированы и трактуют данное право нормы международного и национального права. В его исполнение в суверенном Казах­стане все эти годы стабильно проводился курс на сужение перечня преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, с уточнением круга субъектов, к кому может быть применена смертная казнь.

Кроме того, введен мораторий на исполнение приговоров о смерт­ной казни. Финалом этого процесса стала ратификация Законом Респуб­лики Казахстан от 2 января 2021 года Второго факультативного протокола к Международному пакту о граж­данских и политичес­ких правах, направленного на отмену смерт­ной казни, однако с оговоркой о возможности применения смерт­ной казни в военное время после признания лица виновным в совершении особо тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время. Продолжением этой работы станут соответствующие изменения и дополнения в уголовное право страны.

Для понимания выражения «общественный порядок» в том смысле, в каком оно используется указом, в части такого направления работы государственных органов, как «право человека на жизнь и общественный порядок», следует придерживаться определения этого словосочетания, раскрываемого так называемыми Сиракузскими принципами толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политичес­ких правах (1985 год), которыми оно определено как совокупность норм, обеспечивающих жизнедея­тельность общества или как ряд основополагающих принципов, на которых построено общество. При этом уважение к правам человека является частью общественного порядка. Общественный порядок следует толковать в контексте задач конкретного права, которое ограничено на этом основании. Государственные органы или представители, ответственные за поддержание общественного порядка, подлежат контролю в осуществлении ими своих полномочий со стороны парламента, судебных органов или других компетентных независимых структур, завершают разъяснение Сиракузские принципы.

С учетом изложенного очевидно, что надлежащий общественный порядок органически связан с полноценным осуществлением прав и свобод человека и нуждается в дальнейшем законодательном совершенствовании.

Важным в контексте указа является повышение роли и наз­начения неправительственных организаций в обществе и государстве. НПО вносят существенный вклад в становление и палитру гражданского общества в стране. Ими накоплен определенный опыт работы в сфере защиты прав человека. Вместе с тем их создание, компетенция, методы деятельности нуждаются в серьезной законодательной поддержке. Необходимо пересмотреть в сторону большей мотивации и меньшей бюрократии для НПО отдельные положения Закона РК «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан».

Также необходимо продолжить работу по дальнейшему совершенствованию правовых основ деятельности общественных советов страны. В этом секторе гражданского общества, который наиболее приближен к государственному аппарату, имеются вопросы, требующие своего законодательного и практического решения.

Под пристальным вниманием Главы государства всегда находится сфера уголовного правосудия, где наиболее тесно и остро соприкасаются интересы общества и государства – с одной стороны, интересы личности, человека и гражданина – с другой. Иначе говоря, могут иметь и имеют место нарушения законности при производстве по уголовным делам. В связи с этим в настоящее время проводится интенсивная работа по внедрению трехзвенной модели уголовного процесса, которая предусматривает основательное разграничение процессуальных функций органов, ведущих уголовный процесс, с усилением контрольных функций стадий движения уголовного дела по отношению друг к другу, а также значительным повышением роли адвокатов в уголовном судопроизводстве. Поэтому данное направление – одно из актуальных в рамках указа.

Противодействие пыткам в уголовном процессе, как и противодействие торговле людьми, – не менее важная тема в облас­ти прав человека, на чем также концентрирует внимание указ. Следует отметить, что по этому вопросу за годы суверенитета Казахстаном сделаны довольно конкретные шаги. Так, в уголовном законе пытки представлены в виде отдельной статьи 146 в главе 3 «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина». Тем самым законодатель подчеркнул высокую степень общественной опаснос­ти этого преступления и лица, которое его совершает.

Разработаны и реализуются основанные на научных исследованиях методики расследования преступления. Но проблема сущест­вует. В связи с этим в качест­ве приоритетов ее правильного решения, помимо превентивных мер, видится четкое определение компетентного органа уголовного преследования, на который следует возложить расследование данного преступления, расширение круга субъектов, подлежащих ответственнос­ти за пытки, а также внедрение в уголовный процесс специальной формы производства по делам этой категории.

В целом реализация мер, намеченных указом и конкретизированных Планом Правительства с учетом имеющихся научных и гражданских инициатив в облас­ти защиты прав человека, внесет ощутимый вклад в процесс укреп­ления статуса Казахстана как правового государства.

Популярное

Все
В Шымкенте прошел Международный конгресс кардиохирургов
Архитекторы новостей: как создавалась история «Казинформа»
Газ становится доступнее
Серебряные награды из Брно
Медиафорум Клуба журналистов АНК прошел в Астане
Аварий стало меньше
Столице – эффективную инфраструктуру
Свыше 98% госуслуг в регионе оказывают в электронном формате
Более 12 000 туристов приедут на концерт Backstreet Boys в столице
Стадион для будущих чемпионов
В столице открылся первый экохаб
Реформа Парламента: нужны открытое обсуждение и взвешенное решение
«Кайрат» выходит в единоличные лидеры
«Броня» от стагнации экономики
Призыв к человечности, солидарности и гармонии
Технологии для развития
СОР 30: подготовка национальной климатической повестки
Нужны специальные знания
Идущий по линии света
Запасайтесь углем заранее!
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Цифровая трансформация судебной системы
Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в связи с утечкой данных Google
Шестью победами завершил Казахстан пятый день чемпионата мира по боксу
Apple презентовала iPhone 17
Участок улицы Кажымукана Мунайтпасова временно закроют в Астане
За счёт чего Казахстан собирается удвоить экономику к 2029 году, рассказал Жумангарин
Началось возведение энергоблока
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Фильм «QAITADAN» за неделю собрал более 400 млн тенге в кинопрокате
Политические реформы и цифровой суверенитет
Молодого мужчину убили в ночном клубе Астаны
Цена золота обновила новый рекорд
Контуры будущего определены
Музыка, объединившая народы
Началось строительство плодоконсервного завода
Состояние основателя Oracle увеличилось на $70 млрд за сутки
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Сегодня – День спорта
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]