В Восточном Казахстане бизнес рассчитывает на партнерство с государством в возрождении пассажирских перевозок по воде

1977
Галина Вологодская

Речное «шоссе»

Идею рейсов и круизов по Иртышу предложила компания, запустившая в 2020 году речные трамвайчики в Усть-Каменогорске. Здесь изучили рынок, спрос. И пришли к выводу: по воде мог­ли бы путешествовать даже не тысячи, а десятки тысяч человек.

По словам директора ТОО Ксении Беловой, для начала можно запустить рейсы на Бухтарминское водохранилище с остановками по требованию в бухтах, на пляжах, базах отдыха. Можно доставлять на катерах и теплоходах отдыхающих, купивших путевки в пантолечебницы и гос­тевые дома Катон-Карагайского и Курчумского районов – путь по Иртышу куда приятней, чем по раскаленной автотрассе. «Водные круизы – это новое качество туризма в регионе», – отметила предприниматель.

Собственно, еще лет 30–35 назад Верхний Иртыш был оживленной транспортной артерией. Перевозки были настолько интен­сивными, что перед шлюзами выстраивались очереди. Пассажирскому флоту был зеленый свет, грузовой мог ждать по 12 часов и больше. Теплоходы встречались и расходились каж­дые 5–10 минут. По архивным сведениям, в конце 1980-х за навигацию, то есть примерно за полугодие, водные суда перевозили число пассажиров, равное населению области – около полутора миллионов человек. По реке мчались крылатые «Ракеты», «Метеоры», «Восходы», «Беларуси», «Полесье». Действовали пять маршрутов, связывающих Усть-Каменогорск по Иртышу с Серебрянском, Зыряновском, Большенарымским, Курчумским, Зайсанским районами.

Снимки стремительных белоснежных красавцев на синей глади реки открывали все городские фотоальбомы и наборы открыток. С началом навигации на реке зажигали бакены, по ночам в круге света над ними порхали мотыльки...

В кризисные переходные 1990-е речные перевозки сошли практически на нет. Верх­не-Иртышское пароходство обанкротилось. Сказались и неплатежеспособность крупных предприятий-грузоотправителей, и отток населения, и рост тарифов на шлюзование, и многое другое. В середине нулевых берег в поселке Прибрежном, где раньше ремонтировали и строили суда, превратился в берег погибающих кораблей. Десятки теплоходов и барж годами ржавели без дела. Тем не менее даже в самые сложные годы специалисты не теряли веры в возрождение судоходства.

– Обязательно вернется! – высказывал в свое время убеждение руководитель судостроительно-судоремонтного завода в поселке Прибрежный Юрий Иванов. – Во всем мире река – самая выгодная транспортная артерия. Пос­ле того как начал действовать шлюз на Шульбинском водо­хранилище, по сути, открылся сквозной судоходный путь от Китая до Северного Ледовитого океана. Баржи могут подниматься до Черного Иртыша, то есть до Поднебесной. Это же намного дешевле, чем строить и ремонтировать дороги, перевозить товар на грузовиках. Туристы могут путешествовать по всему Зайсан-Иртышскому бассейну и Оби. Потенциал огром­ный!

Туристическая «фишка»

В компании, предложившей круизные и трансферные рейсы по Зайсан-Иртышскому бассейну, искренне рассчитывают на поддержку местной власти.

По словам Ксении Беловой, на первых порах можно запустить два катера вместимостью 12–15 пассажиров, с комфортными каютами, кинотеатром, сауной. Для этого необходимо восстановить причал в селе Ново-Хайрузовка в Катон-Карагайском районе, а также решить вопрос с арендой или лизингом теп­лоходов. Подходящие суда есть – здесь же в Восточном Казахстане, никуда за ними не надо отправляться. Один из катеров, правда, на сегодня находится под арестом по делу о хищениях на усть-каменогорском автосборочном заводе. Речники готовы эксплуатировать судно, чтобы оно не простаивало, приносило доход. Словом, без помощи государства не обойтись.

– Мы можем получить теплоходы на условиях государственно-частного партнерства или в лизинг, под грантовое финансирование, в аренду, – перечислила варианты руководитель. – Мы хотим не просто доставлять пассажиров, а организовать путешествия по Бухтарминскому водо­хранилищу – на мыс Шекельмес или выход цветных глин Киин-Кериш. Все это было раньше.

По данным Региональной палаты предпринимателей, сейчас в областном акимате идет работа над новой концепцией развития туристической отрасли Восточного Казахстана. Возможно, водный туризм займет в ней отдельный самостоятельный раздел.

– Иртыш – это преимущество востока страны, – заключила Ксения Белова, – это наша туристическая «фишка». У нас по реке прямое сообщение с Россией. Даже если будет всего два катера, они могут перевозить четыре тысячи человек за навигацию. Население Усть-Каменогорска уже больше 350 тысяч, летом сотни тысяч отдыхающих сюда приезжают. Нам, если честно, не два теплохода нужно, а сто. Больше тридцати лет река почти не работает. Пора возрождать водный транспорт.

Популярное

Все
Соглашение о стратегическом партнерстве на $2,5 млрд: какие планы у John Deere в Казахстане
В партнерстве государства и общества
Установки на укрепление стабильности
Идеологические столпы Справедливого Казахстана
Тут рождаются новые имена
Ресурсы нужно экономить
Магнит для денег
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Беспорядки в Танзании: сообщается о сотнях погибших
За знаниями – в новые школы
Итоги открытого Кубка Президента РК
Театр имени Наталии Сац с триумфом отмечает юбилей
Новая казахстанская AI-платформа превращает ИИ в инструмент для бизнеса
Университеты должны стать "фабрикой будущего"
Елена Рыбакина попала в группу Серены Уильямс
Стерильно, автономно, бесперебойно
Зоозащитники предлагают
Казахстан может стать лидером на рынке критически важных минералов
Заглянуть в древнюю историю тюрков
Пленные из КНДР в Киеве просят передать их Южной Корее
Дом должен быть местом, где тебя любят и понимают
Дорожные службы готовы к зиме
В Алматинской области возрождают знаменитый «апорт»
Хаб больших возможностей
Обновили рекорд юношеских азиад
Сельчане добились закрытия незаконной свалки
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Лювак для бодрости
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
За пловом и природой – в Таджикистан
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу

Читайте также

Глаз – алмаз!
Стали прокурорами студенты
Самострой продолжает процветать
Отреагировали оперативно

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]