Возить нельзя отменить

2618
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

Национальный железнодорожный перевозчик поставил на первое место прибыль, отодвинув на задний план социальную ответственность перед жителями крупного региона.

В октябре «Казахстанская правда» рассказала о лишении Усть-Каменогорска быстрого железнодорожного маршрута до Алматы («Не везет», 4 октября 2022 года). Напомним: компания «Казақстан темір жолы» отменила рейс № 69⁄70 поезда «Тальго» сообщением Алматы-2 – Усть-Каменогорск-1 и отдала вагоны на марш­руты в те регионы, от которых получила субсидии.

В ответ на возмущение восточноказахстанцев в КТЖ заявили: у региона остался ежедневный социальный поезд Алматы – Усть-Каменогорск-1. Для справки: путь в 1,1 тыс. км между Усть-Каменогорском и южным мегаполисом социальный поезд проходит за 26 часов, «Тальго» – за 18. Разница – 8 часов!

В 2021 году комфортным поездом воспользовались 52,5 тыс. пассажиров, в
2022-м – 53,8 тыс., и это несмотря на то, что поезд отменяли на несколько месяцев!

На днях выяснилась подноготная такого отношения железнодорожников к востоку страны. В дочернем АО «Пассажирские перевозки» в ответе на официальный запрос депутата областного маслихата Куата Рахимбердина заявили примерно следующее: дайте нам побольше субсидий – вернем поезд.

Как пояснил генеральный директор «Пассажирских перевозок» Жанибек Тайжанов, социально значимые марш­руты обслуживаются по заказу респуб­ликанского Комитета транспорта на основе долгосрочных договоров на субсидирование затрат перевозчика. А вот коммерческие поезда формируются при условии, что есть свободный парк вагонов.

Таких «лишних»» вагонов, как несложно догадаться, мало. До сентября 2022 года их хватало всего на три коммерческих «Тальго»: между Алматы и Петропавловском, Уральском и Усть-Каменогорском. С осени список социальных поездов пополнился тремя маршрутами для Шымкента, Жезказгана и Атырау. Соответственно, потребовались вагоны. Но чтобы кому-то дать подвижной сос­тав, надо его у кого-то забрать. У кого? У коммерческих направлений!

При этом, как пояснил Жанибек Тайжанов, решение в АО было принято исключительно на основе экономических показателей. По итогам восьми месяцев этого года усть-каменогорский «Тальго» по всем параметрам оказался в аутсайдерах.

По пассажирокилометрам за рейс он уступает направлению в Петропавловск вдвое, в Уральск – более чем в три раза. По финансовым результатам поезд между Алматы и Северным Казахстаном приносит за рейс в среднем 1,1 млн тенге прибыли, между Алматы и Западным Казахстаном – убыток в 457 тыс. тенге, восточный маршрут – убыток в 5,8 млн тенге.

– С учетом ­вышеуказанных критериев обществом принято решение об отмене ­коммерческого поезда 69⁄70 Алматы-2 – Усть-Каменогроск-1 с вагонами «Тальго», – отметил глава «дочки» КТЖ.

В принципе, проигрышная ситуация на восточном направлении легко объясняется географическим положением. Например, железная дорога на Петропавловск проходит через густонаселенную Алматинскую область, Карагандинскую, Акмолинскую, Астану. Сам областной центр Северо-Казахстанской области служит транзитной станцией для пересадки на российские поезда. То же самое с Уральском: поезд идет через всю страну, включает многочисленные станции. Из областного центра Западного Казахстана транзитники дальше едут в российское Поволжье, в Москву...

А Восточный Казахстан – один из самых малонаселенных регио­нов. При огромной территории его население составляет всего 770 тыс. человек. Расстояния между станциями – десятки километ­ров. Можно часами смотреть в окно поезда, и перед глазами будет лишь безлюдная степь.

В отличие от южных, центральных и северных регионов с густой разветвленной сетью железных дорог из Усть-Каменогорска идут только две «нитки» – на юг в Алматы и на запад – в Астану. Есть еще две местные дороги – в Алтай и Риддер, но они на 99% предназначены для грузовых перевозок.

– В своем сентябрьском Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев обозначил четкий тезис: справедливое государство, единая нация, благополучное общество, – дал комментарий депутат областного маслихата Куат Рахимбердин. – Причем справедливость немыслима без равного подхода ко всем гражданам, в каком бы регионе они ни проживали. Транспортная доступность – важнейшее социальное благо, а Усть-Каменогорск – крупный промышленный город, админис­тративный центр. К сожалению, национальный перевозчик даже не счел нужным уведомить, на какой срок он отменил удобный поезд. Фактически восточноказахстанцев лишили альтернативы дорогостоящему воздушному транспорту. Мне, например, непонятно, почему жителей востока поставили в более худшие условия, чем других казахстанцев?

«Казправда» не раз рассказывала о значении железной дороги Усть-Каменогорск – Шар, введенной в 2008 году. Она позволила срезать «петлю», заходившую на российскую территорию, и заметно сократить время в пути и в Алматы, и в Астану. С 2014 года КТЖ запустила «Тальго», доставлявший пассажиров еще быст­рее – за 18 часов. И вот в 2022-м компания принимает решение, отбрасывающее регион почти на 10 лет назад!

Если посмотреть реакцию людей в соцсетях, то главные слова там – несправедливость и равнодушие. Многие отмечают, что Восточно-Казахстанскую область, где и так наличествует отрицательное миграционное сальдо, вместо того чтобы поддержать, превращают в тупиковый регион.

– В своем ответе генеральный директор АО «Пассажирские перевозки» выразил готовность организовать пассажирский поезд Алматы – Усть-Каменогорск с вагонами «Тальго» при условии выделения субсидий из республиканского бюджета, – заключил депутат. – Хочется надеяться, что в Комитете транс­порта Министерства индустрии и инфраструктурного развития обратят внимание на ситуацию.

Популярное

Все
В гараже актюбинца нашли больше ста килограммов наркотика
Стало известно, когда Елена Рыбакина сыграет в финале турнира в Майами
Жителей Алматы и Алматинской области предупредили об угрозе схода лавин
Бибисара Асаубаева выиграла этап Гран-при в Нью-Дели
Тюремного кибермошенника выявили в Алматинской области
Пострадавшие в результате паводка в Актюбинской области получили материальную помощь
В Жетысуской области при взрыве в котельной погиб человек
Пять человек погибли в результате лобового столкновения легковушек в Алматинской области
Давка на экскалаторе в Астане попала на видео: пострадал один человек
Отечественный бизнесмен планирует реализовать национальную идею казахов в Тургайской степи. Он потратит на это более трех миллиардов тенге
Ербол Тлешов возглавил Комитет языковой политики МНВО РК
Девушек лёгкого поведения с сайта "Кыздар.нет" вычислили полицейские Туркестана
Был запрос – есть ответ
Более 2,5 тысячи человек разыскивают правоохранительные органы Казахстана
Сельчанин нашел тело пропавшего в Туркестанской области ребенка
Казахстанская спортсменка Мадина Нуршаева разрыдалась на ЧМ-2023 по боксу
1 апреля Казахстан  запускает систему прослеживаемости товаров
Женщина хотела свести счеты с жизнью на мосту в Шымкенте
Работник ночного клуба Астаны подрабатывал наркодилером (видео)
В Астане проходят антитеррористические учения "Найза-Антитеррор-2023"
В Восточном Казахстане начался период ледохода
Опубликовано фото отца, обвиняемого  в убийстве собственных детей
Астанчанину выписали штраф на сумму почти 500 тысяч тенге
Рудные богатства стране не нужны?
Спасатели освободили из снежного плена автобус с пассажирами
Паводок-2023: в зоне риска северные регионы Казахстана
Лжеполицейский ограбил пенсионерок в Астане
Уголовное дело завели на членов "Народного совета трудящихся Петропавловска"
Чемпион по единоборствам совершил суицид на глазах у всех в Атырау
Игры с законом: как владельцы остались без прав
Для Кирилла Чернышова из Семея казахский язык стал практически родным. 20-летний парень нередко обращается к произведениям Абая, причем изданным на государственном языке
Девочка-подросток выпала с балкона 6-го этажа в Туркестане
Общественный транспорт Астаны в месяц Рамадан будет работать бесплатно
Праздник обновления, гендерного равенства, женской энергии и материнской любви или просто еще один выходной? В преддверии Международного женского дня «Казахстанская правда» спрашивала у представителей разных сфер деятельности: что значит для них 8 Марта?
Вчера в редакциях газет «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» с раннего утра было непривычно шумно и суетливо. Мужчины с сосредоточенными лицами в строгих костюмах собирались в гостевом фойе здания, время от времени заглядывая в свои гаджеты, будто готовились к самому главному экзамену в своей жизни. А как же иначе? Всем хотелось достойно поздравить лучшую половину человечества с весенним праздником
Куляш Шамшидинова: Мир многократно имел возможность убедиться в огромном потенциале образования
"Жители ждут, надо не затягивать" – премьер о развитии Конаева, G4 City и Алматинской области
Прием заявок на банкротство физлиц начался в Казахстане
Уровень воды Аральского моря вырос впервые за долгое время
Ребенка затянуло в грязь в Атырау – видео
Казахстан и Узбекистан определили место строительства МЦПК "Центральная Азия"
Список прошедших в депутаты Мажилиса по одномандатным округам озвучили в ЦИК
Новый поезд "Тальго" запустят из Астаны до Алаколя
Когда начнут начислять компенсацию по депозитам в Казахстане
Казахстан и Китай планируют увеличить взаимную торговлю до $35 млрд
В новых спорткомплексах должны быть все условия для людей с особыми потребностями – Смаилов
Девушку ограбили и изнасиловали в Алматы
Пул совместных инвестпроектов обновили Казахстан и Узбекистан
В Актау 14-летняя девочка забеременела от отца-насильника

Читайте также

Рудные богатства стране не нужны?
«Не знаем, кому жаловаться!»
Собака бывает кусачей только от жизни собачьей...
Переведи меня через Шамалган...

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]