Время искать новые решения: эксперты высказались о диверсификации казахстанского экспорта

6983
Юлия Полонская
Фото: Kazpravda.kz

Время искать новые решения

Развитие транспортных коридоров в нашей стране всегда рассматривалось с точки зрения экономического прагматизма. По мнению экспертов Казахстанского института стратегических исследований, вопрос поиска новых путей решения этой задачи стоит перед Казахстаном и сегодня.

Мнения о важности стратегичес­кого взгляда на диверсификацию экспорта придерживается главный эксперт КИСИ Булат Ауелбаев.

– Надо сказать, что стратегия диверсификации транспортных и экспортных маршрутов – это беспроигрышная позиция для любой страны в любых геополитических условиях. В определенный период мы замкнули наши усилия на определенном направлении, которое давало хороший доход, и теперь приходится оперативно обращаться к более широкому набору приемлемых вариантов, – считает он.

Сейчас мы столкнулись с определенными трудностями, которые упираются в неразвитость инфраструктуры по другим направлениям, отмечает эксперт.

– Какие другие возможности можно использовать в данной ситуации? Есть трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, есть иранский вектор, есть китайское направление. Безусловно, везде есть свои трудности, которые сейчас придется преодолевать. Но тут должны работать экономисты, просчитывая заполняемость этих трубопроводов, риски, прибыль, затраты, – говорит Булат Ауелбаев.

Как отмечает старший научный сотрудник КИСИ Алия Мусабекова, с момента обретения независимости Казахстан преследовал две главные цели: диверсифицировать транспортно-логистичес­кие и экспортные маршруты и использовать по максимуму свой транзитный потенциал.

– В современных геополитичес­ких условиях как никогда необходимо реформирование системы транспортного сообщения. В железнодорожных перевозках усиливаются восточное и южное направления: в сотрудничестве с китайскими и узбекскими коллегами реализуются проекты Дос­тык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Мактаарал – Дарбаза, – говорит она. – На повестке дня остро стоит вопрос морских перевозок. Глава государства поставил перед Правительством стратегическую задачу модифицировать порты на Каспийском море, укрепить морской флот, в том числе танкерный, а также создать контейнерный хаб в Актау.

Кроме того, учитывая большой удельный вес нефтедобывающей отрасли в экономике страны, приоритетной, по мнению эксперта, является проработка Транскаспийского маршрута для диверсификации экспорта углеводородного сырья.

По мнению ведущего научного сотрудника КИСИ Бекжана Садыкова, международная повестка дня сама подтолкнула нас к оперативному решению сложившейся ситуации, которое заключается в кардинальном расширении системы транспортных путей и в целом диверсификации экспорта.

– Это касается всех видов транс­порта, которые играют ключевую роль в экономике Казахстана – железнодорожного, автомобильного, и даже увеличения мощнос­тей морских портов. Необходимо обеспечить доставку товаров на принципах бесперебойности и безопасности. Упор здесь необходимо сделать на максимизацию экономического эффекта.

Была отмечена и особая роль выработки оптимальных решений в вопросе транспортировки нашего основного экспортного товара – неф­ти, в том числе и с привлечением инвесторов, отмечает эксперт.

– Ветки Атырау – Кенкияк и Кумколь, например. Только в Кумколе добыча нефти составляет 5,8 миллиона тонн. Это говорит о том, что Казахстан готов обеспечить увеличение транспортных мощностей по Транскаспийскому маршруту, – считает Бекжан Садыков. – Особое значение придается увеличению мощности порта Актау, который в последние годы активно развивался, но учитывая сложившуюся ситуацию, этим проектам, видимо, будет отводиться приоритетное внимание, в том числе и в рамках специальных экономических зон.

Во многом стратегия диверсификации экспортных путей стала ответом на ситуацию, сложившуюся вокруг КТК, отмечает эксперт. По этому маршруту обеспечивалась транспортировка 82% экспортных объемов казахстанской нефти. Поэтому можно назвать его критически важным.

– Безусловно, вопрос диверсификации вряд ли удастся решить в ближайшее время, но в стратегичес­ком плане эффект от этой работы будет иметь мультипликативный эффект, – считает Бекжан Садыков.

Популярное

Все
В Байсеите родились герои Бреста
«Мы с прошлым кровно связаны судьбой...»
От брони до боеприпасов
Вася-казах
Подвиг на все времена
Защищали Отечество, спасая раненых
Книгу о ветеране выпустили с помощью ИИ
В 1940-е Гурьевская область была на военном положении
Имя казахстанца увековечили на Орловщине
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»
Диорама расскажет о былом
Спасибо, ветераны, за Победу!
Незабываемые огненные годы
Отцу не было и восемнадцати
Они освобождали Европу
Ищем ровесников следы…
Детство, опаленное войной
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Великой Победы
На медицинской передовой
Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государства
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
США и Украина подписали соглашение о природных ресурсах
Какие национальности проживают в Казахстане
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Израиль запросил международную помощь в тушении лесных пожаров
Поэты Карагандинской области презентовали в Астане альманах «Летят по небу журавли Победы»
Актау станет международным курортом
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Дату последнего звонка перенесли в школах Казахстана
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Как будут работать ЦОНы и спецЦОНы в праздничные дни мая
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Краснокнижный снежный барс вновь попал в объектив фотоловушки на Алтае
Трамп уволил советника по национальной безопасности Майка Уолтца
Праздник музыки: более 30 мероприятий пройдет в рамках международного фестиваля «Опералия»
Современные технологии для защиты от паводков применяют в СКО
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Полководец. Писатель. Патриот
Правительство определилось с суммой порога по НДС, и это не 15 миллионов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика

Читайте также

Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту …
Сенатор Орынбасаров призвал избегать повторных корректирово…
13 инвестпроектов реализуют в золотодобывающей промышленнос…
Контракты на 10 млн долларов США подписали на бизнес-форуме…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]