Время искать новые решения: эксперты высказались о диверсификации казахстанского экспорта

7109
Юлия Полонская
Фото: Kazpravda.kz

Время искать новые решения

Развитие транспортных коридоров в нашей стране всегда рассматривалось с точки зрения экономического прагматизма. По мнению экспертов Казахстанского института стратегических исследований, вопрос поиска новых путей решения этой задачи стоит перед Казахстаном и сегодня.

Мнения о важности стратегичес­кого взгляда на диверсификацию экспорта придерживается главный эксперт КИСИ Булат Ауелбаев.

– Надо сказать, что стратегия диверсификации транспортных и экспортных маршрутов – это беспроигрышная позиция для любой страны в любых геополитических условиях. В определенный период мы замкнули наши усилия на определенном направлении, которое давало хороший доход, и теперь приходится оперативно обращаться к более широкому набору приемлемых вариантов, – считает он.

Сейчас мы столкнулись с определенными трудностями, которые упираются в неразвитость инфраструктуры по другим направлениям, отмечает эксперт.

– Какие другие возможности можно использовать в данной ситуации? Есть трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, есть иранский вектор, есть китайское направление. Безусловно, везде есть свои трудности, которые сейчас придется преодолевать. Но тут должны работать экономисты, просчитывая заполняемость этих трубопроводов, риски, прибыль, затраты, – говорит Булат Ауелбаев.

Как отмечает старший научный сотрудник КИСИ Алия Мусабекова, с момента обретения независимости Казахстан преследовал две главные цели: диверсифицировать транспортно-логистичес­кие и экспортные маршруты и использовать по максимуму свой транзитный потенциал.

– В современных геополитичес­ких условиях как никогда необходимо реформирование системы транспортного сообщения. В железнодорожных перевозках усиливаются восточное и южное направления: в сотрудничестве с китайскими и узбекскими коллегами реализуются проекты Дос­тык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Мактаарал – Дарбаза, – говорит она. – На повестке дня остро стоит вопрос морских перевозок. Глава государства поставил перед Правительством стратегическую задачу модифицировать порты на Каспийском море, укрепить морской флот, в том числе танкерный, а также создать контейнерный хаб в Актау.

Кроме того, учитывая большой удельный вес нефтедобывающей отрасли в экономике страны, приоритетной, по мнению эксперта, является проработка Транскаспийского маршрута для диверсификации экспорта углеводородного сырья.

По мнению ведущего научного сотрудника КИСИ Бекжана Садыкова, международная повестка дня сама подтолкнула нас к оперативному решению сложившейся ситуации, которое заключается в кардинальном расширении системы транспортных путей и в целом диверсификации экспорта.

– Это касается всех видов транс­порта, которые играют ключевую роль в экономике Казахстана – железнодорожного, автомобильного, и даже увеличения мощнос­тей морских портов. Необходимо обеспечить доставку товаров на принципах бесперебойности и безопасности. Упор здесь необходимо сделать на максимизацию экономического эффекта.

Была отмечена и особая роль выработки оптимальных решений в вопросе транспортировки нашего основного экспортного товара – неф­ти, в том числе и с привлечением инвесторов, отмечает эксперт.

– Ветки Атырау – Кенкияк и Кумколь, например. Только в Кумколе добыча нефти составляет 5,8 миллиона тонн. Это говорит о том, что Казахстан готов обеспечить увеличение транспортных мощностей по Транскаспийскому маршруту, – считает Бекжан Садыков. – Особое значение придается увеличению мощности порта Актау, который в последние годы активно развивался, но учитывая сложившуюся ситуацию, этим проектам, видимо, будет отводиться приоритетное внимание, в том числе и в рамках специальных экономических зон.

Во многом стратегия диверсификации экспортных путей стала ответом на ситуацию, сложившуюся вокруг КТК, отмечает эксперт. По этому маршруту обеспечивалась транспортировка 82% экспортных объемов казахстанской нефти. Поэтому можно назвать его критически важным.

– Безусловно, вопрос диверсификации вряд ли удастся решить в ближайшее время, но в стратегичес­ком плане эффект от этой работы будет иметь мультипликативный эффект, – считает Бекжан Садыков.

Популярное

Все
Доверчивых граждан заманивают невесть откуда взявшимися посылками
Волшебный голос Санат
Работа усилена, но проблема остается
Восточный путь Турсуна Султанова
Керлингисты испытали столичный лед
Поставили на счетчик
Цифровой гайд для пресс-секретарей
В регионе острый дефицит специалистов в сфере спорта
Добро, жизнелюбие и традиции
Человек, который шел вверх
Взорвался газ
Александр Бойко: «Музыка продлевает жизнь»
ДТП с длинномером
Чайка на мусорной сцене
Новая архитектура поддержки малого бизнеса
Парк обрел дурную славу
Рецепт успеха, или Как создаются кулинарные легенды
Кем быть?
Спасатели заселяют капсульные дома
​​​​​​​Указ Президента Республики Казахстан О Косанове Д. Ж.
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
В Уральске реконструируют набережную
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга
Я – жертва и живой свидетель массового голода
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Структурная реформа в футбольном судействе даст свои плоды
В Петропавловске прохожим в честь праздника раздавали флаги
Дожди с грозами снова придут в Казахстан
Служебные квартиры и новую технику получили актюбинские спасатели
Десятое дыхание
Новый виток развития железнодорожного сектора
Дело Шерзата: когда суд огласит приговор
Новые технологии кардинально меняют подходы
Настоящая инклюзия – это когда ребенок чувствует себя нужным, важным и любимым
Здесь началась дорога в космос
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области

Читайте также

В Шу открылось современное депо на 100 новых рабочих мест
В Костанайской области строится завод по производству авток…
В Атырау стартовал казахстанско-грузинский бизнес-форум
Место для лакокрасочной радуги

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]