Взять в долг и ездить с этажа на этаж

6434
Людмила Макаренко
Обозреватель Алматинского корпункта

Старое лифтовое хозяйство в жилых многоэтажках должно быть полностью обновлено

коллаж Павла Цедилина

Пошли на принцип

Пару недель назад по меньшей мере семь тысяч пассажирских лифтов в многоквартирных жилых домах в республике должны были «встать на прикол». Принудительной остановки с 15 февраля подъемного оборудования, выслужившего предельный срок эксплуатации, потребовал единый техрегламент Евразийского экономического союза.

Казахстан, будучи участником этого международного объединения, придерживается совместно принятой регуляторной политики, а технический регламент ЕАЭС как раз и предусматривает, что лифты, отработавшие более 25 лет, должны быть модернизированы, а еще вернее, заменены на новые.

Но вот что в этой ситуации получилось любопытным. В прошлом году на Евразийском экономическом совете представители Российской Федерации сумели убедить в необходимости и возможности придержать введение «крайних» сроков использования устаревших лифтов на следующие пять лет – до февраля 2030 года. Инициативу поддержали остальные участники, но не Казахстан.

– В республике оставили прежние сроки, и в феврале у нас вступил в силу запрет на экс­плуатацию устаревшего лифтового оборудования. В этом была и наша, и Правительства принципиальная позиция. Все же понимают, что решение воп­роса только затянется еще на пять лет, и за это время мало что изменится, – объясняет президент ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержан Игибаев.

Правда, теперь такая позиция, кажется, сделала проблему совсем уж неразрешимой. С одной стороны, остановить в одночасье семь тысяч отработавших свое лифтов – значит, лишить стандартных удобств десятки тысяч жителей городов. Но и не запретить использовать потенциально опасное оборудование – значит, согласиться на то, что люди будут постоянно рисковать жизнью и здоровьем. Какой должен быть выбор, а главное – кто его сделает, если любой из вариантов заведомо неудачен?

В руках собственника

Технический регламент, определяющий общие условия безо­пасной эксплуатации лифтового оборудования, принимался еще в будущность Таможенного сою­за, и документом от 2011-го устанавливалась упомянутая выше дата: «Лифты, отработавшие назначенный срок службы до 15 февраля 2025 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями Технического регламента».

– Большую часть таких лифтов невозможно отремонтировать. Предприятий, выпустивших оборудование, которое все еще остается в эксплуатации, – а это Самаркандский и Могилевский заводы – уже не существует, значит, не найти и запчастей. Речь может идти о полной их замене, – добавляет руководитель объединения лифтовиков.

Лифтов, которые пережили нормативный срок эксплуатации, но все еще остаются в работе, особенно много в Павлодарской, Западно-Казахстанской областях, Петропавловске. Разумеется, все они учтены и «взяты на карандаш», но продолжают скрипеть своими изношенными мощами с этажа на этаж. Вероятнее всего, даже сегодня, когда на работу этой техники фактически наложен запрет.

– Мы видим здесь определенную вину акиматов, – продолжает Ержан Минимханович. – Неоднократно обращались в местные исполнительные органы с напоминанием, что необходимо принимать срочные меры по модернизации и обновлению лифтового парка. Но пока идем к цели неактивно. Единственный регион, который можно поставить в пример, – Алматы. Четыре года назад здесь насчитывалось больше трех тысяч лифтов с истекшим нормативным сроком, к сегодняшнему дню осталось не больше 50, и в этом году обещают все их заменить.

Если подходить формально, местная власть в судьбе лифтового хозяйства жилищного фонда играет только опосредованную роль: лифт – общее имущество собственников, и бремя ответственности за его состояние лежит на самих жильцах. Упреков может заслуживать разве что недостаточное продвижение государственных программ по модернизации жилищного фонда, в числе которых есть и обновление лифтового оборудования. Жителям городских многоэтажек действительно не всегда известно, как государство участвует в этом дорогостоящем предприятии. Но проблема далеко не только в этом.

Хочется как лучше

– В рамках программы по модернизации и капитальному ремонту жилищно-коммунального хозяйства возможна замена старых лифтов. Это кредиты из средств бюджета, которые получают под 0,1 процента местные исполнительные органы, а те распределяют их между собственниками. Жители получают деньги на возвратной основе, в рассрочку сроком от 7 до 15 лет. Поэтому в этом вопросе важна позиция именно собственников, – напоминает Кызгалдак Медетова, руководитель управления развития жилищного фонда Минпромстроя.

На самом деле, позиция собст­венника имеет значение в любом имущественном вопросе. Если он, конечно, не настолько щекотливый, как дальнейшая судьба изношенного лифтового парка.

– Поскольку лифты – объекты кондоминиума и принадлежат собственникам, они сами вправе принять решение, останавливать их или нет. Но, с другой стороны, это еще и опасные технические устройства, и поэтому, когда они представляют угрозу, вмешаться могут Комитет промышленной безопасности и акиматы, поскольку компетенция по контролю над сос­тоянием жилищного фонда принадлежит им. Сложившаяся­ ситуация непростая, но нам хочется, чтобы она ускорила процесс модернизации лифтового хозяйства, – объясняет свою позицию руководитель профессионального союза Ержан Игибаев.

Его коллега Нурлан Кенжебаев, президент ассоциации «Союз лифтовиков Казахстана», говорит уже о недостатке такого административного контро­ля. Реорганизация Комитета промышленной безопасности, смена его подведомственности и передача контрольных функ­ций местным исполнительным органам, по мнению специалис­та, «поставила в тупик многие вопросы контроля безопасности в бытовой сфере».

– Если раньше в Алматы шесть специалистов по линии промышленной безопасности контролировали восемь тысяч лифтов, то сейчас один смотрит за 13 тысячами, плюс к этому от двух до трех тысяч подъемников для инвалидов. Если мы хотим обезопасить бытовую сферу, на каждый городской район должен быть свой инспектор, – считает Нурлан Кенжебаев.

Купи и катайся

Планы в отношении устаревшего лифтового парка теперь верстаются на скорую руку. Создана специальная рабочая группа, поставлена задача: подвигнуть жильцов на получение госкредита и в короткие сроки завершить обновление старого лифтового парка. Дело, как говорится, за малым: за экспертной организацией, которая провела бы техническое освидетельствование не соответствующей техрегламенту техники и дала заключение о ее безопасности на переходный период. Насколько известно, пока такой агент не найден.

От жильцов городских высоток ждут осознанного выбора. Время показало, что покупка общедомового имущества – дело непростое, а ошибки в нем обходятся и вовсе дорого.

– Покупать такую технику, как лифты, нужно у официальных дистрибьюторов. Мы знаем немало примеров, когда строительные компании из экономии приобретали лифтовое оборудование у неизвестных поставщиков, а через два года гарантийного срока жильцы оставались наедине со своими проблемами – лифт вышел из строя, запчасти к нему не найти, поставщиков к ответственности не привлечь, – говорит Дастан Халенов, эксклюзивный дистрибьютор крупного лифтового завода.

Большой объем лифтового оборудования поступает в нашу страну из Китая. Поставляют его довольно надежные компании, продукция которых заняла свое место на рынке. Есть черный список производителей и поставщиков, которые успели испортить деловую репутацию. Казахстан имеет и четыре собственных производства – в Акмолинской области, Астане, Алматы, Талгаре. И они получают неплохие отклики потребителей.

В любом случае жильцам многоэтажек перед приобретением нового лифтового оборудования следует хорошенько изучить воп­рос и в технической, и в коммерческой его плоскости. С большой критикой нужно отнестись к предложениям с явно заниженной ценой. Скорее всего, это окажется уступкой в качестве, объеме услуги или последую­щего сервиса.

Осторожно нужно соглашаться на частичную модернизацию выработавших свой срок подъемников: невозможно получить новый лифт, заменив в старом только кабину. И, конечно, все спорные и сомнительные темы можно и нужно обсуждать с представителями акимата в жилищных управлениях, уполномоченных сопровождать программы государственной поддержки модернизации жилого фонда.

Популярное

Все
Память, звучащая в Слове
Расстрелы в Лисьей балке. В 1930-е годы прошлого столетия ужесточились гонения на духовенство
В Казахстане сотни сакральных мест, достойных широкой известности
Жемчужина оперного искусства
Творчество без дублей
О таком раньше и не мечтали
Язык как мост между мирами
Родился курдом – вырос казахом
Возвращение сакуры
О чем расскажет Белкарагай
В Приаралье просо выращивали 2 200 лет назад
Голубой вагон бежит, качается
Памяти поэта
«Уважаемый страус...»
Тренер на поле, наставник в жизни
Под знаком Чайковского
Чужбина стала Родиной
На финансовом рынке – перемены
Летом в поездах поедет треть страны
Укрепление гуманитарного диалога
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Истоки тюркской письменности
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Определены 100 лучших школ Казахстана по итогам года
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
В Пекине звучал кюй «Әлқисса»
Бектенову представили подходы по дальнейшему развитию Алматинского горного кластера
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
В Жастаре построили ферму XXI века
Трамп заявил о росте ожирения среди американских детей
Новые спортивные объекты появятся в Атырау
Расследование крушения самолета AZAL под Актау перешло на новый этап
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Токаев произвел ряд назначений
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Досаев покинул должность акима Алматы
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области

Читайте также

В Риддере продолжают обновление теплостанции
Более 2,5 тысяч километров водопроводов строят в стране
Новые трубы зарыли... в старые проблемы
В Актау проложили 1,5 км новых магистральных инженерных сет…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]