![](/media/uploads/publication2/199/35/199351-image.jpg)
Айсулу Ескермескызы выросла в сельской глубинке, которая всегда считалась колыбелью государственного языка. В ее ауле все и всегда говорили на родном языке, не поддаваясь никаким модным веяниям и политическим нововведениям.
Бывая в городе, Айсулу старалась внимательно прислушиваться к многоголосице в магазинах и автобусах, с детства обращая внимание на то, что казахский язык здесь звучит далеко не всегда, и считала, что это неправильно. Не должны люди забывать родной язык, в котором кроется душа народа, заложена его нравственная основа.
– Я училась в школе хорошо и, думаю, могла бы поступить на любой другой факультет, чтобы получить специальность, не связанную со школой, – размышляет Айсулу Ескермескызы. – Я же решила стать учителем казахского языка. На тот момент наша страна уже обрела независимость, и мне хотелось внести свой вклад в обучение казахстанцев государственному языку, в его возвращение в нашу жизнь.
После окончания филологического факультета Международного казахско-турецкого университета им. Х. А. Ясави молодой специалист пришла работать в шымкентскую среднюю школу № 37 им. Фурката. С тех пор в ее трудовой книжке значится единственная запись. Менять место работы нет смысла, когда тебя ценят как специалиста и дети, и руководство школы.
– Это один из лучших учителей казахского языка в городе, хотя в нашей школе нет плохих педагогов, – утверждает директор шымкентской средней школы № 37 Гаухар Байбосынова. – У нас не лицей и не гимназия, самая обычная школа, расположенная на окраине города, в частном секторе. Я 10 лет работаю директором и сразу же ввела эксперимент, поставив во главу угла психологический настрой в школе на добро и взаимопонимание, любовь к детям. Поначалу было непросто, но сейчас у нас нет ни одного ребенка, состоящего на учете, ни одного школьника с девиантным поведением. Я на практике не раз ощутила, что подход к ребенку, в основе которого лежат доброе отношение и дух сотрудничества, побеждает все.
Эта школа – со смешанным языком обучения, многонациональная. Учатся в основном дети из казахских и узбекских семей, есть и представители других национальностей. Дети из узбекских классов в совершенстве владеют казахским языком. Может, грамматика и хромает, но когда они говорят, не всегда отличишь, какой национальности этот ребенок.
Обучение на русском языке ведется по 4-й класс включительно, а в среднем и старшем звеньях – на казахском и узбекском. Дети приходят в школу в массе своей уже хорошо говорящие, а то и пишущие на государственном языке, а за партой они изучают казахский еще глубже и основательнее. Это особенно хорошо ощутимо, когда в школе проходят конференции TEDx, на которых дети делают доклады и выступления, учатся излагать свои мысли, отстаивать позицию, получая навыки работы с аудиторией.
– Я сама учитель казахского языка в русских классах, – говорит Гаухар Байбосынова. – Там методика другая, главная задача педагога – научить школьников говорить на государственном языке. В казахских же классах изучение более углубленное. Айсулу Ескермескызы выросла в ауле, великолепно знает народный фольклор. Это, бесспорно, помогает ей разнообразить преподавание материала на своих уроках, найти подход к детям, заинтересовать их.
Айсулу Ескермескызы активно участвует в обучающих семинарах, чтобы затем делиться своими знаниями и опытом с коллегами. После обучения на трехмесячных курсах повышения квалификации она курирует молодых специалистов, которые приходят на работу в школу, проводит для коллег коучинги, семинары, открытые уроки, сотрудничает с методобъединением казахского языка и литературы в АО «НЦПК «Өрлеу».
Фишка школы еще и в том, что она тесно сотрудничает с кафедрой казахского языка и литературы ЮКГУ им. М. Ауэзова. Такие мэтры, как Акжол Калшабек, Нурлыбек Омаров, Мекемтас Мырзахметов, оказывают неоценимую помощь в разработке и внедрении новых современных методик по обучению казахскому языку.
Столь пристальное внимание к преподаванию государственного языка способствует тому, что выпускники этой школы активно участвуют во всевозможных конкурсах, показывая отличные знания казахского языка и литературы.
Вот и в недавнем конкурсе на знание творчества Абая Кунанбаева, посвященном 175-летию со дня рождения писателя и философа, который проводил центр «Дарын» для одаренных детей, участвовали 3 ученика шымкентской средней школы № 37 им. Фурката. И все стали победителями.
Ученица 8 «А» класса Диана Азат заняла 1-е место в номинации «Өлең – сөздің патшасы, сөз сарасы». Второе место в номинации «Абайдың қара сөздері» присуждено ученице 11-го класса Аяле Акжигитовой. Еще одну победу в копилку школы принесла ученица 9-го класса Арайлым Рахымберди, заняв 3-е место в номинации ««Ұлылар әлемі».
– Уроки Айсулу Ескермескызы – мои любимые, – признается Диана Азат. – Они всегда проходят интересно, нестандартно, мы с нетерпением ждем очередное занятие. Благодаря Айсулу Ескермескызы я открыла для себя творчество Абая. На конкурс мы вместе выбирали стихотворение Абая, остановившись на «Қалың елім, қазағым, қайран жұртым», посвященном истории народа.
Диана рассказывает, что только выбором стихотворения на конкурс сотрудничество с педагогом не ограничилось. Айсулу Ескермескызы подсказывала, как декламировать стихотворение, какую мысль выделить интонационно, как держаться перед аудиторией, хотя на этот раз она и была виртуальной.
– Важно заинтересовать детей в углубленном изучении казахского языка, – так отвечает Айсулу Елшибекова на вопрос о том, как ей удается влюбить в свой предмет школьников. – Важно открыть все его богатство, литературные традиции. Ребенок вникает в предмет только в том случае, если ему интересно. Тогда в нем просыпается дух исследователя, желание и стремление узнать как можно больше. Лучшей наградой для меня будет, если мой ученик скажет, что ему нравится учить родной язык и литературу, что это его самые любимые предметы.