![](/media/news/2022/default.png)
Школа мам и пап
За неприметной дверью на первом этаже многоэтажного жилого комплекса обнаруживается яркий и красочный мир. Смех, музыка, веселая суета. Здесь собирается детский клуб «Замандас» – «Современник», кружок домбристов, моделирования и другие группы по интересам. Пока детвора творчески развивается, родители отправляются на встречу клуба «Счастливая семья», который находится здесь же. Клуб существует более двух лет и набирает популярность. Психолог Наталья Семененко проводит здесь тренинги для матерей и отцов.
– Есть у нас свои достижения. Родители после встреч в клубе что-то меняют в своей жизни, открывают собственный бизнес, налаживают отношения со свекровью, тещей. Были случаи, когда удалось прекратить домашнее насилие. Счастливых детей становится больше, – рассказывает психолог.
Поскольку в казахстанском полиэтническом обществе интернациональные браки – распространенное явление, то и в клубе «Счастливая семья» особое внимание уделяется вопросам воспитания толерантности, уважения к культуре, ментальности разных национальностей.
– Не секрет, что, когда образуется семья, в которую входят представители разных этносов, иногда происходит столкновение систем воспитания, систем восприятия, менталитетов, – отмечает Наталья Семененко. – Бывают серьезные проблемы, когда старшее поколение считает свою культуру или религию правильнее, лучше, чем другой половины семьи. На этой почве развиваются конфликты. Или же к детям предъявляются завышенные требования, например: ты – ребенок из семьи такой-то национальности, поэтому должен быть в такой-то сфере лучше других, получать только пятерки, учиться музыке, выигрывать соревнования – и множество других запросов, ничем не обоснованных. Из таких ситуаций и «вырастают» темы заседаний.
Рассказывая о своих проблемах, обмениваясь опытом, родители нередко меняют представление о людях, по-новому понимают ценность уважения к личности, терпимости и бережного отношения к представителям других поколений, других этносов. Необходимый элемент встреч – проработка проблем под руководством психолога.
– Мы даем родителям новое представление о том, чего требовать от ребенка, какую информацию ему давать, как с ним разговаривать, в каком возрасте что ему нужно, – объясняет Наталья Семененко. – В первую очередь не следует «идти от себя» – от своих представлений и стереотипов. Исходить нужно из потребностей ребенка, и на каждом возрастном этапе они свои.
Разговорить молчуна
Наталья Семененко рассказала и о такой непростой для казахстанских семей ситуации, когда у родителей, прекрасно владеющих казахским и русским языками, знающих английский, ребенок или начинает говорить очень поздно, или вообще молчит.
– Часто в семьях нет правильного понимания, как формировать трехъязычие, как его развивать, – отмечает она. – Родители часто совершают ошибки, и мы сталкиваемся потом с психологическими проблемами у детей, вплоть до заикания, до того, что дети вообще замолкают, и их начинают обследовать, предполагают немоту.
Причина, по словам специалиста, в том, что мышление и речь развиваются одновременно. Очень важно, чтобы предмет, о котором у ребенка формируется представление, озвучивался постоянно на одном языке. В случае, когда один и тот же предмет называется то словом на казахском языке, то словом на русском, у ребенка не формируется четкий образ, связанный со словом.
– Поэтому рекомендуется простой метод: один родитель говорит постоянно на одном языке, второй родитель – на другом языке. Тогда у ребенка создается более четкое представление о том, как называть предметы. Проще говоря, он учится с мамой, допустим, говорить на казахском, а с отцом – на русском, или наоборот, и так изучает сразу два языка, – поясняет она.
Другая распространенная ошибка родителей – попытка переложить обучение их чада государственному языку полностью на плечи школы. Привыкший дома общаться на русском языке, ребенок попадает в иную языковую среду и в итоге начинает отставать даже по тем предметам, по которым получал хорошие оценки.
– Родители думают, что отдадут ребенка в казахскую школу и там преподаватель займется обучением. Но он ведет учебный процесс по своему предмету, а ребенок из этого процесса «выпадает», потому что абсолютно ничего не понимает. И таких случаев много. Поэтому сначала необходимо обучить ребенка языку, а затем уже отдавать в школу, – подчеркивает Наталья Семененко.
Вообще родителям стоит почаще начинать с себя. Например, самим взяться за изучение казахского языка, ведь мама и папа являются образцом, примером для подражания. Видя их интерес, и ребенок будет учиться радостно.
– Мы часто сталкиваемся в клубе с таким пониманием жизни: «Мы, родители, уж как-нибудь, а вот ты должен выучить язык. И это мы о тебе заботимся, все для твоего блага». И начинаются всевозможные формы насилия, чтобы «вколотить» знания в ребенка, – констатирует психолог.
По ее словам, двухъязычное и даже трехъязычное воспитание – не проблема, если подойти к процессу творчески и с интересом. Главное в этом – участие всей семьи, не только детей и родителей, но и бабушек, дедушек, и ни в коем случае родителям нельзя требовать от детей того, чего они сами не умеют.
– В обучении наиболее эффективны мотивация и среда, – объясняет Наталья Семененко. – Проверенный поколениями метод: отправить ребенка в аул, где все говорят на казахском языке. Там, как бы этому ни удивлялись взрослые, дети легко ориентируются, «вживаются в среду» и совершенно естественно, легко начинают говорить. Именно среда, игра, взаимоотношения со сверстниками формируют у ребенка интерес к языку. Не нужно бояться, что ребенок кого-то не поймет, потому что все говорят по-другому, этой проблемы, в принципе, не существует, когда идет взаимодействие в игре.
Здесь же, по словам психолога, кроется и одна из главных проблем преподавания казахского и английского языков в школах. Методики обучения слишком сложные для детей, даются скучные упражнения, сложные грамматические правила. В то время как детей до 11 лет весьма легко и быстро можно обучать через игру. А заставляя первоклассника зазубривать сложные тексты, можно воспитать в нем страх, неприятие, негативное отношение к изучаемому языку.
Должен или нет?
И снова разговор возвращается к семье. Именно в семейном кругу, как отмечает психолог, закладываются основы воспитания и обучения, которые влияют на всю последующую жизнь человека. И тут у современных казахстанских родителей две противоположные проблемы.
Одна заключается в инфантилизации, когда все старшее поколение семьи стремится защитить ребенка от любых угроз внешнего мира, чтобы ему не приходилось преодолевать трудности или сталкиваться с проблемами. Причина такой чрезмерной опеки в том, что нынешние родители росли в кризисные 90-е годы и у них сформировалось представление о внешнем мире как о чем-то страшном и опасном, куда нельзя выпускать ребенка. Результатом такого воспитания может стать молодой человек, не умеющий принимать решения, с неустойчивой психикой и отношением к жизни вечно обиженного, эгоистичного ребенка.
Другая крайность – завышенные требования, когда родители постоянно говорят ребенку «ты должен». Уже в 6–7 лет он, по представлениям старших, должен показывать наивысшие результаты в учебе, спорте, рисовании, музыке, пении. В общем – во всех дисциплинах. У ребенка со временем формируется невроз, он боится ошибиться, получить не ту оценку, и это мешает раскрытию и формированию его личности.
Еще тяжелее, когда сталкиваются обе схемы: одна половина чрезмерно опекает, другая требует отличных успехов. Такой подход приводит к тому, что дети инфантильны, зажаты, с трудом изучают и усваивают информацию. А если накапливают знания, то не умеют их применять на практике, боятся принимать решения, не прощают себе ошибок, живут в постоянном стрессе.
Тем и другим родителям психолог рекомендует приглядеться к себе, найти причину своей чрезмерной опеки или завышенных требований, подходить к воспитанию ребенка разумно, без фанатизма. Тогда придет взаимопонимание, и семья будет счастливой.