За кулисами театра - как создается музыка?

Елена Левкович

Как было бы здорово, если б каждый человек так любил свою профессию, как моя героиня Нелли Терехина.

Два шанса

Представьте себе уютный театральный вечер: поскрипывание паркета, шелест нарядных платьев (замечательно, что в театр по-прежнему стараются нарядиться!), узнаваемый запах зала, погруженного в полумрак. На сцене акте­ры в свете софитов – они, безусловно, главные в этот вечер, к ним прикованы взгляды. Но вдумайтесь: в чем же еще секрет очарования хорошего спектакля? Что создает его особую атмосферу, помогает целиком и полностью погрузиться в происходящее на сцене, сопереживать героям, окунаться в свои воспоминания, заставляет плакать, наконец?

Имя этому проводнику в мир ассоциаций и эмоций – музыка. Именно она делает все живее, ярче, добрее и волшебнее. И в каждом театре есть свои волшебники – заведующие музыкальной частью.

Есть своя музыкальная фея и в Государственном академическом русском театре драмы им. М. Горького – Нелли Давыдовна Терехина. Хотя, думается, прочитает Нелли Давыдовна, что я ее назвала феей, и рассмеется. И, надеюсь, одобрит.

– Как Вы попали в театр и так надол­го в нем задержались? – очень легко начинаю беседу с человеком, которого вижу первый раз в жизни, но такое ощущение, что приятельствуем мы уже давно.

– Надолго – это точно, больше тридцати лет уже тут. А попала, потому что судьба так распорядилась, как уж написано на роду, так и будет, – разводит руками Нелли Давыдовна. – Мне судьба дважды давала шанс связать свою жизнь с театром. Первый раз я проигнорировала возможность: тогда только окончила институт, собиралась отдавать дочку в детский сад и туда же устроилась музработником. И тут встречаю свою школьную учительницу, служащую завлитом в театре. И она мне: пойдем к нам, очень нужен заведующий музыкальной частью. Ну а как я пойду, если уже в садике договорилась? Махнула рукой на хорошее предложение, поставив интересы семьи на первое место.

Но судьба не отступала и свела молодую пианистку Нелли с учительницей еще раз, спустя восемь лет. Тут уж педагог решила не отступать – прямо на рынке принялась уговаривать молодую женщину. Предложение было очень заманчивое: в город приехал московский режиссер, ставили спектакль «Крошка», надо было с актерами разучивать музыкальные партии. Нелли отказалась, и женщины разошлись в разные стороны. А через час опять встретились уже на выходе с рынка! И опять уговоры, опять отказ. Но педагог оказалась очень настойчивой.

– Она позвонила мне домой, и тут я уже сдалась. Пришла в театр и сразу же поняла, что остаюсь. Из детского сада я, кстати, не ушла, проработала там еще несколько лет, совмещая, – вспоминает Нелли Давыдовна. – Наверное, поняла, что сопротивляться бесполезно – выбор предопределен кем-то свыше…

Добавим, что избежать влияния музыки на жизнь было действительно непросто. Ведь бабушка, немка Гильда Рудольфовна Кистнер, окончила Дрез­денскую консерваторию по классу фортепиано. А замуж вышла за бакинца и уехала с ним в Советский Союз. По воле судьбы семья оказалась в Казахстане.

«На десятку!»

Если вдруг кто не знает, чем именно занимается заведующий музыкальной частью, то тут все просто: вся музыка, звучащая в спектаклях – его (или ее) дело рук.

– Происходит так: приходит ко мне режиссер, говорит, что хотел бы поставить такой-то спектакль в таком-то контексте и с такой-то музыкой. Весьма расплывчато могут звучать его желания, а потому иной раз получается, как в сказке: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Мне, чтобы настроиться и подобрать требуемое, для начала надо прочитать сам сценарий. Читаю трижды: первый раз – как читатель, второй – представляя обозначенных актеров в ролях. А в третий раз у меня в голове уже звучит музыка под каждую выстроенную в голове же сцену, – рассказывает Нелли Давыдовна «схему» своей работы. При этом уточняет: выбор музыки – на ее вкус, но с подачи режиссера – он все же задает направление.

– А бывает так: Вы подобрали музыку, всем довольны, а режиссер подозрительно хмурит брови?

– Бывало! С «Ромео и Джульеттой», например. Помню, так «зашла» мне одна тема в постановке, и я, довольная собой, воодушевленная, даю послушать режиссеру. А он возьми и скажи: «Вы знаете, уважаемая Нелли Давыдовна, на «восьмерочку», но не на «десятку». Я ему: «Да быть не может! Вы еще раз послушайте, как классно получилось!» Он слушает и мне опять: «Ну, на девятку!» Я аж руками всплеснула: «Да нет же, еще раз слушайте». Послушал: «Точно – в «десятку!» – смеется музработник. – Уж если я отстаиваю, то до конца.

Однако Нелли Давыдовна признается, что не всегда бывает полностью удовлетворена своей подборкой:

– Периодически я себя ненавижу! Уже на спектакле сижу, слушаю и недоумеваю: «Ну как, как в голову мне могло прийти такое поставить в этом месте?!»

Безусловно, моя собеседница к себе чересчур критична, и не только в отношении музыки. Нелли Давыдовна – еще и актриса, в ее творческом багаже – роль в отечественном сериале и одном полном метре.

– И вот, знаете, тут тоже так: все в восторге от моей героини, а я на себя смотреть не могу! Прямо смотрю и вижу, что «не дотянула». В фильме, например, у меня небольшая роль врача скорой помощи, и опять – ну не нравлюсь я себе, хоть трес­ни! Накручиваю себя: эх, вот тут надо было вот так, а вот тут – так. Хотя мне и объяснили, что практически все актеры так себя недооценивают, – говорит моя собеседница.

И наверняка она чуточку лукавит: скорее всего, и на экране все отработано на «десятку».

Спасибо Интернету

– Нелли Давыдовна, если уж мы заговорили про кино, спрошу: когда смот­рите фильм, заостряете внимание на музыкальном сопровождении?

– Обязательно! Началось это с приходом в театр, раньше даже и внимания не обращала, смотрю и смотрю. Где-то не нравится: ну вот зачем это было сюда ставить? А в каких-то кинолентах – ушей не оторвать! Очень люблю образную музыку в кино, когда закрываешь глаза и представляешь картинку. Идеальный для меня пример в плане музыкального наполнения – советский мультфильм «Царевна-лягушка». Смотрела и кайфовала! – Нелли Давыдовна даже сейчас как будто прищуривается от удовольствия.

Тут позволю добавить от себя: нашла этот мультфильм, действительно советский, «девятьсот лохматого» года. И абсолютно согласна со своей героиней: мультик – сказка во всех отношениях! Хотите получить наслаждение – обязательно посмотрите, только не в современной озвучке, а в оригинальной, из 1954 года.

Ценит Нелли Давыдовна качественно озвученные постановки и кинофильмы еще и потому, что знает, какая титаническая работа кроется за слаженно скроенным творением.

– Сейчас, слава Богу, есть Интернет! Знаете, как я работала раньше? Подборки личной у меня никакой не было, плас­тинки никогда не уважала – нет нужной чистоты звука. И я шла на радио. Сдружилась с тамошним коллективом, у них была огром­ная картотека. Что ищу, сама порой не знала, были наметки и понимание, какой композитор в каком ключе пишет. Но ведь все, что приглянулось, не прослушать. Поэтому я переписывала на пленку подходящее по жанру и уже у себя прослушивала в прямом смысле километры музыки. Было очень непросто, поверьте. Иногда вечером, после работы, садилась в машину к мужу, а у него радио играет, так я тут же его выключала: «Наслушалась!»

– А Вы не ориентировались на схожие постановки в других театрах?

– Никогда! Я принципиально не слушаю музыку из спектаклей, идущих в других театрах. И тут дело в первую очередь не во мне, а в режиссере: ведь у каждого из них свое видение, каким спектаклю быть. Одному важно вытянуть эту тему, а другому хочется сделать акцент на чем-то другом. Да и не может и не должно одно на другое походить.

А еще она композитор

В оригинальности – вся Нелли Давыдовна. У нее свое видение, как должно быть, и эта позиция воплотилась в еще одном ее амплуа: заведующая музыкальной частью сама пишет музыку к сказкам.

– Сейчас в процессе у меня «Щелкунчик». Две темы уже отписаны и горячо одобрены режиссером. Видите, даже тут я действую исключительно в согласовании с режиссером: «Вот эта сцена в каком должна быть характере?» Потому что мало ли что я могу себе напридумывать. В ходе спектакля музыку, конечно, сама уже не исполняю, она идет в записи с наложенными на нее голосами поющих актеров, – объяс­няет композитор.

В любимцах у Нелли Давыдовны «Снегурушка», там личная работа устраивает от и до. И не только ее саму: как признается, многим так понравились ее музыкальные творения из сказки, что они переписали музыку себе на телефоны и слушают постоянно.

Забегая вперед, скажу, что чудную мелодию из «Снегурушки» записала себе и я. Знаете, это как вернуться в детство: за окном – снег и морозец, воздух как будто застывший, веточки в инее, а ты сидишь дома, в тепле и уюте, а по телевизору, старому ламповому, идет детский фильм с такой вот совершенно неземной музыкой…

У каждого своя энергетика

Музыка, уверена Нелли Давыдовна, – дама капризная.

– Бывает так: и музыка легла сходу, как я себе это представляла, и все довольны – и режиссер, и актеры, как вдруг заболе­вает или уезжает кто-то из актеров, вместо него вводят другого. И все – рассыпается идиллия! Вот ведь и делает он то же самое – роль-то неизменна, но не «бьется» его энергетика с энергетикой музыки, не из той оперы уже, как говорится. И я, смотря на это, думаю: куда же оно ушло, былое равновесие? Но сделать уже ничего не могу: измени я музыкальное сопровождение, собью других актеров. Просто стою и мучаюсь. Но другие этого не заме­чают, для них все остается по-прежнему, а для меня очевидно, что зависимость от энергетики абсолютнейшая!

В целом же, как говорит Нелли Давыдовна, для нее нет «тяжелых» или «легких» актеров – к каждому она подберет «его» музыку. Делается это опытным путем в том числе.

– После прочтения сценария я себе наметываю план: эта музыка для этой сцены, эта – для этой. И обязательно присутствую на черновом прогоне: акте­ры играют, я анализирую концепцию постановки, еще раз все обдумываю, обсуждаем с режиссером, находим консенсус. А потом, на репетиции, начинаем вводить музыку. Актеры проходят сцену, я даю параллельно музыку, актеры «примеряют» ее. И тут важно и их мнение: если не пошло дело, мне они так и скажут – будем «щупать» дальше.

Сила музыки

– Ставили мы как-то «В сумерках», очень душевный спектакль. И у главного актера никак не шла роль. Вот вообще. Мучается человек, хочет передать чувства, но так прямо и говорит: «Не могу сыграть, не понимаю, что я должен делать». А актер потрясающий! И сцена потрясающая – монолог душу разрывал, а герой не верил в то, что говорил. И я, на свой страх и риск, включила ему на эту сцену музыку, как я это «увидела». И как у него все сразу по­шло! Он ко мне подскочил потом, говорит: «Ты где ее, такую правильную, нашла?!» Музыку мы потом убрали, а ее ощущение и понимание роли у актера остались – он уже поймал тот самый вайб, – Нелли Давыдовна, очевидно, довольна цен­ностью своей работы.

А еще стопроцентное попадание музыкой – полная гарантия рыданий.

– Сами актеры рыдают, что уж про зрителей говорить. Наплачутся на репетициях, зато как играют благодаря таким чувствам! – улыбается этот проницательный человек.

От судьбы не уйдешь

Так уж случилось, что и следующие поколения музыкальной династии пошли по стопам талантливых предков. Дочь Нелли Давыдовны – Евгения Терехина – тоже музыкант, спектакли с ее музыкой идут в театрах на Малой Бронной, на Таганке. Она – стопроцент­ный композитор, так же виртуозно, как мама и бабушка, владеет магией фортепианных клавиш.

Сын Артем Терехин окончил ГИТИС, сотрудничает с ведущими режиссерами СНГ. А его сын, 11-летний Даниил, уже тоже навострился на творческий путь.

– Когда маленький совсем был, говорил: «Буду, как папа – рЫжЫссером», – смеется счастливая бабушка. – В театр не то что ходит – бежит. Раньше сказки смотрел, раз пятьдесят, наверное, каж­дую видел. А сейчас с удовольствием ходит на взрос­лые спектакли. Рыдает не стесняясь, чувствительный парень. Любимый у него – «Очень простая история». Посмотрев его впервые, лет восемь ему было, ревел навзрыд…

Один лишь супруг Нелли Давыдовны избежал творческой участи и теперь подначивает родственников: ну хотя бы один «нормальный» должен же быть в семье.

На вопрос, какой же самый любимый спектакль, Нелли Давыдовна разводит руками:

– Мой любимый? Сложный вопрос. Хотя непререкаемый фаворит – мой первый спектакль, та самая «Крошка», с которой и началась моя жизнь в театре. Это же как первая любовь. А вообще непросто что-то выделить: на счету – как минимум 300 спектаклей, музыкально выпестованных мною.

Наверное, я была неправа, задавая такой вопрос, ведь эта искрометная женщина очевидно любит все и вся, связанное со своей работой:

– Честно – я сама себе завидую! Когда получила первую зарплату, была поражена: как, мне за это удовольствие еще и платить будут?! За возможность каждый день пребывать в восторге? Больше вам скажу: это ощущение удивления, наслаж­дения от работы до сих пор со мной. А еще, когда герои на сцене кому-то кричат в закулисье, я до сих пор верю, что там действительно есть какая-то комната и в ней на самом деле что-то происходит и кто-то есть...

Популярное

Все
В Казахстане ежегодно пропадают до тысячи человек. Кого-то благополучно находят, а некоторых разыскивают и по сей день
В Уральске школу, ожидающую капитального ремонта, оштрафовали за… ветхость
«Виновны!» – таков приговор суда, рассмотревшего уголовное дело по обвинению в покушении на убийство журналиста
Мы фактически избежали гражданской войны, потери государственности. Любой здравомыслящий человек сделал выводы из сложившейся ситуации
Солидарная ответственность за кредиты грозит обернуться для многих фермеров банкротством
На Казахстанском Алтае начался лавиноопасный сезон
Только 10% потенциальных потребителей газа в трех поселках, расположенных в 20–30 км от Жезказгана, подключились к газопроводу
Ряд назначений провел Касым-Жомарт Токаев
​​​​​​​Что не так с ночным тарифом?
Помогать не магазинам, а заводам
Испытание морозом не прошли
Предприниматели тоже плачут
Astana Club в Париже
Astana Piano Passion: юные, талантливые, перспективные
«Якорь» для сельской молодежи
Не пей, можешь не выжить
Проекты на перспективу
Талантам надо помогать
В Алматы побеждает «Бенфика»
Франция уже в плей-офф
Фотографии Бишимбаева, разъезжающего на внедорожнике, прокомментировал Антикор
Десятки человек погибли, сотни пострадали при землетрясении в Индонезии
Хотел спасти котёнка: мальчик провалился под лёд на реке в Астане
Акмолинец пришел в полицию, чтобы признаться в убийстве
"Был 10 лет в рабстве": видеообращение к полиции записал житель Жетысуской области
Си Цзиньпин поздравил Касым-Жомарта Токаева
5-летнего акмолинца связывали и морили голодом в многодетной семье: начато расследование
Токаев и Эрдоган поговорили по телефону
Подростки-автоворы попали на видео в Астане
Жигули Дайрабаев поздравил Токаева с победой на выборах президента Казахстана. Видео
Токаев после объявления итогов еxit poll: Мы должны оправдать это доверие народа
Договор о демаркации госграницы подпишут Казахстан и Узбекистан
Два ДТП на угнанных авто совершил 18-летний житель Аркалыка
Выборы президента: итоги третьего exit poll озвучили в Казахстане
Требовавших выкуп за гражданина Индии похитителей задержали в Астане
Генпрокуратура проверит обоснованность приватизации ряда энергетических объектов РК
Эмомали Рахмон поздравил Касым-Жомарта Токаева с победой на выборах
Развитие нефтегазовой отрасли обсудил Смаилов с представителем Shell
"Институт общественной политики" партии Аманат озвучил свои итоги exit poll
Тело пропавшего неделю назад парня нашли в Костанайской области
Иманбек Зейкенов женился
Новый праздник появился в Казахстане
Водителям "скорой помощи" запретили проезжать на красный и выезжать на встречную полосу
Закон Республики Казахстан Об амнистии
Акимат Алматинской области сделал заявление после гибели мужчины в массовой драке
Двое рабочих упали с 14-го этажа в Астане, один погиб
Российский блогер снимал на видео свои нарушения на дорогах Алматы
Избранница Иманбека из родного Аксу
Дайрабаев высказался о внешней политике Казахстана
Жительница Балхаша убила свою мать за замечание
Ребенок под защитой государства – Кошанов о позиции Токаева
Ауесбаев ответил на критику оппонентами его партии
"12-летнюю внучку развращал дедушка" – в полиции Алматы прокомментировали публикацию
14-летняя девочка сбросилась с 19-го этажа в Астане
Токаев поручил активнее защищать национальные экономические интересы на международных рынках
Вопросы развития отечественного машиностроения рассмотрены в Правительстве
Трос лифта оборвался в многоэтажке Петропавловска: погиб мужчина
Несмотря на потерю зрения, режиссер Станислав Цих создал свой театр и пообещал Усть-Каменогорску фестиваль мирового уровня
Закон Республики Казахстан
Бабушка попросила полицию забрать у нее 3-месячную внучку в СКО

Читайте также

Культура
В кинотеатрах Казахстана только что завершилась премьера ка…
Культура
Проект TikТok house "Ел Бірлігі" стартовал в РК
Культура
Фильм "Акын" получил главный приз в Португалии
Культура
В 2023 году исполнится 100 лет со дня рождения замечательно…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]