Завышают тарифы и без предупреждения снимают автобусы с рейсов перевозчики в Карагандинской области

1523
Елена Ульянкина
Компании-перевозчики в Карагандинской области завышают тарифы и без предупреждения снимают автобусы с рейсов.

Жители региона и раньше были недовольны: ругали автопарки за переполненные автобусы, гонки на дорогах и грубость кондукторов. Однако с наступлением холодов ситуация усугубилась. А недавно в области произошел, можно сказать, транспортный демарш: 28 октября на линию не вышли почти все пригородные маршруты. Жители моногородов Темиртау, Сарани, Абая, Шахтинска, а также поселков Шахан, Топар и Егиндыбулак, которые работают и учатся в Караганде, не смогли добраться до областного центра.

Когда стали разбираться, выяс­нилось, что все маршруты-нарушители обслуживает одно предприятие – автопарк № 3. Он в Карагандинской области самый крупный, занимает 70% рынка.

На переговорах с чиновниками директор автопарка заявил, что не выпустил автобусы на линию из-за дефицита дизельного топлива и сложного материального положения. Перевозчик потребовал от акимата выплатить субсидии на покрытие убытков, которые положены ему по Закону «Об автомобильном транспорте». Речь шла о 2,5 млрд тенге. Власти пообещали в ближайшее время перечислить субсидии, после чего движение пригородных автобусов возобновилось.

Появились случаи, когда водители и кондукторы самовольно повышали плату за проезд. К примеру, 14 октября экипаж пригородного автобуса № 71, который возит пассажиров из Караганды в село Кокпекты Бухар-Жыраус­кого района, поднял стоимость билета с 80 до 150 тенге. Это возмутило людей. Поэтому они потребовали остановить автобус на полпути и вызвали сельского акима. Чиновник урегулировал конфликт между пассажирами и экипажем.

С такой же проблемой столкнулись и пассажиры пригородного автобуса № 84 Караганда – Ботакара. Кондуктор потребовал, чтобы пассажиры выложили за проезд не 200 тенге, как положено, а по 400. Люди возмущались, но были вынуждены заплатить, поскольку альтернативы 84-му маршруту нет.

А вот 26 октября произошел вопиющий случай, который стал реальным подтверждением ожес­точенной борьбы за план по сборам платы за проезд. На остановке в центре Караганды подрались водители двух автобусов одного маршрута. Второй приехал и стал собирать пассажиров раньше положенного времени. Первый обиделся на коллегу и в расстроенных чувствах дал волю кулакам. В результате на водителей оформили протокол за хулиганство.

К сожалению, подобные инциденты в Караганде и его городах-спутниках не редкость. Перевозчики сильно пострадали из-за карантинных ограничений. В 2020 году количество людей, которые пользуются общественным транспортом, снизилось на 65%, а пассажирооборот упал на 70%. В результате 4 из 13 автопарков области из-за нерентабельности закрылись. Перестали ходить 33 межрайонных маршрута. Все это негативно отразилось на качест­ве обслуживания пассажиров.

– В 2019 году в Караганде работали 9 компаний-перевозчиков, в настоящее время осталось 6, – сообщил руководитель отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Караганды Алибек Дюсембеков. – У них на балансе имеется 540 автобусов с учетом резерва. Ежедневно на линию выходят 350–360 автобусов. В связи с нехваткой квалифицированных водителей нет возможности обеспечить полный выход транспорта на линию и двухсменную работу.

Положение усугубил недавний дефицит дизельного топлива, который образовался из-за остановки на ремонт Павлодарского НПЗ. Тогда солярку на автозаправках продавали только по талонам. А когда дизтоплива не стало хватать общественному транспорту и автопарки стали сокращать рейсы, акимату Карагандинской области пришлось регулировать поставки горючего в «ручном» режиме.

Тут перевозчики снова стали поднимать вопрос об убыточности действующего тарифа на проезд в общественном транспорте. Сейчас он в Караганде составляет 80 тенге, тогда как расчетный находится на уровне 280 тенге. Разницу между ними власти должны покрывать за счет бюджета. Здесь чиновники с перевозчиками согласны, а вот в суммах субсидий они расходятся.

– В 2020 году на субсидирование убытков перевозчиков из областного бюджета были выделены средства в размере 900 миллионов, в 2021 году – 950 миллионов тенге, – отметил заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Карагандинской области Нурлан Есентаев. – Средства выплачены перевозчикам в полном объеме. При этом общие годовые убытки по 58 маршрутам составляют 4,2 миллиарда тенге.

Что же касается общественного транспорта Караганды, то его субсидируют из городского бюджета. На это, по данным акимата, в казне предусмотрено 4,3 млрд тенге. Причем 922 млн тенге из них перевозчикам выделили только в начале ноября, после того, как автопарк № 3 устроил транспортный демарш и не выпустил на линию пригородные автобусы.

Надо отметить, что акиматы неохотно выплачивают перевозчикам субсидии из госбюджета. Власти сомневаются в достоверности данных, которые в своих отчетах указывают автопарки. Ведь пассажиропоток в области давно никто не считал, а значит, они вполне могут завышать количество перевезенных пассажиров.

Чиновники надеются, что исправить ситуацию к лучшему поможет система электронной оплаты проезда, которую сейчас внедряют в городских и пригородных автобусах. Она должна заработать в нынешнем декабре.

Эта система позволит посчитать всех пассажиров и льготников, за проезд которых платит государство, в отдельности. Тогда станет ясно, каковы реальные доходы и убытки автопарков.

Но улучшится ли работа общественного транспорта после запуска системы электронного билетирования? Для пассажиров это самый главный вопрос.

Популярное

Все
Референдум о строительстве АЭС вызывает повышенный интерес международных наблюдателей
Референдум-2024: Избирательные участки открылись в Астане
Всенародный референдум по вопросу строительства АЭС проходит в Казахстане
В ЦКР состоялись встречи с международными наблюдателями
Референдум-2024: казахстанцы проголосовали в Южной Корее и Японии
Министр обороны наградил именными часами солдат, боровшихся с паводками
Премьер проголосовал на референдуме
Токаев о референдуме: «Какое бы решение ни принял народ, государство будет руководствоваться его волей. Уверен, будет принято верное решение»
Токаев: «В Казахстане должен работать международный консорциум, который будет состоять из мировых компаний»
Общественный порядок во время плебисцита обеспечивают 33 тыс. полицейских и военнослужащих
Сборная Казахстана по футзалу поднялась на второе место в европейском рейтинге от УЕФА
Глава государства оценил работу правительства
«Казахстан справился со стихийным бедствием без посторонней помощи» – президент о весенних паводках
Почти 18% граждан, включенных в списки, проголосовали на референдуме по состоянию на 10:00
Спикер Сената принял участие в референдуме
Глава НЯЦ сделал свой выбор на референдуме по АЭС
Спикер Мажилиса проголосовал на референдуме
Референдум-2024: глава Администрации президента отдал свой голос
Аул Бозанбай, что в 65 километрах от Усть-Каменогорска, в октябре будет встречать гостей со всего мира
Кто он, основатель Семипалатной крепости?
Ломать - не строить: водоканал в Шымкенте хотят вернуть государству
Жезказган увеличит потребление питьевой воды из подземных источников
Какую погоду ждать казахстанцам в октябре
Майра и Акжолтай Байчукеновы шагают по жизни рука об руку 61 год
Казахстанский певец выступил на телешоу Андрея Малахова
Казахстан выступил на общих дебатах 79-й сессии Генассамблеи ООН
Ерлан Карин встретился с Владимиром Мединским
В курортных зонах Катон-Карагай и Зайсан построят новые аэропорты
По делу о взрыве на АЗС в Дагестане задержан ее владелец
Марк Рютте стал 14-м генсеком НАТО
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует переехать в сельскую местность
Ресторан с 250 людьми загорелся в Жамбылской области
Преступные группы вымогателей задержаны в трех регионах РК
Нужны дополнительные мощности
Мобильный интернет в Казахстане дешевле, чем в 85% других стран
Безопасность превыше всего
Токаев: Все наши реформы носят необратимый характер
Атомная генерация – энергетическая альтернатива
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Труба пока не готова
На энергетической безопасности экономить... опасно
Снег ожидается в некоторых регионах Казахстана на выходных
Паралимпиада: расписание на субботу
Перуашев прокомментировал задержание своего заместителя
Казахстанцы просят изменить призывной возраст срочников
Отбасы банк и акимат области Жетісу запускают жилищную программу для жителей районов и сел
Не нужно путать атомную бомбу и мирный атом!
В Атырау появится дендрологический парк
Шоу мирового уровня: иностранцы поделились впечатлениями от концерта Димаша Кудайбергена в Астане
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре Института ядерной физики
Совещаются молодые атомщики
Школьница находилась в секс-рабстве в Кызылорде: стали известны подробности дела
В Таразе начали подготовку специалистов для химической промышленности
Президент назначил новых послов Казахстана в ряде стран
«Сам просил»: подростки грозились сбросить ребенка с балкона в Астане
Члены Народного штаба за строительство АЭС провели встречи с жителями Туркестанской области
Иностранные гости – о ВИК в Астане: «Это удивительно, невероятно и круто»
Во избежание идентификации астанчанин заклеивал бумагой госномер авто

Читайте также

Как будет работать пресса в «день тишины» и во время рефере…
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует перееха…
От мечты к реальности
Кто в ответе за ИИ?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]