Этим займется совместная рабочая группа, специально созданная на недавнем заседании транспортного комитета при Общественном совете Алматы.
Напомним, что еще в августе текущего года комитет собирался для того, чтобы обсудить вопросы, касающиеся деятельности ТОО «Транспортный холдинг Алматы» (ТХА) по обеспечению полноты сбора автобусной выручки за проезд, работы контрольно-ревизионной службы, внедрению новых способов оплаты услуг городского общественного транспорта, а также финансового положения автобусных парков. И в октябре речь вновь шла о том же самом.
Три главные проблемы, назревшие в Алматы в сфере общественного транспорта, сдерживают его работу – это отсутствие вариантов электронной оплаты проезда, помимо карты ONAY, неудовлетворительная работа контрольно-ревизионного управления, изношенность автобусного парка.
Председатель комитета транспорта Борис Джапаров обратил внимание на то, что между холдингом и автобусными компаниями отсутствуют конструктивные взаимоотношения. Более того, как выяснилось в ходе открытого разговора, пользуясь своим монопольным положением, ТХА игнорирует предложения автопарков о сотрудничестве, не решая при этом озвученных выше проблем.
По мнению председателя комитета, работа холдинга требует анализа и общественной ревизии, поскольку, являясь де-факто закрытой организацией, где ни разу не проводился финансовый аудит, структура всячески сопротивляется конкуренции. Вызывают сомнение и сроки договора, заключенного между акиматом и ТХА, – аж на 49 лет.
С одной стороны, вроде претензия на серьезность намерений, с другой – полное отсутствие каких бы то ни было улучшений.
Участники заседания не прошли мимо недавнего скандала с попыткой внедрения альтернативного способа платы за проезд. Так, ТОО «SMSBus», к удовлетворению пассажиров, объявил, что с 10 сентября на всех маршрутах автобусов и троллейбусов запущена и действует оплата проезда через единый QR-код mVisa. Однако уже 13 сентября акимат города потребовал отключить прием платы за проезд посредством единого QR-кода Beeline, Kaspi и Halyk Bank.
Комментируя это событие, в Транспортном холдинге, позиционирующем себя как единый оператор электронного билетирования, заявили, что SMSBus не согласовал с ним подключение автопарков к своей системе.
Заместитель директора ТХА Алексей Тен пояснил, что у холдинга, мол, высоки затраты на обслуживание оборудования, и в случае вхождения другой компании они не смогут быть рентабельными.
– При заключении контракта с акиматом в 2014 году холдинг взял на себя обязательства по обслуживанию, в том числе и льготных категорий пассажиров. Для этого пришлось наладить специальную инфраструктуру, все затраты по содержанию которой напрямую легли на ТХА, притом что от льготной категории холдинг не получает свои проценты от продажи билетов. Новый же оператор попытался зайти на рынок и забрать какую-то его долю, полностью оставляя льготников холдингу. Нужно понимать, что если это единая система, тогда оператор должен обслуживать все категории граждан, – подчеркнул он.
Между тем руководители автобусных парков выразили возмущение тем фактом, что от месяца к месяцу снижаются объемы сборов за проезд в общественном транспорте. Сейчас эта сумма на 30% меньше от общего числа перевезенных пассажиров. А ведь согласно контракту холдинга с автобусными парками единый оператор электронного билетирования имеет от 5 до 12% прибыли с продажи каждого билета, а если пассажир приобрел билет за 150 тенге, ТХА забирает 40% от этой суммы, да еще 5% за работу контрольно-ревизионной службы.
Разумеется, при таком раскладе монополисту невыгоден любой, кроме карты ONAY, способ оплаты проезда. На этом рынке холдинг работает с 2015 года, и его монопольное положение, по мнению членов транспортного комитета, и является источником всех проблем.
Непрозрачная система сбора средств в ТХА позволяет только ему владеть информацией о фактических суммах сбора и пассажиропотоке. А ведь не секрет, что от полноты оплаты проезда зависит финансовое и рабочее состояние автобусных парков, а значит, и предоставление качественных услуг.
Автобусные парки несут затраты на ГСМ, ремонт, заработную плату, должны создавать условия для водителей и еще быть рентабельными. По сути, работа холдинга, муниципального и частных автопарков должна служить одной цели, но сегодня у этой троицы нет взаимопонимания. Холдинг не слышит своих партнеров по рынку и не спешит наводить порядок в своем хозяйстве.
Свое мнение высказал и директор муниципального парка «Алматыэлектротранс» Берикхан Мурзакаримов. По его словам, самый крупный автопарк мегаполиса выпускает в день на маршруты 850 единиц транспорта. Методом простой арифметики несложно подсчитать, что если в ТХА работают 100 контролеров при средней зарплате в 200 тыс. тенге, то они ежегодно обходятся в 240 млн тенге. Только «Алматыэлектротранс» перечисляет холдингу за услуги контрольно-ревизионной службы около 600 млн тенге в год, но не получает этих самых услуг в полной мере.
– У нас государственное предприятие, но взаимопонимания с ТХА мы не нашли и 2 месяца назад были вынуждены написать им письмо о расторжении трехстороннего договора. В качестве пилотного проекта планируем создать свое КРУ со штатом 40 человек, а пока на линию выходят 15 контролеров, и мы видим, что доход на каждом маршруте вырос от 20 до 30%. То есть сами убедились, что 30% пассажиров не оплачивали проезд. Кроме того, 6 месяцев назад внедрили свою диспетчерскую службу, ибо должны не только ежедневно анализировать данные, но и видеть перспективу. Три месяца назад автопарки просили ТХА предоставить им ручные терминалы для проверки оплаты, при этом были готовы выполнять их работу своими силами, но нам отказали, – выразил свое сожаление глава госпредприятия.
Как оказалось, 150 новых автобусов до сих пор выходят на маршруты без вспомогательного оборудования «помощник водителя», выполняющего роль диспетчера, что осложняет работу водителей и вынуждает их связываться по сотовому телефону с диспетчерами, нарушая технику безопасности.
Как итог – водителей лишают премий. Комментарии Алексея Тена о том, что наполнение автобусов этим оборудованием производится в рамках ГЧП, и, мол, изначально перед ТХА стояла задача оснастить ими 1 700 автобусов, но за последние годы город приобрел еще 700 автобусов, и холдинг несет большие затраты, не убедили участников встречи.
Член общественного совета Алматы Сабит Аманбаев отметил, что в последнее время ТХА, пользуясь содействием управления городской мобильности, выдавливает с рынка новых операторов электронного билетирования, расширяющих спектр предоставляемых пассажирам услуг.
До сих пор водитель вынужден продавать билеты в случае отсутствия у пассажира карты ONAY за наличные. Статистика свидетельствует, что 90% всех ДТП происходит как раз в тот момент, когда водитель отвлекается от своей основной задачи. Он напомнил, что эта критика в адрес холдинга звучит не первый раз.
– Мы должны развивать конкуренцию на этом сегменте рынка, что сразу скажется на качестве обслуживания и стоимости услуг электронного билетирования. Проблема снижения полноты сбора на 30%, с одной стороны, сокращает объем оборотных средств парков, с другой – увеличивает необходимость субсидирования из бюджета. Таким образом, общественному транспорту наносится двойной финансовый удар. Борьбе с «теневыми» финансовыми потоками может эффективно служить внедрение различных видов оплаты. На рынке нельзя ограничивать количество игроков, только тогда выиграет пассажир, – считает Сабит Аманбаев.
Руководитель ТОО «SMSBus» Андрей Беседин отметил, что еще в 2016 году акимат приглашал их к сотрудничеству.
– В текущем году мы пытались возобновить работу. Наша доля платежей составляет не более 5%. Мы ориентируемся на то, чтобы снизить наличные платежи и сделать бизнес прозрачным. С 2016 года предлагали ТХА сотрудничество, так как работаем в других городах, но все наши предложения были отвергнуты, и только по этой причине мы стали работать напрямую с автопарками, – отметил он.
Подводя итоги встречи, Борис Джапаров резюмировал, что в Алматы между участниками рынка услуг общественного транспорта нет взаимопонимания.
В итоге страдают бюджет города, пассажиры, автобусные парки, так как их доходы падают. По итогам встречи решено создать совместную рабочую группу для анализа назревших проблем и путей их решения. Главному уполномоченному органу в сфере организации общественного транспорта мегаполиса – управлению городской мобильности – необходимо принимать конкретные шаги в решении обозначенных проблем.
На официальный запрос в ТХА с просьбой сообщить, какие меры принимаются по итогам заседания Общественного совета, холдингом был предоставлен ответ за подписью заместителя директора по финансам Алексея Тена.
«Важно учитывать, что у перевозчиков остаются нерешенными проблемные вопросы, связанные с организацией работы предприятий (в т. ч. нарушение подвижными единицами установленных плановых показателей, интервалов, сходы с линии и т. д.). Все эти вопросы, в том числе озвученные на Общественном совете, взаимосвязаны и активно прорабатываются совместно с Транспортным холдингом и перевозчиками. Так, сотрудники ТХ неоднократно встречались с руководством ТОО «Алматыэлектротранс» и другими перевозчиками для детальной проработки вышеуказанных процессов. Что касается ТОО «SMSBus», то данный вопрос не входит в нашу компетенцию, так как это относится к взаимоотношениям вышеуказанной компании и уполномоченного органа», – значится в ответе.