Ежегодно около 3 тыс. человек обучаются на бесплатных языковых курсах при коммунальном госучреждении «Учебно-методический центр «Тіл» Алматинской области». Большинство учащихся – работники бюджетной сферы и государственных структур.
По данным областного управления по развитию языков, филиалы учреждения действуют в 17 районных центрах Жетысу, а также Капшагае и Текели. Слушатели сдают специальный экзамен «Казтест», по результатам которого их распределяют по 4 учебным группам соответственно уровню владения языком – от начального до «выше среднего». Переходя из класса в класс, ученики (сплошь взрослые люди) овладевают не только разговорной речью, но и навыками ведения официальной документации.
Как рассказала заведующая Карасайским районным филиалом КГУ «Учебно-методический центр «Тіл» Алматинской области» Жанар Оразалиева, высокий интерес к изучению казахского языка проявляют представители нетитульных национальностей – русские, турки и другие. Сейчас в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой учебный процесс ведется в онлайн-режиме. Начинающим отводится примерно год занятий для того, чтобы достичь базового, а потом и среднего уровня (по полгода на каждый). Те, кто знает язык лучше, учатся по 3 месяца.
– В ходе тестирования мы прежде всего проверяем, как учащийся понимает речь на слух, – говорит специалист. – Затем даем задания по грамматике, лексике, чтению. Недавно в офлайн-формате открыли клуб «Қазақша сөйлейік» для закрепления теоретических знаний слушателей. Провели ознакомительный урок «Мейрамханада» – «В ресторане». В дальнейшем вместе с учащимися планируем делать визиты в магазины, на рынки и другие объекты, где они будут совершенствовать языковую практику. Это один из эффективных методов выучить язык легко и быстро.
Разговорные клубы «Қазақша сөйлейік» открылись нынешней осенью во всех районах Алматинской области. В их состав вошли представители ряда местных этнокультурных центров. Цель организаторов – обучить как можно больше людей устной казахской речи без применения сложных грамматических правил.
– Есть специальный лексический сборник, включающий 50 слов, из которых можно составить 100 словосочетаний и 150 предложений, – поясняет Жанар Умирзаковна. – Это так называемая платформа
«50–100–150». Освоив ее, участник нашего клуба может, к примеру, спросить на базаре, сколько стоит тот или иной товар. А если он сам продавец, то легко ответит на вопросы покупателей. Если хочешь выучить язык, говорить на нем нужно каждый день – дома, на работе, на улице. Только так пополняется словарный запас. В клубе можно общаться на любые темы, но начинать лучше с самых простых – о погоде, еде, увлечениях.
По оценкам лингвистов, большая польза разговорных клубов в том, что со временем их участники перестают стесняться, преодолевают языковой барьер, расширяют кругозор. Они улучшают произношение, учатся вести дискуссию, а самое главное – начинают бегло говорить на казахском. Немаловажно, что заседания клуба могут проходить как вживую, так и в онлайн-режиме (в Zoom). Эффективность занятий при этом не теряется.
Сегодня большинство жителей Карасайского района свободно владеет государственным языком, хотя еще в начале 90-х годов ситуация была прямо противоположной. Как отметила председатель местного филиала международного общественного фонда «Қазақ тілі» Шара Канаткулкызы, с тех пор проведена большая работа по пропаганде и популяризации казахского языка, переводу делопроизводства в госорганах, грамматически правильному написанию наименований сел, географических объектов.
– Чтобы выучить казахский, желательно не применять в разговоре вводных слов на другом языке, – советует эксперт. – Иначе говоря, не смешивать разные языки. Многие делают такую ошибку ввиду нехватки словарного запаса. Надо стараться говорить только на казахском, и со временем такая манера речи войдет в привычку. Мы знаем, что в городах остается актуальной проблема с распространением государственного языка. Но есть хорошие примеры, когда, отдав детей в казахские детские сады и школы, их родители постепенно овладевают базовым лингвистическим уровнем.
По словам Шары Канаткулкызы, нам стоит перенять опыт Японии, где в начальных школах (куда ходят дети от 6 до 12 лет) наряду с другими общеобразовательными предметами преподается только японский язык. Обучение английскому и другим иностранным языкам начинается в средней школе после первых шести классов. Поэтому 100% японцев с детства хорошо знают родной язык, который является самым приоритетным среди школьных дисциплин.
– Некогда в нашей районной газете была введена рубрика «Тіл үйренейік» для обучения казахскому языку представителей других национальностей, – вспоминает общественница. – Публиковали советы учителей-филологов, составлялись диалоги на разные темы. И сегодня есть множество методик, пользуясь которыми можно заговорить по-казахски. Было бы желание...
К примеру, в школах и детских садах Алматинской области успешно внедряют интерактивные технологии, вовлекающие учащихся в самостоятельную творческую работу. Ролевые игры и мультимедийные презентации помогают детям быстро освоить восприятие устной речи, учат правильно произносить слова и бегло говорить.