Главная страница

​Красота на ладонях земли

Документальный фильм «Алтын Эмель», снятый АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова по заказу Министерства культуры и спорта РК, признан лучшим на Неделе азиатского искусства в сфере кино и туризма в китайском городе Тайчжоу. О работе «за кадром» и о том, как снимался фильм о национальном парке, рассказал режиссер картины Олег Белялов.

Сразу стоит отметить, что впервые фильм об уникальном Национальном парке Алтын Эмель снял отец Олега Вячеслав Белялов в 1997 году. И вот 20 лет спустя дело отца продолжил сын – известный фотограф-натуралист, ставший одновременно и автором сценария, и режиссером, и оператором-постановщиком.

– Олег, сколько часов в день у Вас уходило на съемки?

– Занимаясь любимым делом, я не смот­рю на часы. Снимаю столько, сколько надо. Съемочный период я разделил на несколько временных отрезков, приезжая в национальный парк по нескольку раз. В скрадках (укрытиях), чтобы не спугнуть диких животных и птиц, приходилось сидеть по несколько дней, снимая осторожных обитателей природы.

– А персонажей в фильме много?

– Я не считал, поскольку старался показать как можно больше разных животных. Моя главная любовь – птицы, поэтому и показано их около 50 видов из 300, которых можно встретить в Алтын Эмеле. Задачи отобразить всех не было. Из крупных копытных я стремился показать джейранов, горных козлов и куланов. И конечно, самый редкий вид – лошадь Пржевальского.

– Как долго Вы занимаетесь анималистикой?

– Со школы, уже 40 лет. Я не гонюсь за количеством. Из 500 наших птиц снято больше половины. Из 150 зверей – не больше четверти. Очень много снимал растения. Часть фотографий публиковалась в книгах и журналах.

– Вы снимаете только в Казахстане?

– В основном в нашей стране, но выезжаю и за рубеж. Был в Африке, Израиле, Монголии, Таиланде, Индии.

– В 1997 году Вы с отцом участвовали в съемках фильма о национальном парке как оператор. Расскажите об этом подробнее.

– Я работал с отцом начиная с 1984 года, вначале как ассистент оператора, а с 1987-го – как оператор. Мы много ездили вместе, но часто я занимался и самостоятельными проектами. В 1997 году отец сделал свой последний фильм о Национальном парке Алтын Эмель. Я снимал, а отец монтировал материал как режиссер.

– Это была хорошая профессиональная экошкола?

– Я видел, как и что делает отец, и постепенно удалось освоить этот процесс. Других учителей у меня не было. Усвоив алгоритм работы кинооператора, я просто смотрел разные фильмы о природе и старался понять, как происходит процесс съемок. Снимая диких животных, важно знать их повадки.

– Чему учил Вас отец?

– Он никогда специально меня ничему не учил. Все, что меня интересовало в профессиональном плане, он подробно объяснял, и у меня всегда была возможность экспериментировать. Многое я понял из своего увлечения фотографией, например законы построения композиции в кадре. Наблюдая мои опыты в этом направлении, отец ненавязчиво объяснял, где я делаю ошибки, а где иду в правильном направлении. Мы просто ставили камеру на штатив, и я самостоятельно выстраивал кадр, а отец показывал, как будет правильно. Постепенно он стал доверять мне самостоятельные съемки.

– Вы объездили этот парк вдоль и поперек. Есть у Вас здесь особо любимое место?

– За 40 лет мне удалось побывать почти везде. Я воспринимаю природу в комплексе, не выделяя каких-то особых мест. Ну, разве что Поющий бархан имеет свою особую притягательность. Из животных особое отношение у меня к джейранам. Это символ национального парка. Сотрудникам удалось сохранить их поголовье и возродить буквально у меня на глазах. Это пример того, как при правильно организованной работе можно сохранять природу в первозданном виде. Если говорить о птицах – интересны все 300 видов, которые здесь обитают.

– А что Вас особенно радует?

– Природа Алтын Эмеля. Это единственное место в Казахстане, где удалось сохранить такое разнообразие крупных копытных животных. Поголовье горных козлов, джейранов и куланов исчисляется тысячами. Это несомненная заслуга сотрудников, которые противостоят натиску цивилизации.

– Как Вы считаете, нужно ли сюда на экскурсии привозить подрастающее поколение?

– Бережное отношение к природе надо прививать с раннего детства. Очень важно сформировать у маленького человека понимание того, что животные – такие же полноправные жители Земли, как и мы. И что нельзя к природе относиться потребительски. Молодое поколение должно знать, что дикие животные встречаются не только в телевизионных передачах о природе Африки.

– Можно ли увидеть Ваш фильм в широком прокате?

– На этот вопрос я не могу ответить, для этого существуют специальные структуры киностудии. Хотелось бы, конечно, чтобы фильм увидели как можно больше зрителей. Иначе зачем снимать?

– О каких еще интересных местах Казахстана Вы хотели бы снять фильмы?

– Я много путешествовал по Казах­стану и знаю, что у нас интересных мест не перечесть. Только охраняемых территорий в нашей стране столько, что и жизни не хватит, чтобы каждому заповеднику или национальному парку посвятить отдельный проект. Есть у меня несколько неосуществленных планов. Возможно, стоило бы показать в одном фильме все многообразие природы страны, но это очень амбициозный проект, требующий много времени. Мы с отцом снимали на Устюрте и Мангышлаке, и можно вернуться к этой теме с новыми возможностями современной техники.

– Что у нас есть такого, чего нигде в мире нет? И чем оригинальным мы можем привлечь туристов со всего мира?

– Я думаю, только той красотой и со­вершенством, что созданы самой матерью-природой! И главное, чтобы эти сокровища мы сами ценили и бережно к ним относились. С этими задачами успешно справляется коллектив парка Алтын Эмель, сохраняя и умножая редкие виды растений и животных, предлагая нам и зарубежным гостям Казахстана экотуризм в его самом прекрасном проявлении.

Автор:
Анар Аккозы
10:17, 13 Августа 2018
0
446
Подписка

Популярное

Читайте также