Январский шок для экономики Казахстана является кратковременным, экономическая активность имеет шансы восстановиться быстро.
После событий «трагического января» Казахстан постепенно возвращается к привычному ритму жизни. Стабилизация обстановки позволила восстановить работу большинства объектов бизнеса. При этом предприятия топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей промышленности не пострадали и продолжают работать в штатном режиме, отмечает эксперт казахстанского Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Лидия Пархомчик.
«Однако очевидно, что из-за массовых беспорядков и террористических действий экономика страны пережила кратко-
временный шок. Каждый день Национальная палата предпринимателей «Атамекен» обновляет реестр пострадавшего бизнеса, уточняя информацию о причиненном от рук мародеров ущербе», – говорит эксперт.
По последним данным, в НПП поступило 1 731 обращение от пострадавших субъектов бизнеса, из них 1 591 обращение от МСБ, расположенного в Алматы. Наиболее пострадали объекты торговли и финансового сектора. Злоумышленники напали на более чем 100 торговых центров и банков.
И хотя появляются бизнесмены, которые добровольно выходят из реестра и проводят восстановительные работы самостоятельно, сумма ущерба для бизнеса составила порядка 93,7 млрд тенге или 217 млн долларов.
При этом, как подчеркивает эксперт ИМЭП, нужно понимать, что обозначенные цифры показывают лишь прямой ущерб для МСБ от разрушений и краж, а также из-за потери клиентов и сбоя поставок. В масштабах страны экономические потери будут более значительными.
Так, к примеру, только потери от прекращения электронной торговли в январе 2022 года, по ее оценке, могут оказаться в коридоре от $144 млн до $189 млн.
Согласно предварительной оценке, озвученной Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, общий экономический ущерб страны от беспорядков может составить около $2–3 млрд.
Для того, чтобы уровень ущерба не продолжал расти, а экономика вышла на траекторию роста курс национальной валюты должен оставаться стабильным. При этом речь не должна идти о возврате к фиксированному курсу тенге. Укрепление национальной валюты должно базироваться на реализации структурных реформ в экономике. На валютном рынке KASE средневзвешенный курс доллара к тенге после открытия торгов составил порядка 433 тенге.
«Еще до январских событий эксперты прогнозировали, что в 2022 году тенге будет слабеть по отношению к доллару. Так, согласно оценкам ЕАБР, курс на текущий год должен в среднем составить 434 тенге за доллар. Однако при неблагоприятных внешних факторах и конъюнктуре на рынке углеводородов среднегодовой курс валюты может сложиться в интервале 455–470 тенге за доллар», – говорит Лидия Пархомчик.
Очевидно, что устойчивый экономический рост будет невозможен без снижения инфляции. Согласно данным Бюро национальной статистики РК, годовая инфляция в 2021 году составила 8,4%, что выходит за рамки запланированного Нацбанком коридора. При этом дизельное топливо, бензин и сжиженный нефтяной газ возглавили список наиболее подорожавших непродовольственных товаров.
Эксперты не ожидают возврата инфляции в целевой таргетируемый коридор в 4–6% в 2022 году. Тем не менее существуют предпосылки того, что в текущем году инфляция будет постепенно замедляться. Данный процесс будет более динамичным, если удастся реализовать комплекс мер антиинфляционной политики.
Председатель Нацбанка Ерболат Досаев ранее отмечал, что временное регулирование цен на отдельные товары и услуги сроком на 180 дней окажет положительное влияние в
І полугодии 2022 года. Это позволит высвободить ресурсы для повышения эффективности денежно-кредитной политики. Как результат, появится возможность установить новый коридор инфляции в 3–4%
к 2025 году.
Нужно отметить, что в самое ближайшее время Правительство представит новые механизмы государственной поддержки МСБ, а также комплекс мер антиинфляционного реагирования. При этом ожидается увеличение доходной части бюджета за счет дополнительных поступлений от горнорудного сектора, а также производителей и поставщиков нефтепродуктов.
«Озвученные меры позволяют сделать прогноз о том, что замедление экономической активности в январе 2022 года будет нивелировано в кратчайшие сроки. В целом сохраняется позитивный прогноз относительно темпов роста ВВП Казахстана по итогам текущего года. Однако многое будет зависеть от того, смогут ли предложенные решения компенсировать потери казахстанской экономики», – констатировала эксперт ИМЭП.
Аналитики Евразийского банка развития также считают, что Казахстану быстро удастся побороть замедление экономической активности в январе.
ЕАБР ожидает, что рост ВВП Казахстана по итогам текущего года составит около 4%.
В настоящее время банк ведет работу со всеми клиентами и партнерами в Казахстане в
обычном режиме, операционная деятельность осуществляется в полном объеме. Также ЕАБР не получал уведомлений от казахстанских заемщиков относительно возможных задержек по обслуживанию своих обязательств.