Свежий выпуск

Прикоснуться к истории

Развитие национальных традиций и ценностей, сознания и духовного развития человека основывается на его связях с родной землей, культурой и историей.

Неотъемлемой и значимой частью исторического прошлого областного центра является Музей истории города Кокшетау. Расположенный в старинной части города, на улице Канай-би, он олицетворяет собой единство прошлого и будущего, являясь сегодня одним из привлекательных для посещения центров культуры и туризма. Ежегодно здесь бывает более 12 тыс. человек, в его фондах хранится свыше 18 тыс. предметов музейного значения.

Именно здесь, у подножия соп­ки Букпа, на берегу озера Копа, начиналось рождение Кокшетау в первой четверти XIX века. Здание музея является памятником истории республиканского значения и представляет собой образец местной деревянной архитектуры конца XIX – начала XX века. Отметим, в ушедшем году при поддержке Министерства культуры и спорта была проведена реставрация здания.

В музее реализуется ряд проектов, цель которых – сохранение, приумножение и популяризация истории родного города.

– В рамках проекта «Подари экс­понат музею» горожане передали в дар документы, фотографии, печатную продукцию, предметы быта и интерьера, одежду, другие предметы – все то, что отражает историю города за тридцатилетний период, время независимости. Нашими экспонатами стали первые сотовые телефоны, видеомагнитофоны, фотоаппараты, видеокассеты, фотографии, предметы домашнего обихода, – рассказывает директор Музея истории города Кокшетау Ботагоз Габдуллина. – Продолжением этой акции стала организация исторического маршрута «Сүйікті қалам – Көкшетау», который знакомит жителей и гостей города с историей его улиц и площадей, памятников и старинных зданий.

Начинается экскурс с площади Абылай-хана – главной достопримечательности областного центра. С 1860-х годов она называлась Рыночной (в народе – Базарной) – по месту расположения базара и гостиничного двора. На ней были выстроены лавочные ряды для торговли мелочным товаром.

После революции 1917 года она стала именоваться Красной площадью. Здесь проводились городские ярмарки, свозились зерновые продукты, масло, мясо, кожи, шерсть, пушнина, скот и прочее. Разрешалось и возводить постройки для всевозможных зрелищ.

Центральная площадь была тем местом, где 22 июня 1941 года собрались тысячи жителей города, чтобы услышать страшную весть о начале Великой Отечественной войны. Именно с этой площади провожали добровольцев на фронт, на защиту Родины от фашистских захватчиков. Вес­ной 1954-го с главной площади в бескрайние степи отправлялись первые целинники, приехавшие в город из разных уголков страны.

В 1955 году здесь построили трехэтажное здание с колоннами, там долгие годы размещался Дом Советов. Это было одно из самых красивых по архитектуре зданий города. В разные годы в нем размещались Кокшетауский облисполком, обком партии, затем Министерство экологии. Сегодня здесь находятся разные областные ведомства.

В ноябре 1999-го на площади был установлен памятник великому Абылай-хану, и с тех пор она носит имя прославленного полководца. Авторы памятника – скульптор Юрий Баймукашев и архитектор Тельман Жумагалиев. Абылай-хан величественно восседает на гранитном постаменте, высота которого составляет 5 метров. Монумент украшает 14-метровая стела «Древо жизни» – три корня, три стебля – символ древнего Казахстана, олицетворяющий единство народа. Вверху – гордо парящий в небе золотой сокол, всевидящий сункар. На лицевой стороне постамента текст: «Абылай (1711–1781) ханға мәнгі риза халықтан».

Особым украшением памятника и площади в целом стал полукруг аркады с ажурным контуром стрельчатых арок, отмечающий вход в городской парк. А между тем парк тоже хранит загадочную печать истории.

В конце XIX века садоводом-любителем Кудрявецким на площади в один квартал был заложен парк из тополей и акаций. Когда деревья подросли, он открыл его для общего пользования. Вход в городской парк был платным, хотя никаких развлекательных мероприятий, кроме изредка устраиваемых народных гуляний, в нем не проводилось.

В 1910 году в саду появилось деревянное здание единственного в городе летнего кинотеатра, построенного и оборудованного на личные средства механика чугунолитейного завода К. Захарова, в котором он сам продавал билеты и показывал фильмы.

Шли годы, а горсад все так же оставался излюбленным местом жителей. В конце 1930-х в парке проводились так называемые гуляния организаций, которыми занимались культработники городского клуба, вход стоил 30 копеек. После войны в парке появилась танцплощадка, на которой под звуки духового оркестра молодежь танцевала вальс и танго, здесь благоухали сиреневые аллеи. В конце 1950-х годов вдоль аллей выстроились любимые в то время скульптуры юных физкультурников.

В 1974 году к 150-летию Кокшетау в парке установили аттракцион «Круговой обзор». Всеми любимое колесо обозрения развлекало горожан и гостей города много лет, и только в 1990 году оно было заменено на новое. Сегодня в парке имеются фонтан, множество аттракционов, спортивные и детские площадки, и он по-прежнему привлекает кокшетаусцев.

От площади Абылай-хана через городской парк путь ведет на площадь Тәуелсіздік, на которой 13 декабря 2011 года в честь знаменательного события – 20-летия Независимости Казахстана – возведена 20-метровая стела. Авторами проекта являются столичные художники Коныр Мухамадиев и Игорь Гайденко.

По их замыслу стела олице­творяет 20-летний путь страны. Монолит изготовлен из бетона, наружная отделка выполнена из полированного гранита, все декоративные элементы покрыты сусальным золотом. На лицевую сторону основания, украшенного казахским орнаментом, нанесены слова: «Тәуелсіздік – барша қазақстандықтар үшін аса қасиетті құндылық!» – «Независимость – самая священная ценность для всех казахстанцев!» Центром композиции является государственный герб в золотом обрамлении, выполненном по мотивам казахского прикладного искусства. Верхняя часть стелы заканчивается золотым конусообразным навершием, в котором заложен мотив юрты, аллегорически дающий начало жизни прекрасному соцветию. Венчает стелу стилизованная птица беркут, ее контуры от головы и шеи плавно перетекают в крылья, обрамляющие лучистое солнце – символ мира и стабильности.

Дизайнерское решение формы крыльев птицы придает им еще одно значение – почитаемого во все времена горящего пламени. В данном случае оно символизирует огонь, дающий жизнь очагу предков, и огонь как символ, озаряющий дальнейший путь исторического развития независимой республики.

Небольшая аллея от площади выводит участников экскурсии к зданию Акмолинского областного казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова. Открытие казахского театра в 1996 году стало важным событием в жизни города. Уже четверть века храм искусства радует взыс­кательного зрителя своими красочными постановками.

Практически напротив памятника Абылай-хану находится еще одна городская достопримечательность – Акмолинский областной историко-краеведческий музей.

Мало кто знает, что здание, в котором он расположен, в прошлом было составной частью комплекса казенного винного склада, строительство которого началось в 1904 году. Происходило оно в несколько этапов, велось, возможно, подрядчиком Геннадием Шмурло, выстроившим к тому времени винно-водочный завод в Иркутске (1900–1904), еще раньше – казенный винный склад в Тобольске, а также Айдабулский винокуренный завод, с которого спирт позднее и доставлялся на кокчетавский винный склад.

Комплекс занимал целый квартал и располагался на окраине города, замыкая собой Базарную площадь. Свою прямую функцию казенный винный склад выполнял до 1915 года, когда в связи с Первой мировой войной в стране был объявлен сухой закон.

В 1918-м в здании размещался Уездный совет народных депутатов. В годы гражданской войны в глубоких подвалах дома были устроены специальные камеры для дезинфекции белья и саноб­работки прибывавших в город красноармейцев. В 30-х годах в корпусах снова разместился спиртоводочный завод.

В годы Великой Отечественной войны в бывшем винном складе располагались заводоуправление и один из цехов секретного завода № 621, созданного на базе Кокчетавского механического завода и Подольского завода по производству швейных машин, который был эвакуирован в наш город в 1941 году.

В 1960 году в особняке размес­тилась детская больница, через несколько лет – исполком городского совета народных депутатов, затем – партийный архив, городское управление статистики.

С 1974 года строение занимает Акмолинский областной историко-краеведческий музей. Построенное из красного кирпича двухэтажное здание является классическим образцом промышленной архитектуры начала ХХ века. Сегодня это памятник архитектуры, который охраняется государством.

– Основная цель программы «Рухани жаңғыру» – дальнейшее развитие национальных традиций и ценностей, нашего сознания и духовного развития человека, которое основывается на его связях с родной землей, культурой и историей. Одно из условий модернизации общественного согласия – сохранение своей культуры, собственного национального кода, а лучшая форма патриотизма – изучение истории родного края. Историчес­кие маршруты по улицам нашего города, его достопримечательностям, разрабатываемые нашим музеем, – как раз одна из форм приобщения подрастающего поколения к истории родного края, родного города, формирования у него чувства патриотизма и любви к своей Родине, – подчеркнула Ботагоз Габдуллина.

Отметим, музеем реализованы такие проекты, как «Туған қалам-қазынам», «История семьи в истории города», «Кокшетау в годы Великой Отечественной войны». Большой популярностью среди населения пользуются проводимые акции «Ночь в музее» и «Свадьба в музее».

Также Музей истории города Кокшетау является центром проведения ежегодного Цветаевского костра, который объединяет творческую интеллигенцию, ценителей поэзии, литературы не только Казахстана, но и России. Он является дипломантом Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» с темой «Анастасия Цветаева в Казахстане». На базе музея создан и работает поэтический клуб Bookparnas.

Автор:
Асель Мухамед-Амин, Кокшетау
02:02 ,14 Января 2022
0
686
Подписка

Читайте также

Популярное