Свежий выпуск

Султан Оразалин: Телевидение открыло путь в большую жизнь

Султан Оразалин известен как почетный профессор нескольких вузов, академик Международной академии телевидения и радио, теле- и радиожурналист, теледраматург, критик, человек, внесший неоценимый вклад в развитие казахской культуры и тележурналистики, в формирование единой модели государственной языковой политики. Заслуженный деятель РК, обладатель премий Президента РК, кавалер орденов «Парасат» и «Барыс» II и III cтепени, долгое время был членом совета директоров РТРК «Казахстан».

Детство, украденное войной

Султан родился в городе Аягуз Семипалатинской области 30 апреля 1941 года. В 1943-м отца Шарипа, как и его братьев, призвали в армию. На фронте оказались все пятеро сыновей дедушки Оразалы. Шарип погиб под Витебском в 37 лет, другие братья вернулись домой. Место гибели удалось установить Султану Шарипулы спустя 50 лет. Подробнее об этом он напишет в автобиографическом эссе «Тос­ка по отцу».

Детство украла жестокая война. На хрупкие плечи матери лег­ла забота о пятерых детях, старшей дочери исполнилось 10 лет, а младшей – полтора года. Женщина изо всех сил старалась накормить, одеть и воспитать детей. Несмотря на болезнь, устроилась разнорабочей на мясокомбинат, откуда каждый день приносила детям по пирожку, их ежедневно выдавали сиротам. Султан был единственным сыном, и старшие сестры делились половиной своего пирожка с младшим братом. Вероятно, следуя заложенному в национальном сознании обычаю: спасешь мальчика – и весь род сохранится...

Дедушка Оразалы в соответствии с древней казахской традицией аменгерства выдает мать Султана замуж за Сахарию. Он в детстве остался сиротой и рос в семье родного дяди Оразалы.

Вернувшись со Сталинградского фронта, Сахария взял на себя заботу о семье двоюродного брата. Был кузнецом, мастером на все руки. Добрый, заботливый, щедрой души человек заменил детям отца. Его доброжелательность и сердечность стали примером для Султана. Позже, когда отец Сахария тяжело заболел, Султан повез его в Алматы, ему сделали операцию, но, к сожалению, болезнь оказалась неиз­лечимой…

Сотворив себе кумира

Детство и отрочество Султана прошло в Аягузе. Возникший в 1931 году в связи со строительством Туркестано-Сибирской железной магистрали пристанционный поселок в 1939-м получил статус города.

Учился мальчик в железнодорожной школе. Помнит, как обрадовался, когда в сентябре 1957-го объявили, что в Семипалатинск на празднование своего 60-летия едет Мухтар Ауэзов и по пути остановится в Аягузе. Султан часто слышал рассказы старших о великом писателе. В пятом классе перед аксакалами читал вслух знаменитый роман Ауэзова, за что они его благодарили и благословили.

На вокзале собралось множест­во людей, все хотели увидеть Мухтара – своего знаменитого земляка. Когда писатель вышел из вагона, встречаю­щие зааплодировали и стали выкрикивать: «Да здравствует Мухтар-аға!» С юбилеем Ауэзова поздравили представители райкома партии, с речью выступили несколько горожан. Мухтар-аға выразил всем благодарность за теплую встречу.

Султан был потрясен. Для него этот день, когда он увидел известного писателя, послушал его речь, оказался судьбонос­ным. Он нашел своего кумира, в сознании укрепилась мысль – стать творческой личностью, таким, как Мухтар-аға. С той поры появилась у мальчика мечта – поступить на филологический факультет Казахского государственного университета им. С. М. Кирова (ныне
им. аль-Фараби).

Огни большого города

Султан окончил школу с серебряной медалью. Отец Сахария сам рекомендовал юноше поехать в Алматы, на дорогу собрал деньги, взяв в долг у знакомых и родственников. «Большой город будет иметь большое влияние, будь осторожен, сынок, – напутствовал он. – Что бы вы ни делали, заранее думайте, не следуйте дурному примеру».

Мечта Султана осуществилась – он поступает на филфак университета! Начались годы учебы.

«В 1963-м Султан был студентом четвертого курса, а я – их куратором, – вспоминает известный государственный и общественный деятель, ученый Мырзатай Жолдасбеков. – Вес­ной мне поручили руководить педагогической практикой, Султан проходил ее в школе имени Абая в Жамбыле. Запомнилось, как студенты представили пос­тановку пьесы Мухтара Ауэзова «Енлик – Кебек», и Султан исполнил роль Кебека. Вернувшись в Алматы, он написал объемную статью «Дневник студента». Я прочитал, очень понравилось. Посоветовал отдать в газету «Лениншiл жас». Вскоре она была опубликована, заняв поч­ти полосу».

Начало творческого пути

Обучение в Казахском государственном университете Султан завершил с красным дипломом и начал работать в молодежной редакции Казахского радио «Ұшқын». Через полгода принят редактором литературного отдела Казахского телевидения. Его статьи и очерки публиковались в семипалатинских газетах «Екпiнды» и республиканской «Лениншiл жас».

1964-й стал переломным. Султан Оразалин получил дип­лом, устроился на работу, а еще в один из весенних дней – 28 марта – женился на девушке по имени Зауреш. Дату выбрали случайно. Именно на этот день обратил внимание его друг Рымгали Нургали (позднее – доктор филологических наук, профессор, академик, а тогда – земляк из села Кайнар Абаевского района Семипалатинской области, на год раньше окончивший филфак).

Он собирал материал для книги «Боздақтар» о семипалатинцах, погибших на войне. Однажды позвонив, сказал: «По документу, что мне передали, твой отец погиб 28 марта 1944 года. Ровно через 20 лет именно 28 марта 1964 года ты женился». Султан ответил, что тоже потрясен таким совпадением. Получается, через два десятилетия в день смерти отца сын снова зажег огонь семейного очага.

В семье Оразалиных всегда были уют и комфорт. С супругой Зауреш Бокашкызы они прожили долгую счастливую жизнь. Теперь прекрасную семейную традицию продолжают дети и внуки, сын Дулат с супругой Айжан, трое внуков – Магжан, Дархан, Ержан. Все они получили хорошее воспитание и образование.

Путевка в жизнь

– Мои однокурсники пошли работать в редакции газет, издательства, на радио. Думаю, мне повезло, ведь на телеканал я попал случайно. Это стало прекрасной вехой судьбы. Телевидение открыло мне путь в большую жизнь, позволило общаться с известными людьми. 20 лет я проработал на телевидении и ни капли не жалею. Наоборот – я горжусь, – говорит Султан-аға.

История телевидения в Казахской ССР началась в 1958-м, Султан Оразалин пришел работать в 1964-м. Большинство сотрудников телеканала оказались бывшими корреспондентами печатных СМИ. Молодой выпускник филфака увлекся новыми проектами. Его вдохновила идея Мухтара Ауэзова о воссоздании казахского теат­ра: «Будущее искусства должно развиваться из его естественной среды. Если мы хотим возвысить казахский театр, то должны обратиться к истокам, сохранить национальный колорит». Эти слова кумира станут девизом тележурналиста.

«Тогда ему было всего 23 года, – вспоминает Мырзатай Жолдасбеков. – При встрече я рассказал ему о своей работе над орхоно-енисейскими надписями. После Султан познакомил меня с молодым талантливым художником, который за три недели заполнил мою спальню увеличенными орхонскими надписями. В ней прошло наше обширное телеинтервью, вызвавшее общественный резонанс».

С 1964-го по 1983-й Султан Оразалы работал в редакции Казахского телевидения. Незабываемые годы! Он становится редактором, главным редактором дневных программ,
с 1969-го – главный редактор главной редакции литературно-драматических программ Казахского телевидения.

В 70-е годы загорелся идеей создания авторской телепрограммы. Особое внимание уделял развитию телевизионной драмы, разработке спектаклей с учетом специфики малого экрана, пропаганде национальных традиций. Были созданы комедийные шоу «Кымызхана», «Халық қазынасы» и другие программы, которые тепло встретили зрители.

Появилась идея воссоздать на экране образы известных писателей, так появилась авторская программа «Сұхбат». К сожалению, заветная мечта – беседа с классиком казахской литературы Мухтаром Ауэзовым – не исполнилась. Писателя уже не было в живых…

Перед беседой с Габиденом Мустафиным Султан заранее изучил его произведения. Писатель удивлялся, когда журналист напоминал ему некоторые моменты, о которых он не помнил. То же было и с писателем Габитом Мусреповым. Впоследствии эти две авторские программы транслировались по Первому каналу на весь Советский Союз. После были передачи об Ильясе Есенберлине, Тахауи Ахтанове, Сабите Муканове, 4–5 программ с Чингизом Айтматовым.

На телевидении с именем Султана Оразалина связано около 300 литературных сценариев, более 20 документальных фильмов, более 40 научных статей – это огромное творчес­кое наследие. Академик Заки Ахметов говорил: «Султан соз­дал содержательные художественные тексты и телесериалы, расширил горизонты голубого экрана, открыл возможность соединить его с жизнью и искусством. В результате ряд лучших произведений зарубежной литературы через телеэкран стал нашим культурным достоянием. Это время, когда тематический диапазон телевидения расширился и обогатился в жанровом отношении».

Судьба языка – судьба страны

Следующий шаг в профессиональной деятельности Султана Оразалина – работа в издательстве. С 1986 года он директор издательства «Өнер». В это время он пишет и выпускает книгу «Искусство телевидения». В ней четыре раздела: «Искусство, имеющее отношение к моей жизни», «Телетеатр – новый вид искусства», «Антология казахской интеллигенции», «Поле искусства». Они стали основой современной доктрины телевидения.

Особое внимание общественности в конце 80-х уделялось развитию казахского языка. Во всех областях и районах были созданы и функционируют общества «Қазақ тілі». Принятый в 1989 году Закон «О языках» вступил в силу 1 июля 1990 года, и казахский язык получил статус государственного.

После обретения независимос­ти 5 апреля 1993 года вышел Указ Президента РК «Об образовании Комитета по языкам при Кабинете министров Республики Казахстан». На должность председателя комитета подали заявку несколько кандидатов. Все претенденты Президентом были отклонены, и неожиданно назначение получил Султан Шарипович Оразалин, которого не было в списке.

Работу пришлось начинать с нуля. В центральный аппарат комитета были приняты 60 человек, создано более трехсот региональных и районных отделений комитета. Все сложные задачи необходимо было решать с терпением и мудрос­тью. Главной целью ведомства стали защита и повышение статуса государственного языка. Тогда доля казахского языка на телевидении, к примеру, не превышала 7–8%.

Султан Шарипович руководил разработкой сборника «Словарь юридических терминов», который дополнялся и переиздавался пять раз и стал настольной книгой каждого депутата. Он собирает и анализирует статьи, законы, связанные с проблемами языка, и в итоге пишет книгу «Судьба языка – судьба страны». Благодаря его всесторонним знаниям, красноречию, настойчивости и целеустремленности деятельность комитета способствовала повышению статуса родного языка. Комитет стал местом консультаций с учеными, дипломатами и видными деятелями в разных областях.

Впоследствии Султану Оразалину довелось работать председателем Агентства РК по авторским правам, а затем и председателем Комитета по авторским правам Министерства юстиции. В Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева открыта и работает аудитория академика Международной академии телевидения и радио Султана Оразалина.

Сегодня в свои 80 лет Султан Шарипович продолжает заниматься творческой работой. Только сожалеет, что в этом году знаменательный для семьи день – 28 марта – он встретил без супруги Зауреш Бокашкызы. Но всегда рядом с ним его дети и внуки.

Автор:
Айтмуханбет Есдаулетов
01:58 , 4 Мая 2021
0
423
Подписка

Популярное