​А платили зря…

1539
Инеш Бержанова

Надо сказать, что «Казах­станская правда» тему платных парковок уже обсуждала не раз («Кому выгодны платные парковки», 04.06.2019, «Теперь за деньги и культурно», 28.02.2020, «Бесплатно, но… за деньги», 09.06.2020, «А после теста что?», 21.09.2020).

«Говорили» на наших страницах представители ТОО «Парковочное пространство Астаны», юридической общественности и, собственно, акимата, который, однако, расставить все точки над «i» решил только после последних публикаций в социальных сетях. А ведь можно было уладить вопрос, не доводя до скандала...

Так что не устроило акимат и на каких основаниях ТОО взимало плату с автовладельцев? Начнем по порядку. Договор государственно-частного партнерства между акиматом Нур-Султана и «Парковочным пространством Астаны» был заключен в январе 2018 года.

Согласно документу, ТОО являет­ся лишь оператором, который создает парковочные мес­та, эксплуатирует и управляет ими. А земельные участки, отведенные для размещения платных парковок, – часть улично-дорожной сети и находятся в государственной коммунальной собственности города Нур-Султана.

Причем сам проект был реализован за счет собственных средств товарищества и, как заверяют в ТОО, «не предусматривал возврата инвестиций из бюджета». В частности, так отвечали на наш запрос, с которым мы обращались в «Парковочное пространство Астаны» при подготовке прошлых статей. При этом указывалось, что денежные средства от платежей и штрафов попадают в бюджет города для финансирования городских программ по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры.

Сам проект, напомним, стартовал на бульваре Нуржол. И за короткий срок показал эффективность. Если ранее среднее время стоянки автомобилей здесь сос­тавляло 4 часа, то сегодня оно не превышает 40 минут. Кроме того, снизилось количество ДТП.

Но весь сыр-бор начался после появления платных парковок на правобережье города, где не так много административных зданий и торгово-развлекательных центров, а, соответственно, в упорядочивании парковочных мест нет острой необходимости.

Немало горожан за это время пополнили казну ТОО. Но, что характерно, могли и не платить. Дело в том, что платные парковки, установленные в «старом городе» находились де-юре в нерабочем состоянии. Но де-факто – не отказывались от вносимых несведущими горожанами плат. А таких незнаек было немало. По сведениям ТОО, о том, что отдельные парковки работают в тестовом режиме и платить за них не надо, можно было узнать из средств массовой информации. Но все ли читают прессу и смотрят ТВ?..

При этом, заметьте, парковочных мест в районах «Есиль» и «Сарыарка» не сотня и даже не тысяча. Их – 3 381!

– А что значит тестовый режим? – пытались мы докопаться до истины.

– Это значит, что парковочные места укомплектованы необходимым для эксплуатации оборудованием, там установлены все дорожные знаки, информационные щиты и паркоматы, но пока они не функционируют и, соответственно, штрафы за них не выставляются, – отвечала пресс-служба ТОО.

На вопрос же о том, для чего вообще нужен этот режим, нам ответили: для проверки систем фотовидеофиксации, разных видов оплат, загруженности данного участка и так далее.

Интерес представляет в связи с этим комментарий юриста Бахтияра Галимжанова, который отмечает, что если сама компания делает объявление, что определенные парковочные зоны работают в тестовом режиме, оплата не взимается, администрирование не ведется, то и получать плату за стоянку в этих парковочных зонах она не может. Соответственно, компания обязана вернуть эту оплату, так как полученная сумма является неосновательным обогащением...

Но в «Парковочном пространстве Астаны» твердят свое: тес­товый режим невозможен без взимания оплат. По словам представителей их пресс-службы, при тестовом режиме в первую очередь происходит проверка способов оплаты по различным методам. «Период предназначен для ознакомления водителей с принципами работы новой инфраструктуры. У жителей столицы есть возможность заранее узнать о расположении платных парковок, опробовать различные способы оплаты, создать личный кабинет на сайте astanapark.kz и скачать мобильное приложение «Парковки Астаны», – говорилось в ответе на наш запрос.

Словом, вопросов у рядовых граждан от этого не убавилось. Благо они появились у акимата.

В релизе от акимата столицы, в частности, говорится: «В ходе проверки ревизионная комиссия выявила нарушение по незаконному взиманию платы за парковку общего пользования (за исключением бульвара Нуржол). В связи с этим управлением транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры акимата Нур-Султана с целью возмещения денежных средств автовладельцам направлено письмо в департамент государственных доходов».

При этом в акимате города отмечают, что за несоблюдение договорных обязательств и игнорирование требований подано заявление в суд о расторжении договора с ТОО «Парковочное пространство Астаны». «Предприятие без законных оснований (за исключением бульвара Нуржол) установило паркоматы, дорожные знаки и информщиты вдоль городской улично-дорожной сети. ТОО «Парковочное пространство Астаны» было неоднократно уведомлено о необходимости демонтажа оборудований, обращения были проигнорированы».

Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но осадок остается. Поскольку «Парковочное пространство Астаны» опровергает заявление акимата. В официальном релизе ТОО сказано, что «по состоянию на 5 ноября 2020 года акимат столицы не направлял исковых требований по проекту ГЧП. Стоит отметить, что товарищество в рамках договора ГЧП является наилучшим частным партнером, так как проект управления платными парковками реализуется за счет собственных средств».

Кто прав, кто виноват – разбираться теперь суду. Но хочется верить, чем бы спор ни закончился, это будет выгодно и удобно жителям Нур-Султана, во благо которых и был задуман весь этот проект.

Популярное

Все
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Алматы на Qatar Travel Mart 2025
Десять лет стратегического партнерства
Базальт здесь превращают в утеплитель
Богатые недра могут помочь сельским бюджетам
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Настоящая жизнь начинается не в кабинетах
Пять чемпионов Азии – из Казахстана
Государственный ансамбль танца «Салтанат» отметил юбилей
Химпром расширяется
Сильные позиции подсолнечника
Рыбы станет больше
Стратегия согласия: новая программа задает траекторию экономического роста
Маэстро импровизации
Мечты становятся реальностью
Предприятия АПК используют цифровые инструменты, а на заводах работают роботы
Ключ к успеху – координация усилий ученых, бизнесменов и государства
«Киберпол» защитит от интернет-мошенников
Началось строительство сталелитейного завода
Политика здравого смысла
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
Метростроевцы ускоряют темп
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Рост ВВП Казахстана превышает среднемировое значение более чем вдвое
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Сделать работу сельских акимов эффективной
Различают только по погонам
Лидия Мясцова – победитель «Мисс Ассамблея-2025»
Названы лауреаты Государственной молодежной премии «Дарын»
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
В основе успеха – кооперация науки и производства
Глава государства принял участие в заседании Совета ОДКБ в узком составе
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]