Алтынай Асылмуратова: «Астана Опера» – лучший академический театр оперы и балета в Казахстане

4538
Беседовала Наталья Курпякова

С 2015 года художественным руководителем балетной труппы театра «Астана Опера» является народная артистка России Алтынай Асылмуратова.

фото из личного архива

Достижения этой блистательной балерины и педагога кажутся фантастическими. После окончания Ленинградского хореографического училища (сейчас Академия русского балета) она стала солисткой Ленинградского театра оперы и балета. Прима-балерина знаменитой Мариинки, Лондонского Королевского балета и Марсельской труппы Ролана Пети выступала в La Scala, Grand Opéra, Американском театре балета…

В 2000–2013 годы – художественный руководитель Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, в 2016–2022 годы – ректор Казахской национальной академии хореографии, сейчас – ее художественный руководитель.

Сегодня можно с уверенностью говорить и о фантастических результатах балетной труппы «Астана Опера»: это репертуар, которым мог бы гордиться самый известный театр, профессиональные артисты, талантливая молодежь, собственные оригинальные постановки. А еще победы танцовщиков «Астана Опера» на престижных конкурсах, успешные выступления труппы за рубежом и искренняя любовь казах­станских поклонников балета, которых становится все больше.

– Алтынай Абдуахимовна, недавно в театре была представлена программа «Мечты сбываются». Расскажите, пожалуйста, какие мечты сбылись у участников этого гала-вечера и какие у вас?

– Очень хорошо, что у нас есть этот проект, мы стараемся сделать его традиционным, то есть каждый год давать возможность молодежи проявить себя в сольных партиях, чтобы у них был стимул расти и развиваться. В этом году у нас получилась довольно объемная, интересная программа, вызвавшая хороший резонанс. Мечты начинающих артистов сбылись: они представили на сцене то, что хотели, чем горели.

Мы подготовили 14 номеров, были заняты более 25 молодых артистов. Трудно выделить кого-то, потому что все они большие молодцы, но хочется подчерк­нуть, что в программе было много премьер, которые сделаны специально для них, чтобы выделить их индивидуальность.

Это такие номера, как Temptation на музыку Монти в хореографии Айдана Калжана, который поставил дуэт для Амины Кисембаевой и Жаксылыка Саукымбекова. Это номер «Мәңгүрт» («Mankurt») на музыку Актоты Раимкуловой в обработке этно-фольклорного ансамбля «Туран» в хореографии Султанбека Гумара, созданной им для Лимары Айдановой и Руслана Канагата.

Назову также «Адажио» на музыку Альбинони в хореографии Игоря Чернышева, возобновленное педагогом-репетитором Еленой Шерстневой для Гульназ Жанаевой и Амира Хвана. Прекрасно встретили зрители «Панадерос» из балета «Раймонда» Глазунова в хореографии Константина Сергеева для Газизы Молдахмет и Армана Кзайбека. Ярко заявили о себе артисты, работающие в театре первый год: это Алина Зырянова, Эркин Базарбаев, представившие па-де-де «Венецианский карнавал» из балета «Сатанилла» Пуни в хореографии Мариуса Петипа и Рикардо Дриго, а также Акбар Иминов, исполнивший па-де-де из балета «Талисман» в хорео­графии Петипа.

Если говорить про мои мечты, то, конечно, в плане творчества мы движемся к поставленной цели, но в полной мере моим мечтам пока не суждено сбыться. Мне бы очень хотелось, чтобы театр «Астана Опера» занял то положение, которое заслуживает, чтобы все знали и слышали, что это лучший академический театр оперы и балета в Казахстане. Это не только красивое здание, здесь не только хорошие условия работы, но и высокопрофессиональные артисты, выполняющие трудную работу, посвятившие свою жизнь искусству.

К сожалению, из-за того, что здесь очень маленькие зарплаты (меньше, чем в других театрах), они вынуждены будут предавать свою профессию, уезжать из страны – чтобы зарабатывать деньги. И будут уходить очень хорошие артисты, в которых вложено немало сил и бюджетных средств, что тоже важно. А хочется все-таки собрать здесь лучшие кадры, которые в дальнейшем будут передавать свой опыт следующим поколениям, заложить традиции.

К слову, о традициях: в последнее время на афишах все чаще появляются имена молодых хорео­графов «Астана Опера». Это тоже результат работы по формированию собственных кадров?

– В труппе работают люди не только со средним специальным образованием, но и с высшим – и бакалавры, и магистры. Сейчас ярко проявили себя молодые балетмейстеры – выпускники Казахской национальной академии хореографии, которые работают в театре артистами, солистами балета. Они пробуют себя в новом качестве, и я, конечно, поддерживаю их. Меня очень радует, что появляются талант­ливые, перспективные казахстанские хореографы, что на сцене уже идут их постановки. Например, большой интерес как хореограф вызвал Султанбек Гумар, который приготовил номер «Мәңгүрт» на музыку Актоты Раимкуловой и пользующийся большим успехом массовый национальный номер RUH на музыкальную композицию «Аманат» этно-фольклорного ансамбля Hassak.

В целом все должны понимать, что любой балетный артист достоин уважения, внимательного к нему отношения. К примеру, детей в Академии хореографии я уважаю, потому что они трудятся с самого юного возраста. Ребята уже с десяти лет осознают, что это их профессия, что это не балетный кружок, и день ото дня они работают над собой, шлифуют свой профессионализм под руководством прекрасных педагогов. Мы вкладываем в них много сил, учим, чтобы все было на высокопрофессиональном уровне. Академии хореографии всего семь лет, и за последние пять копилка наших наград пополнилась. В ней появилось семь Гран-при, порядка 20 первых, 20 вторых и 14 третьих мест. А в этом году впервые в истории балета Казахстана на известном Меж­дународном конкурсе «Арабеск», проводимом в Перми, наши студенты заняли второе и третье победные места.

Мы готовим кадры, воспитываем их, и хочется, чтобы в дальнейшем нам было, что им предложить. Иначе для чего нужны эти медали, для чего и для кого мы растим этих детей?..

Астана – пока еще не самый большой и не самый театральный город, но здесь уже представлены две балетные труппы: «Астана Опера» и «Астана Балет». Кто вы друг другу – соперники или соратники?

– Если говорить о соперничестве, то его нет, потому что мы абсолютно разные труппы, с разными направлениями. В этой связи отмечу, что нас не нужно сравнивать ни с «Астана Балет», ни с каким бы то ни было другим теат­ром. У нас большой академический театр, мы можем себе позволить монументальные, объемные постановки балетов – «Баядерка», «Спартак», «Бетховен. Бессмертие. Любовь», где занята не только балетная труппа, но и солисты оперы, хор и музыканты симфонического оркестра, и многое другое. Да, мы смотрим друг на друга, общаемся, дружим, потому что у нас много точек соприкосновения.

Так как я работаю в Казахской национальной академии хорео­графии, могу сказать, что наши ребята устраи­ваются после окончания обучения в обе труппы. Очень хорошо, что есть два балетных театра, потому что выпускники востребованы, дипломы не лежат на полке, усилия большого коллектива педагогов, как и бюджетные деньги, не потрачены впустую – все нашли свою нишу.

Однако немного обидно, что чаще за рубежом и по Казах­стану балет представляет театр «Астана Балет», а труппа «Астана Опера» остается в стороне. Кроме того, нас часто путают или вовсе думают, что в «Астана Балет» – балет, а в «Астана Опера» только опера, что, конечно, не так.

Парадокс в том, что чем лучше мы становимся, чем больше мы получаем положительных откликов о нашем высоком профес­сиональном уровне и впечатлений от приезжающих гостей, посещающих театр, тем меньше нас показывают за рубежом. Непонятная логика. А ведь нас, вместе с моей командой педагогов, пригласили в этот театр поднять балет на мировой уровень. У нас имеется огромный богатый опыт работы в лучших театрах, у нас прекрасная школа и много накопленных знаний, а также большое количество друзей-коллег во всем балетном мире. В работе у нас самые высокие требования, которые дают свой результат, и крайне важно, чтобы труппу видели во всем мире, чтобы мы являлись лицом балетного искусства Казахстана.

Алтынай Абдуахимовна, вы порядка десяти лет занимаетесь развитием казах­станского балета. Есть разные балетные школы, формировавшиеся на протяжении столетий. По этим меркам мы – страна, которая только входит в это мировое балетное пространство и строит свой национальный театр. Насколько мы продвинулись на этом пути?

– Мы работаем над тем, чтобы добиться высокого профессионального качества. Развиваемся и отдаем душу и сердце, чтобы занять достойное место в мировом балетном пространстве. Рост труппы обеспечивает и богатый разнообразный репертуар теат­ра. У нас идут лучшие балеты таких великих мастеров, как Петипа, Фокин, Григорович, Ролан Пети, Макмиллан, Килиан, а также молодых и известных в мире талантливых хореографов – Раймондо Ребека и Патрика Де Бана. И, конечно, особое место занимает национальный балет.

Наша задача – развивать балеты национальной тематики, связанные с национальной историей, культурой, традициями. Их должно быть больше в репертуаре. И здесь я надеюсь на наших молодых хорео­графов, потому что очень хочется создать балет не «для галочки», а чтобы показать действительно высокий художественный уровень постановок, которые могут стать большим событием и надолго остаться на афишах театра.

Сейчас, когда вы много работае­те с молодыми солистами, можно ли говорить о преемственности поколений? Насколько удается те традиции, которые вы переняли у своих педагогов, передать им?

– Надеюсь, что те зерна, которые мы бросили, вскоре прорастут, потому что это длительный процесс – начиная с работы в академии и заканчивая теат­ром. Конечно, девять лет, что мы здесь работаем – определенный отрезок, за это время выросло целое поколение артистов. Важность в достижении этой цели в том, что нужно заниматься не только солистами, но еще и растить казахстанских педагогов. Важно собрать здесь такой коллектив репетиторов, который бы шел с нами в ногу, хотел продолжить это дело. Тогда только можно говорить о преемственности поколений. И тогда, даже если мы уйдем, я буду знать, что есть люди, которые продолжат ту же линию и будут двигаться дальше, сохраняя лучшие балетные традиции.

– «Астана Опера» – одно из самых красивых зданий в столице, на него всегда обращают внимание. Но многие признаются, что в театре не были ни разу. Думают, что театр не для них: нет времени, это дорого, да и вообще неизвестное настораживает. Как убедить людей ходить в театр?

– Если сравнивать цены на билеты в нашем театре с ценами в других странах, то в «Астана Опера» все очень доступно и есть огромный выбор. Кому-то больше нравится балет, кому-то ближе опера, кто-то может просто прийти послушать симфонические программы.

Побывать в таком театре, как наш, все равно что посетить храм искусства. В храмы люди обычно ходят очищать душу – и здесь то же самое. Жизнь сложная, зачастую быт так или иначе приземляет нас, возникают проблемы, много работы, рутина затягивает. И иногда хочется какой-то сказки, посмот­реть на красивое, получить эстетическое удовольствие, поэтому и нужны театры, способные излечить душу. А чтобы понять, нравится это тебе или нет, надо хотя бы раз его посетить.

Наверное, хорошо помогли бы меценаты, организовав посещение театра для определенных групп. Такие проекты проходят, но их могло быть больше.

А какие спектакли самые кассовые в «Астана Опера»?

– Сложный вопрос… Мы собрали здесь лучшие спектакли, подготовили их в высоком профессиональном качестве, а сделать их кассовыми – «искусство» маркетинга, который должен знать, в какой период что лучше предложить аудитории. Например, в дни школьных каникул – «Белоснежку и семь гномов», «Золушку», «Щелкунчика», в праздники – национальные спектакли. Прекрасно сходить в театр зимой, когда за окном непогода, а на сцене – добрый веселый балет «Дон Кихот».

И, конечно, чтобы привлечь публику, нужно больше говорить о спектак­лях и артистах. Повторю: репертуар в «Астана Опера» шедевральный, не во всех театрах мира есть такое разно­образие. На западе люди ездят в другой город или даже в другую страну, чтобы посмотреть тот или иной спектакль. Поэтому призываю всех: приходите, смотрите, потом понравится, будете следить за артистами, ходить на своих определенных любимых исполнителей. Именно так формируется театральная публика, и это очень важно. Я считаю, что та нация, которая культурно развита, имеет большое будущее.

Люди на досуге ходят в театр. А как проводят досуг артисты и вы в частности?

– У нас один-единственный «плавающий» выходной, который может выпасть на субботу или воскресенье, или на понедельник – все зависит от репертуара. В праздники мы работаем больше, чем обычно, поэтому, думаю, артисты свое свободное время посвящают семье, иногда решают проблемы со здоровьем. Ну и банально нужно выспаться, отдохнуть, чтобы настроиться на следующий день, приготовить балетную обувь, пришить все тесемочки.

Со мной еще проще: единственное, что я могу себе позволить, – вязать. Говорят, что мелкая моторика полезна для мозговой деятельности. Мне нравится изучать новые, сложные узоры, вязать носки, варежки, шали, тем самым переключаю внимание. А вот на кухне абсолютно не работаю, у меня дисквалификация – не выдержала конкуренцию с супругом. Я очень ему благодарна, он помогает мне не только на работе, потому что прекрасный танцовщик, педагог-репетитор, но еще прекрасно готовит. Ну а я занимаюсь уборкой в доме.

А вообще-то говоря, я засыпаю и просыпаюсь с думами о теат­ре, об артистах. Размышляю, правильно ли я выстраи­ваю работу, какие спектакли ставить в будущем, чтобы это было интересно зрителям и полезно для роста артистов. Думаю, как распределить их занятость, чтобы они не сидели без дела, как «втянуть» их в творчество, а также добиться железной дисциплины, являющейся неотъемлемой частью нашей работы. А сколько мыслей об индивидуальных репетициях: ведь все люди разные, и к каждому нужен свой подход…

Еще хочу сказать, что руководство должно создавать необходимые условия для артистов, чтобы в результате получилась высокопрофессиональная работа, чтобы была возможность повышать требования и добиваться еще лучших результатов. Снова повторю, что самое главное – это качество, ради чего мы здесь и работаем. Мне хочется, чтобы это понимали и работники вышестоящих органов, чтобы на нас обратили внимание и мы чувствовали от них заинтересованность в нашем развитии, чтобы они поняли наши проблемы и помогли их решить, стали к нам ближе, чтобы состоялся диалог. Хочется надеяться, что стране это небезразлично, потому что безразличие и равнодушие – самые страшные вещи.

У балета есть специфика: у артистов балета короткий век, они не могут «подождать». Они всю свою жизнь посвящают искусству, отказываются от праздников, не гуляют, не едят все, что хочется, с детства держат себя в форме – все отдают ради искусства, ради славы Казахстана, ради радости людей. Всегда, когда были тяжелые времена, искусство возвышало, выступало мостиком, сохраняющим дружбу народов, давало возможность общаться.

У нас уходит на театр очень много физических и духовных сил, потому что мы любим свое дело. А когда ощущаем свою ненужность, это нивелирует всю нашу работу. Я очень надеюсь быть услышанной новым руководством нашего министерства, надеюсь на то, что ситуация с зарплатами решится, что артистам начнут давать звания и награды, которых они, несомненно, заслуживают.

Когда говорят об Алтынай Асыл­муратовой, то часто используют эпитет «легендарная». С вашим именем связан в том числе и определенный этап в становлении театра «Астана Опера». Каково это – быть легендой?

– Чем выше статус, чем больше о тебе говорят – тем больше ответственности и обязанностей. Не могу себе позволить брак, не имею на это право. Считаю, что чем больше тебе дают, тем больше нужно отдавать, и при этом показать самое лучшее качество. На мой взгляд, легенды балета – это люди, которые много сделали и ушли из жизни, оставив после себя большой след в искусстве. Судят по делам. Если получится, что меня вспомнят добрым словом, значит, все было не зря. Мы делаем все возможное со своей стороны и искренне желаем процветания Казахстану.

– Спасибо за встречу, за вашу работу в театре, за наш балет, который мы очень любим.
И ждем новых спектаклей!

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
Казахстан примет юниорский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
Без прошлого нет будущего
Бигельды Габдуллин: «Сегодня профессия литератора переживае…
Объекты археологии и архитектуры нужно сберечь

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]