5 и 6 июля 2025 года на сцене театра «Астана Балет» состоялась премьера кантаты-балета «Carmina Burana», в котором впервые на сцене объединились хор, оркестр и балетная труппа, передает Kazpravda.kz

Мистическая и завораживающая постановка Carmina Burana, написанная композитором-экспрессионистом Карлом Орфом, одним из выдающихся немецких композиторов XX века, стала основой для философского и эмоционального балета. Это одно из самых ошеломляющих музыкальных произведений века, наполненное невероятной энергетикой. В современной культуре оно занимает особое место — между академической классикой и массовым искусством.
Композитор охарактеризовал своё сочинение как праздник победы человеческого духа и считал его радостным и жизнеутверждающим. Сквозной темой произведения стал образ богини Фортуны, вращающей колесо судьбы — символ перемен, неизбежности и вечного круговорота.
Балет Carmina Burana стал размышлением о человеческой природе, о страданиях и терзаниях души, о неразрывной связи человека с высшими силами. На балетной сцене столкнулись материальное и духовное, созидательное и разрушительное. Всё это — ради того, чтобы рассказать о вечном движении колеса Фортуны, о пламени жизни и реинкарнации души.
В центре балета — две души: юноша и дева. Их тянет друг к другу и манит гармония любви. Но сохранить себя возможно только, преодолев соблазны и искушения, сохраняя чистоту помыслов.
«В спектакле «Камина Бурана» воплощаю образ светлого и чистого начала — гармонии души и сияющего света. Этот образ требует не только определённого внешнего и физического состояния, но и глубокого внутреннего настроя, особого духовного состояния. Он напоминает тишину, объятие сердца, ведь в каждом человеке есть две стороны — темная и светлая. Очень важно сохранить этот хрупкий баланс и не поддаться искушению. Конечно, мне бы хотелось, чтобы зритель после спектакля не только насладился музыкой, артистами и сценой, но и задумался о том, что даже в самые трудные моменты жизни внутри каждого человека всегда существует свет», – ведущий солист театра Сундет Султанов.
О некоторых трудностях репетиционного процесса рассказала артистка балета Камила Рахманберлиева.
«В постановке «Кармина Бурана» мне доверена роль девы, олицетворяющей начало, свободу и глубокий внутренний смысл. Её образ очень светлый, но жизнь преподносит ей неожиданные испытания. Она символизирует мудрость сердца и глубину чувств, что делает её персонаж таким ценным. По ходу сюжета моя героиня вместе с юношей проходит удивительный путь, наполненный магией и поиском истины. Вместе они находят настоящую любовь — ту, о которой мечтает каждый. Этот балет — не просто танец на сцене; он глубокий, философский, заставляющий задуматься и заглянуть внутрь себя, открывая что-то новое. Сразу впечатляет гармонией: оркестр, хор и танец объединяются в нечто поистине невероятное. Особенно сильное впечатление производит знаменитая часть O Fortuna — в тот момент, когда музыка оживает и синхронизируется с движениями танца, происходит настоящее волшебство», – считает она.
Образы спектакля были навеяны не только музыкой Орфа, но и картинами художников эпохи Возрождения. В спектакле силы созидания и разрушения проявились как символические персонажи, условно соотносящиеся с Творцом и Искусителем.
Carmina Burana условно состояла из четырёх частей, отличающихся друг от друга музыкально. Постановочная группа решила подчеркнуть это пластически. В спектакле артисты переключались с классической хореографии на танец с более свободной пластикой и элементами contemporary.
«Артистам очень важно работать с таким разнообразным музыкальным материалом и с различным пластическим материалом», — отметил балетмейстер-постановщик Тимур Загидуллин.
В создании нового хореографического произведения приняли участие талантливые деятели искусства. Музыка Карла Орфа легла в основу постановки, придавая ей масштабность и эмоциональную глубину.
«Магия музыки Орфа поражает своим магнетизмом, открывая совершенно новые грани восприятия и эмоций. Такая постановка ясно демонстрирует, что культурная жизнь города и его творческие коллективы достигли значительных высот, воплотив такую замечательную идею. Важно подчеркнуть, что вся постановка создана исключительно силами местных исполнителей — без участия зарубежных артистов или даже музыкантов из Алматы. Это в полной мере продукт творчества нашей столицы. Они наглядно показывают достижения нашей вокальной школы, которая теперь представлена именно столичной школой», – считает руководитель хора Гульмира Куттыбадамова.
Балетмейстеры-постановщики Мукарам Абубахриева (Авахри) и Тимур Загидуллин использовали выразительный хореографический язык, передающий драматургию произведения.
«Мы совместными усилиями пришли к какому-то общему решению. Естественно, многое почерпнуто из литературных источников и искусства, включая живопись. Мне кажется, в изображении можно заметить символы и образы, которые перекликаются с эпохой Возрождения. Более того, возможно, там присутствуют отсылки к библейским сказаниям. Не исключено, что кто-то увидит в этом параллель с образом Адама и Евы. Что касается оригинального сюжета Карла Орфа, то он сохранен в первоначальном виде. Учитывая, что ключевые тексты хора вам знакомы и их смысл вам понятен, основная идея подчеркнута без изменений», – упомянула спикер.
Художник по костюмам Варвара Плетнева разработала визуальный облик постановки, соединив в сценографии и костюмах символику и современное прочтение.
Художник по свету Денис Солнцев придал действию особую атмосферу с помощью точных и выразительных световых решений. Видеохудожник Марат Сагадинов усилил визуальное воздействие спектакля с помощью динамичных проекций, органично вписанных в сценическое пространство.
Музыкальный руководитель постановки и дирижёр Арман Уразгалиев совместно с симфоническим оркестром театра обеспечил мощное и впечатляющее музыкальное сопровождение.
Вокальная часть была реализована при участии хора под руководством Гульмиры Куттыбадамовой, что позволило придать спектаклю масштаб и звучание, не оставившее зрителей равнодушными.
Премьера балета Carmina Burana стала настоящим сценическим откровением. Впервые хор, оркестр и балет объединились в едином художественном пространстве, чтобы создать масштабную и проникновенную постановку, где каждый элемент — от музыкального акцента до пластического жеста — работал на раскрытие глубинного смысла этого вечного произведения.