​Bravissimo, Казахстан!

1479
Уак Манбетеев

Балетному и оперному искусству Казахстана рукоплескала восторженная публика в Риме, Фермо и Иеси.

Римская рапсодия

После минусовой температуры в Алматы и Москве по-средиземноморски мягкая и бесснежная римская зима с ее приятно обескураживающими +18 подняла тонус и настроение всей казахстанской делегации. Утомление от многочасового перелета как рукой сняло: всю дорогу от аэро­порта до отеля музыканты пытались запечатлеть красоты Вечного города не только в своей памяти – какофония из щелчков фотокамер смартфонов перемежалась с короткими мелодичными напевами из итальянских опер.

Еще больше проникнуться духом музыкальной столицы мира и получить необходимый творчес­кий настрой на весь гастрольный тур помогла экскурсия. Древние памятники времен Римской империи органично переплетались с архитектурой средневековья и современности. И несмотря на привычные жесткие инструкции, как было удержаться от соблазна, чтобы не «разбудить» голос негромким вокализом у стен древнего Колизея или на подступах к Золотому дому императора Нерона?..

Италия – восхитительная страна, где самым удивительным образом переплелись история и современность, традиции и богатое культурное наследие разных эпох. А об отношении к культуре в стране, которая является родиной оперного искусства, и говорить не приходится. В одном только Риме концертных залов с первым словом в названии Auditorium около десятка. Даже бывалые водители автобусов нередко попадают впросак: неудивительно, что на утреннюю репетицию нас привезли вместо забронированного для нашего театра Auditorium Concilliazione в Auditorium Parco della Musica.

Великолепная акустика зала, сыгранность музыкантов, четко выверенная очередность выступ­лений, подбор номеров для концертной программы – казалось, что репетиция не затянется на­долго. Но перфекционизм маэстро Аскара Бурибаева и режиссера-постановщика Ляйлим Имангазиной заставлял «прогонять» отдельные номера снова и снова.

– В нашем деле нет мелочей, все должно звучать идеально. В программе концерта должны быть четкость, слаженность, легкость, – подчеркивал Аскар Бурибаев. – Ведь, помимо казахской и русской классики, мы будем играть музыку итальянских композиторов – Верди, Доницетти, Масканьи. В этом, безусловно, и некоторый риск, и большая ответственность.

И риск оправдался. Публика забитого до отказа зала Auditorium Concilliazione восторженно встретила выступления казахстанских мастеров искусств. Программа полностью соответствовала классическим принципам построения: концерт открывался и закрывался яркими произведениями на­циональной музыки. Необходимая высокая тональность восприятия была задана с самого начала: динамичное симфоничес­кое скерцо «Кыз куу» из сюиты «Степная легенда» Тлеса Кажгалиева держало зал в оцепенении с первых аккордов.

Не успели стихнуть овации по окончании первого номера концерта, как зал взорвался ими вновь. Итальянцы свято чтут свои традиции, самобытность и с очень большим уважением относятся к проявлению этих черт у других народов. Одно только появление на сцене солистов Оксаны Давыденко и Олега Татамирова в казахских национальных костюмах вызвало очередной шквал аплодисментов. Фрагмент «Той бастар» из оперы «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди в их исполнении был тепло принят публикой.

От национальной классики к мировой – следующий блок прог­раммы был составлен из шедевров классической музыки. Дуэт Натальи Мезиной и Андрея Трегубенко из оперы «Дон Жуан» Моцарта, как и дуэт Жамили Бас­паковой и Олега Татамирова из «Эликсира любви» Доницетти, покорил италь­янцев тонкой актерской игрой. Солисты представили публике мини-спектакль, сотканный из клубка противоречий, неудержимой любви, сомнений, обещаний и недоверия. Адажио из «Лебединого озера» Чайковского вызывает одинаковую реакцию публики в любом конце света. Гений композитора вкупе с высоким исполнительским мастерством оркестра вместе с нарастающим крещендо заставили зал замереть от переполнявших чувств и спустя минуты в едином порыве выдохнуть громогласное «браво!».

Зрители по достоинству оценили вокальное мастерство Анастасии Кожухаровой и Дамира Садуа­хасова, блестяще исполнивших дуэт из «Страны улыбок» Легара. Под аплодисменты публики были исполнены куплеты Тореадора из оперы «Кармен» Бизе великолепным трио баритонов – Олегом Татамировым, Андреем Трегубенко и Эмилем Сакавовым. В концерте прозвучали фрагменты из произведений Верди, Россини, Масканьи и Кальмана.

Завершающим номером прог­раммы стала патриотическая песня «Атамекен» Ескендира Хасангалиева в исполнении всех участников концерта. По мнению самих музыкантов, это произведение особо трепетно исполняется и воспринимается вдали от Родины. Итальянская публика вместе с присутствовавшими на концерте нашими соотечественниками слушала ее стоя. На бис был исполнен еще один шедевр национальной музыки – песня «Айттым сәлем Қаламқас» на бессмертные строки великого Абая.

– Наш гастрольный тур по городам Италии состоялся благодаря инициированной Президентом Нурсултаном Назарбаевым программе «Рухани жаңғыру». Наша миссия заключается в том, чтобы показать миру, что есть такая большая и красивая страна – Казахстан, где живут и трудятся талантливые люди, – говорил пос­ле концерта директор ГАТОБ им. Абая, заслуженный деятель РК Аскар Бурибаев. – Сегодняшний громкий успех нашего театра следует воспринимать как триумф всего казахстанского искусства. Я испытываю огромную радость и гордость за свою страну, за наших солистов и музыкантов, исполнительский уровень которых так высоко оценила итальянская публика.

Руководство ГАТОБ им. Абая за неоценимую помощь в организации гастрольного тура выражает глубокую признательность Министерству культуры и спорта РК и лично его главе – Арыстанбеку Мухамедиулы.

…Среди зрителей был наш земляк из Караганды Алексей Готовский – будущий журналист, который учится в университете Санта Кроче. Удивительное дело, но о концерте казахстанских артистов в Риме он узнал от своего друга Фабио Беретта. Журналист и фотограф издания Interris побывал в Казахстане в составе делегации итальянских СМИ в период проведения Международной выставки «ЭКСПО-2017». Фабио посетил Астану, Алматы и Шымкент. Программа их пребывания в Казахстане включала мастер-классы, встречи с казах­станскими философами, писателями, учеными, посещение музеев, театров и выставок.

– Меня можно смело назвать самым подготовленным зрителем сегодняшнего концерта, – шутил Фабио. – Я знаком с казахским исполнительским искусством не понаслышке. В столичном великолепном театре Astana Opera нам удалось побывать на премьере оперы «Кармен». Я был потрясен высоким уровнем мастерства ваших музыкантов и солистов, сегодня испытываю те же чувства восторга и восхищения.

В отличие от Фабио профессио­нальные музыканты – пианист Франческо Адриано Силикани и флейтистка Клаудиа Мехия – на концерте казахстанских мастеров искусств оказались впервые.

– Для нас это полное откровение и потрясение, которое необходимо переосмыслить, – в один голос заявляли они. – Как здорово, что любовь к музыке объединяет представителей разных культур и народов!

«Брависсимо!» – этим одним емким словом выразили свое впечатление от концерта владелицы туристического агентства Марилена Фиоччи и Марина Джуль­етта Вандерберг.

– Мы слышали, что в России, Казахстане и других постсоветских странах любят классическую италь­янскую музыку. И как профессионально вы ее исполняли! – не скрывали восхищения улыбчивые сеньоры. – Очень жаль, что концерты ваших артистов проходят в Риме так редко, мы были бы их постоянными посетительницами.

Этот загадочный Balletto kazako

Следующим пунктом в нашей маршрутной карте стал Фермо – небольшой городок на побережье Адриатического моря. Дорога сюда от Рима заняла порядка 5 часов. Воодушевленные вчерашним успехом музыканты испытывали возбуждение, много говорили, делились впечатле­ниями. Но все же самым четким и эмоционально выразительным был разговор водителя автобуса со своим напарником. «Неужели две казахские женщины не переговорят двух итальянских мужчин?» – послышалась внезапная дамская бравада. Но уже через полчаса неравной схватки две первые скрипки оркестра были вынуждены признать свое поражение…

Слух о том, что в их 40-тысячный городок приехали казахские артисты, разлетелся по всей округе в мгновение ока. В небольших ресторанчиках, магазинах и даже среди выгуливающих по пустынному пляжу собак степенных сеньор и сеньоров то и дело всплывала загадочная фраза Balletto kazako…

Сцена в городском оперном театре Dell ’Aguila, которому в нынешнем году исполнилось 228 лет, находилась под определенным уклоном и не была приспособ­лена под балетные постановки. Пришлось настилать дополнительное покрытие, но и оно не гарантировало стопроцентной безопасности. А в программе заявлен один из самых популярных мировых балетов Петра Чайковского – «Лебединое озеро».

– Не скрою, нам пришлось изрядно поволноваться по этому поводу, ведь мы привезли спектакль, который во всем мире приз­нан символом академического балетного искусства, – говорила художественный руководитель балетной труппы народная артистка Казахстана Гульжан Туткибаева. – Приходилось уповать только на высокий класс наших артистов, и они его проявили! Танцевать в «Лебедином озере» – это мечта для каждого артиста балета и верх его исполнительского мастерства.

Главные партии с блеском исполнили ведущие солисты Асель и Азамат Аскаровы, Асет Мурзакул, Рахим Даиров, Ариса Хасимото, Дания Батырханова и Мухтар Джуманиязов. Их мастерство, замечательные костюмы, декорации и освещение позволили показать волшебную по драматизму и красоте постановку.

– Прекрасная музыка, так тонко прочувствованная и исполненная оркестром, блестящая балетная труппа – великолепный спектакль, – делился впечатлениями дирижер – профессор консерватории им. Перголези Андреа Ланд­ришина. – Ваш театр представил традиционную, ставшую классической, версию балета, что мне импонирует. Я приверженец бережного и трепетного отношения к классике, для меня в первоздан­ности этой постановки есть нечто пленительное и волнующее.

Отдельное восхищение маэстро Андреа выразил своим казахстанским коллегам – за дирижерским пультом сменяли друг друга Ерболат Ахмедьяров и Аскар Бурибаев. После спектакля, как признался профессор, ему захотелось поближе познакомиться с казахской национальной музыкой и театром. Такое же желание выступление казахстанских танцоров вызвало и у нашей соотечественницы Гульнары Каскабасовой. Психолог по специальности, она приехала в Италию помочь приглядывать за детьми своей племяннице Алие Бисеновой – оперной певице, которая учится в консерватории им. Перголези.

– Стыдно признаться, но я никогда раньше не бывала на балетных спектаклях и теперь понимаю, как много в жизни мне не доставало, ведь это такая мощная «терапия», – смущенно улыбается Гульнара. – Надо же такому случиться: впервые увидеть отечественный балет мне довелось в Италии.

Классическое решение

Конечным пунктом в гастрольном графике ГАТОБ им. Абая стал город Иеси. Именно здесь в знаменитом театре Перголези итальян­ской публике была представлена опера «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе. Почему выбор пал на эту постановку, рассказала режиссер-постановщик спектакля заслуженный деятель РК Ляйлим Имангазина:

– В репертуаре нашего театра есть казахская, русская, итальянская и французская оперы. Мы хотели показать здесь оперу «Абай», но, поскольку Astana Opera включила ее в свой гастрольный тур по европейским городам, решили изменить планы. Везти в Италию итальянскую оперу посчитали неразумным: это все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром. А из французской оперы «Искатели жемчуга» исполняется заметно реже, нежели «Кармен».

По словам Ляйлим Имангазиной, еще одним весомым аргументом в пользу «Искателей жемчуга» стало и то обстоятельство, что в опере задействован небольшой состав солистов. А это дает театру прекрасную возможность показать здесь два состава исполнителей, представить отечественных артистов, их возможности. Это и одна из задач программы «Рухани жанғыру».

Но вернемся к самому спектак­лю. «Искатели жемчуга» погружают публику в таинственную и экзотическую атмосферу Шри-Ланки, с ее терпкими запахами благовоний и любовной страстью, за которой неизбежно последует драматическая развязка. На протяжении двух дней зрителей радовали высоким вокальным искусством Зарина Алтынбаева и Венера Алпысбаева (Лейла), Нуржан Бажекенов (Надир), Андрей Трегубенко и Дулат Токанов (Зурга), Азамат Малышов и Сериккали Аукатов (Жрец). Расчет оказался верным, экзотический сюжет вызвал у зрителей целую гамму чувств. Да и как могло быть иначе, ведь спектакль новый, специально поставлен для ГАТОБ итальянским режиссером Паоло Бозизио с его командой. А кому как не итальянцу знать предпочтения и вкусы своих сооте­чественников.

Абсолютно классическая постановка была встречена благодарной и растроганной публикой бурными овациями, адресованными солистам театра, хору, музыкантам оркестра – всем замечательным артистам и сотрудниками театра из далекого Казахстана, который за эти вечера стал для итальянских зрителей ближе.

Популярное

Все
Миссия – выстраивать мосты
В Астане стартовала 21-я Международная Жаутыковская олимпиада
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Ценовые «вольности» вокруг продовольствия
Через пень-колоду или шаг вперед?
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Карты, деньги, приговор
Как взрослеют детские мечты
Создатель архитектурного облика Алматы и Астаны
Свекла под снегом все-таки осталась
Молодежь и инновации – основа трансформации регионального вуза
Суперпроект в масштабах региона
Капитализация KASE показала высокие результаты
Возводят дома, сохраняют культуру
Черный снег: назначена внеплановая проверка
Молодежная повестка в фокусе внимания
Маркетплейсы: счастье или травма?
Сообщество единых ценностей
Учитель, нашедший свой путь
Закон Республики Казахстан
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Сигареты подорожают в РК
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Зимнее содержание дорог не выдерживает критики
«Нацфонд - детям»: сколько денег перевели на счета достигших совершеннолетия казахстанцев
Елдос Сметов перебрался с семьей в Лондон
В Малибу горят дома звезд Голливуда
На языке текста и рисунка
Казахстан ратифицировал соглашение о функционировании группы Французского агентства развития
Закон Республики Казахстан
История таксиста: адвокат раскрыла новые детали по делу Салтанат Нукеновой
Назначен новый министр юстиции
Бетономешалка повредила два авто перед падением в Астане
Сбалансированный подход
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
Глава МЧС открыл спасательную станцию на реке Жайык
Извлечь металлы, переработать шлаки
Последовательность и верность традициям
Дорогу молодым!
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Год единства и созидания
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
Новые госнаграды появились в Казахстане
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом

Читайте также

Воинской части подарили машину
Депутаты Мажилиса посетили воинскую часть Нацгвардии МВД РК
Курсант военного вуза проявил отвагу на пожаре
Командный состав Нацгвардии МВД РК прошел оперативную подго…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]