​Бюджету нужна дисциплина

1317
Гуляим Тулешева

– Рахат Кельдибаевич, почему мы сегодня говорим о бюджетной дисциплине, она хромает?

– В любой сфере дисциплина является ключевым условием успешного развития, а уж в бюджетно-финансовом процессе она составляет основу основ. Почему о ней говорим? Потому что через бюджетный механизм реализуется вся социально-экономическая политика государства, а утрата государственного контроля за поступлениями и расходованием бюджетных средств, отсутствие детального учета этих средств приводят к ослаблению этой самой дисциплины и безответственному отношению к ней на всех уровнях государственного и общественного устройства.

– Какие нарушения и кем чаще всего они допускаются в бюджетно-финансовом процессе?

– Среди наиболее характерных для всех государственных органов в Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета называют нарушения при ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В своем отчете за 2020 год министр финансов Казахстана сообщил, что аудитом охвачено более 1 трлн тенге бюджетных средств, при этом установлены финансовые нарушения на 251 миллиард тенге. На 237 миллиардов тенге нарушения устранены – поставкой товаров, оказанием услуг и выполнением работ, возмещением в бюджет и отражением по бухгалтерскому учету.

Одна из причин нарушения бухгалтерского и финансового учета и отчетности непосредственно касается кадрового вопроса. В подавляющем большинстве государственных учреждений имеется один-два бухгалтера, на которых возложены обязанности по налогам, бюджету, бухучету, госзакупкам, масса должностных инструкций. Таким образом, из-за высокой нагрузки при достаточно жестком финансовом контроле, частых изменений в нормативно-правовые акты, низкой мотивации многие бухгалтера не задерживаются и уходят.

Между тем в условиях, когда через республиканский уровень перераспределяется около трети ВВП, неэффективные методы исполнения бюджета могут дестабилизировать экономику. Большую роль в управлении государственными финансами играет Казначейство, которое ежегодно предотвращает нарушения на миллиарды тенге на предварительном этапе, что гораздо лучше, чем впоследствии выявлять ошибки распорядителей бюджетных средств органами финконтроля, привлекая должностных лиц к ответственности.

– Кстати, какую ответственность несут должностные лица за нарушение бюджетной дисциплины?

– Следует отметить, что в действующем законодательстве прямо не предусмотрено понятие нарушения бюджетной дисциплины. Практика показывает, что если в НПА не предусмотрен запрет или другие ограничения на определенные процедуры, то даже откровенно негативный результат принятых решений не может считаться правонарушением.

А раз так, то и отсутствие прямых норм по порядку использования бюджетных средств – прямой путь к коррупции. Так, в действующем законодательстве не отражена ответственность должностных лиц за неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств, несоответствие расходов решениям маслихатов, несоблюдение требований о пропорциональном финансировании бюджета, непредставление отчетов или других сведений, связанных с исполнением бюджета, за нецелевое использование бюджетных средств и за недостижение запланированных результатов.

Даже самое распространенное понятие – нецелевое использование бюджетных средств – и то не конкретизировано в НПА. Хотя к таким нарушениям можно отнести и направление бюджетных средств на банковские депозиты, и приобретение активов, непредусмотренных утвержденным бюджетом. Сюда же можно отнести оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств, заключение ГПС без регистрации в органах казначейства, использование трансфертов не по целевому назначению, расходование средств без наличия подтверждающих документов, недостача ТМЦ, приобретенных за счет бюджета…

В КоАП определена ответственность, например, за неэффективное планирование и (или) неэффективное использование бюджетных средств, незаконные действия должностных лиц государственного учреждения и государственного предприятия на праве оперативного управления (казенного предприятия) по принятию денежных обязательств за счет средств государственного бюджета, но этого недостаточно.

– А какие меры, на Ваш взгляд, необходимы для укрепления финансовой дисциплины?

– В первую очередь ответственность за нарушения бюджетного законодательства должна быть более четкой. Как и следование политике сдерживания роста государственных расходов. Нерациональные расходы становятся неподъемным бременем для государства и дополнительным источником финансовой нестабильности в стране. При реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, которые могут повлечь рост неэффективных расходов, иждивенчество.

К примеру, на сегодня в процессе планирования и исполнения бюджета имеется скрытая форма неэффективности использования бюджетных средств, когда заключенные многолетние договоры на основе госзакупок поступают в первый год на регистрацию в органы Казначейства, в последующие годы по этим объектам не в полном объеме выделяется финансирование, а то и вовсе в бюджете средства не закладываются в течение ряда лет. Затем через год или два происходит выделение дополнительных средств на корректировку проектно-сметной документации, что в итоге приводит к увеличению стоимости объекта. Кроме этого, существуют различные консалтинговые, имиджевые услуги с сомнительной эффективностью.

Считаем необходимым ввести нормы, определяющие приоритетное планирование местными исполнительными органами ранее принятых обязательств, как на уровне представления заявок, так и на уровне рассмотрения и утверждения бюджетов. Так как при заключении многолетних договоров госучреждения не всегда придерживаются принципа последовательности.

Также, по нашему мнению, необходимо ужесточать ответственность, вплоть до уголовной, за неправильное планирование, приведшее к дополнительным затратам государства. Требует решения и кадровый вопрос, поскольку в вузах нет углубленной подготовки специалистов в области государственных финансов и государственных закупок. Свою роль в бюджетном процессе сыграло бы умелое использование зарубежного опыта. К примеру, в Южной Корее национальная информационная система по управлению госфинансами dBrain охватывает все операции государственного бюджета – от первичного бухучета до консолидации с финансовой отчетностью. Внедрение такой системы позволило практически исключить нарушения в бухучете и отчетности и перенаправить усилия на аудит эффективности. Учитывая сказанное, мы можем быть уверены: без выработки четких единых понятий бюджетной дисциплины, классификации случаев ее нарушений, а также соответствующей административной и уголовной ответственности за данные нарушения вся работа по ежегодному исполнению бюджета будет неэффективной.

Популярное

Все
Адвокат Бишимбаева попросил удалить из зала суда людей с надписями на футболках
Склад загорелся в алматинском "Атакенте"
Бектенов: В единстве и солидарности – могучая сила нашего народа
Первый казахский детский сад открыли в США
Крупный складской комплекс и теплицу с новыми технологиями откроют в Шымкенте
Массовая гибель скота и урожая зафиксирована в Южной Африке
Ещё одно дело Гульмиры Сатыбалды передали в суд
Вопросы защиты наследия тюркской культуры обсудили в Азербайджане
36 человек погибло при обрушении трассы в Китае
Фонд памяти Салтанат Нукеновой появился в Казахстане
10 человек стали жертвами сильнейшего наводнения в Бразилии
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Полицейский спас жизнь ребенку
У границы фуры ходят хмуро
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Гибель детей при пожаре в Индере: арестован поджигатель квартиры
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

Метод, работающий в любую погоду
Улытауские спасатели вернулись домой
Помогают всем миром
Государству возвращено еще 40 млрд тенге незаконных активов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]