Человек-легенда

4534
Елена Брусиловская
корреспондент Алматинского корпункта

Под Москвой на высоком берегу Истры воздвигнут памятник самолету Ил-2. Для нашего земляка, дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова, он был «родной машиной», ведь летчик совершил на нем свыше 300 боевых вылетов, пробыв в воздухе без малого 500 часов

фото Юрия Беккера

Рожденный летать

Мне посчастливилось не раз встречаться с Талгатом Якубековичем. Записи наших с ним разговоров – «золотой запас» моего журналистского архива. Это был поистине неординарный человек, про таких, как он, говорят: рожденный, чтобы летать.

И действительно, словно сама судьба предопределила Талгату путь в небо, ведь его имя в переводе с арабского означает «высота», «подъем». Поэтому, когда 16-летний курсант аэроклуба ДОСААФ впервые самостоятельно поднялся в небо, каждой клеточкой своего тела он понял – это его стихия.

Хотя внешне Талгат никак не тянул на летчика: невысокого роста, маленький, щупленький, «в каких-то болтающихся штанишках, брюк-то не было», как он сам вспоминал. Этот мальчишеский вид сыграл с ним злую шутку, и когда после окончания аэроклуба шел отбор в Саратовскую авиационную спецшколу пилотов, и потом, на фронте, когда командиры эскадрилий не спешили зачислять его в свою команду.

– Не брали меня в школу пилотов. Спасибо начальнику летной подготовки аэроклуба, замечательный человек был, который предложил: «Давайте я с этим малышом полечу». А летали мы на По-2. Это был мой первый самостоятельный полет. Можете представить, что я чувствовал. Взлетел – и такой меня восторг охватил: сам лечу, сам управляю самолетом! – рассказывал он.

Свой первый экзамен Бегельдинов сдал на отлично. Впереди была Саратовская военно-авиа­ционная спецшкола пилотов, где готовили летчиков-разведчиков. К этому времени Талгату исполнилось всего 18 лет. Проучился два года, и его направили в 3-ю Чкаловскую бомбардировочную школу пилотов, после чего последовала 1-я Чкаловская истребительная авиационная школа пилотов.

А теперь – «горбатый»!

– Однажды вижу объявление: «Кто из курсантов-выпускников желает летать на самолете Ил-2, напишите заявление», – вспоминал Талгат Якубекович. – И ниже приписка, что это новый самолет-штурмовик, его можно увидеть на аэродроме. Я вместе с другими ребятами взял и написал: дескать, хочу переучиться. Это уже потом, на фронте, понял: эх, лучше бы мне специализироваться на истребителях, ведь, как оказалось, на Ил-2 впору смертникам было летать.

Во-первых, как правило, он шел на небольшой высоте, поэтому его не только с воздуха, но и с земли можно было достать. А во-вторых, когда мы посмотрели на его «начинку», ахнули: две пушки, два пулемета, бомбы, реактивные снаряды! То есть он весь был напичкан боеприпасами.

Правда, позже самолет был модернизирован. А толчком к этому послужила встреча летчиков с его создателем Ильюшиным осенью 1942 года. Ильюшин тогда молча выслушал все претензии и пообещал, что в ближайшем будущем летчики получат «горбатого» с хвостовой огневой точкой. Кстати, это прозвище – «горбатый» – самолет, который поначалу назывался БШ-2 (бронированный штурмовик), получил за характерный профиль, приобретенный за счет того, что кабина пилота была приподнята по отношению к мотору, чтобы обеспечить лучший обзор.

Но это было позже, а пока Талгат Бегельдинов отправился на учебу в 34-й запасный авиационный полк в Ижевск. Выучили всех быстро – и на фронт.

– Меня со старшиной Сергеем Чепелюком направили на Калининский фронт под Москву. Прибыли в штурмовой авиационный полк, Чепелюк здоровый такой, выше меня, шагает широко, а я сзади бегу, зима, холод, замерз весь. Помню, командир полка посмотрел на меня и спрашивает: «Вы кто?» Я летчик, сержант Бегельдинов, отвечаю. Он с недоверием переспрашивает: «Летчик? Ну-ка, летчики, – говорит, – идите в первую эскадрилью».

Пошли туда, но там нас не взяли, направив в третью. А так получилось, что один из летчиков этой эскадрильи знал Чепелюка, увидел его, обрадовался. «Будем вместе летать», – говорит. Словом, Чепелюка оставили. А мне командир эскадрильи лейтенант Шубин сказал: «Рядом стоит вторая эскадрилья, у них, по-моему, летчиков не хватает. Идите туда». Опять меня мой внешний вид подвел: маленький, замерзший, в обмотках. Скажу честно, мне было так обидно, что я подумывал даже пойти к командиру полка, пожаловаться, что не берут меня нигде. В общем, пошел во вторую эскадрилью. Помню, там в середине деревенской избы, где располагались летчики, буржуйка стояла, вокруг сидели летчики, пекли картошку и обсуждали полеты.

Я спрашиваю командира эскадрильи.

– Ну, я командир, – отвечает один из них.

– Летчик, сержант Бегельдинов прибыл в ваше распоряжение.

– Если летчик, тогда садись, замерз, наверное.

Смотрю, вроде бы приняли меня. Один летчик мне картошку дал. Командир говорит: «Давай рассказывай». Я рассказал про себя. Все нормально. «Ладно, пошли спать», – говорит.

Два месяца Талгату не давали разрешения на вылет, командир эскадрильи Степан Пошевальников приглядывался к пареньку. Но тот вроде бы и не расстраивался: изучал машину, слушал рассказы бывалых летчиков, заучивал карты, помогал механикам.

Талгат Якубекович с особой теплотой вспоминает своего первого боевого командира, который был необыкновенной личностью – единственный во всем авиакорпусе капитан, награжденный полководческими орденами Суворова III степени и Александра Невского. Позже к ним прибавилась и Золотая Звез­да Героя. К сожалению, Степан Пошевальников погиб в одном из боев. К своим летчикам он относился поистине с отеческой заботой, и, прежде чем отправить юного Талгата Бегельдинова на боевое задание, комэск решил сам удостовериться, насколько высоко летное мас­терство нового пополнения: он поднялся в воздух вместе с самолетом Бегельдинова. «Летаешь нормально», – сказал командир после окончания полета.

Первый бой

Это было в начале 1943 года в районе Великих Лук. Обстановка на фронте оставалась напряженной: на западе противник прочно удерживал треугольник Невель – Новосокольники – Великие Луки. На востоке в его руках находилась железная дорога Мостовая – Ржев. Южнее, в район города Белый Калининской области гитлеровцы стянули крупные силы, включая дивизию «Мертвая голова». Войскам ставилась задача – осуществлять наступательные операции, чтобы сковать противника и лишить его возможности перебрасывать резервы под Сталинград.

Первый боевой вылет у Талгата Бегельдинова состоялся 17 февраля 1943 года. Группу из шести штурмовиков вел командир эскадрильи Степан Пошевальников, на его самолете была цифра 13 – по числу сбитых им вражеских самолетов. Вот как писал об этом полете в книге «Летчики и космонавты» Герой Советского Союза Николай Каманин: «После возвращения Талгата Бегельдинова с первого боевого задания стало известно, что в первом заходе он настолько удачно спикировал на цель, что бомбы легли точно в бензохранилище. А со второго захода поджег склад боеприпасов. Такое бывало и у других летчиков, но редко, а у Бегельдинова получилось сразу».

– Мы тогда атаковали вражес­кий эшелон и железнодорожную станцию, – вспоминал Талгат Якубекович. – Шли в атаку с высоты тысячи метров, снижались, прицеливаясь, и с 500–600 метров начинали бить по врагу. Поверьте, это не так-то просто. Хотя, если честно признаться, цели на земле я не видел, просто смотрю, все стреляют, и я нажимаю кнопку – вижу, бомбы пошли. Оказалось, удачно. В первый день я сделал три вылета. Вот такую дырищу привез с правой стороны самолета – зенитный снаряд попал, хорошо еще, что бронебойный, который ушел и там где-то разор­вался. А то если бы осколочный, мы бы с вами сейчас не разговаривали.

Через несколько дней состоялся еще один знаковый полет Бегельдинова. При налете на деревню Горушка из шестерки Илов, где замыкающим шел Талгат, было сбито пять наших машин. И один из немецких истребителей стал настойчиво атаковать Ил Бегельдинова.

– Немец совершенно обнаг­лел, – вспоминал он. – Высокая скорость в этот момент была для него помехой, и он выпустил шасси, чтобы уменьшить ее. Это почему-то меня взбесило. Ну, думаю, гад, я тебе не котенок. Резко развернул машину в сторону противника, взял ручку на себя. «Мессер» в этот момент оказался прямо передо мной в прицеле. Я нажал на гашетки. Вижу, как пули вонзаются в истребитель. Он задымился, свалился на крыло и пошел к земле. Но и мой самолет был поврежден, начал входить в штопор. Кое-как выровнял машину, набрал скорость, снизился и с трудом дотянул до аэродрома.

За этот бой Талгат Бегельдинов был награжден орденом Отечественной войны II степени. Вскоре ему было присвоено звание старшего лейтенанта, а в августе он был назначен командиром звена.

Бессмертное пике

Талгата Бегельдинова на фронте считали везунчиком, судьба его словно оберегала, помогая выходить невредимым из самых невероятных ситуаций.

Вот один из таких случаев. В феврале 1944 года его Ил-2 был подбит зенитной артиллерией. Он дотянул до нейтральной территории и аварийно посадил самолет на густо заминированную поляну. Предупрежденные об опасности, вместе со стрелком они целый день отсиживались под обстрелом в бронированной кабине штурмовика и лишь ночью с помощью саперов вышли из опасной зоны. Поразительно, но его самолет, пробороздивший по начиненной минами земле десятки метров, не напоролся на них!

А в одном из боев, когда Ил Бегельдинова вошел в пике, сверху на него стал падать подбитый немецкий истребитель. За доли секунды Талгат сумел вынырнуть из-под падающего на него самолета, и тот врезался в землю, а вместе с ним взлетели на воздух вражеские вагоны. Наблюдавший за этим воздушным боем командир дивизии Каманин в восторге воскликнул тогда: «Блестящее боевое пике выполнил Бегельдинов! В учебники бы его занести. Бессмертное пике!»

С именем Талгата Бегельдинова связан и еще один поистине легендарный случай, вошедший в историю Второй мировой войны. В германской армии славился как непобедимый летчик Ганс Хан по прозвищу Асси, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. На его счету было 560 вылетов и 108 сбитых самолетов, он стал известен еще в битвах за Францию и Англию. На Восточный фронт немецкого аса перевели осенью 1942 года. Асси считался непобедимым, пока его самолет не пересекся в небе с Илом Талгата Бегельдинова.

Этот бой произошел 21 февраля 1943 года в районе Старой Руссы. Для аса такого уровня, каким был Хан, быть сбитым каким-то мальчишкой (Талгату тогда было всего 20 лет) было позором, поэтому во время допросов (Ганс Хан попал в плен и семь лет провел в советских лагерях) он категоричес­ки отказывался признать, что его сбил молодой советский летчик, уверяя, что его самолет подбила зенитка, и из-за отказа двигателя он был вынужден приземлиться в советском тылу.

Битые тарелки и котенок на счастье

Помните, как в знаменитом фильме «В бой идут одни «старики» один из механиков тихонько крестил летчика, героя Леонида Быкова, перед вылетом? Свои приметы на счастье всегда были у авиаторов, которые украшали фюзеляжи своих самолетов. Как правило, рисовались звезды, каж­дая из которых означала сбитый самолет врага. Что же касается амулетов, то и они были у «сталинских соколов».

Как рассказывал Талгат Бегельдинов, в эскадрилье Сергея Луганского летчики поочередно брали с собой в воздух небольшую собачонку – общую любимицу.

– А у нас, например, в полку один летчик-штурмовик все время летал с котенком. Некоторые летчики ни за что не брились перед боевым вылетом, другие обязательно присаживались на землю, прежде чем сесть в кабину самолета. А вот Герой Советского Союза летчик-истребитель Николай Шутт, который часто шел рядом со мной в качестве прикрытия, был вообще человеком со странностями. Мы его прозвали Усатый за пышные холеные усы. Так вот, он перед вылетом непременно ломал тарелку. Да-да, самую обыкновенную тарелку. Не сломает – не полетит. Официантки в столовой вначале сердились, а потом привыкли.

Сам Талгат счастливым для себя считал число 13. Именно под этим номером он впервые появился в небе над Берлином.

Ведущий группы

«Летал Талгат неустанно, – писал о Бегельдинове Николай Каманин. – Стал мастером штурмовых ударов, воздушным разведчиком. Мне доставляло большое удовольствие подписывать на него несколько наградных листов, а затем представить к офицерскому званию. В боевые расчеты его стали включать ведущим группы».

– Ведущий – это самый главный в группе. Как командир эскадрильи, я водил большие группы, до 24 самолетов, и ни одного летчика не потерял! Почему? Да потому что грамотно летал. Перед каждым вылетом я досконально изучал обстановку, данные разведки: где артиллерия стоит, где батареи, где танки… Вслепую мы в атаки не ходили, поэтому я никогда не терял летчиков, – рассказывал Талгат Якубекович.

Талгату Бегельдинову было всего 22 года, когда он получил первую Звезду Героя, и 23, когда вручили вторую. В стране всего 65 военных летчиков дважды были удостоены этого высокого звания.

– Тогда мы даже не думали о наградах, – говорил ветеран. – Я никогда и не помышлял, что буду Героем Советского Союза. Мысль была одна – как противника уничтожить.

Талгат Бегельдинов славился и как мастер воздушной разведки. Он летал в самых сложных погодных условиях, при противодействии истребителей, порой в одиночку, добывая ценнейшие сведения о противнике.

– Как разведчика меня порой посылали на задание на рассвете или ночью, я все фотографировал: под фюзеляжем Ила было два фотоаппарата, между пушками и пулеметами еще один. Если, скажем, стреляешь из пушки, видно, куда попала трассирующая пуля, так что ничего не скроешь, – вспоминал он.

После Победы

Долгим и нелегким был для Талгата Бегельдинова путь к Победе. Под Харьковом он был ранен, блуждал по вражеским тылам. Вернулся в свой полк, где его считали погибшим, даже китель с орденами отправили в родной аул! Когда вместе с полевым госпиталем его пытались эвакуировать в тыл, убежал из санитарного эшелона, чтобы вернуться к своим.

Освобождал Украину, Польшу, громил врага в его логове, в поверженном Берлине. После Победы, как и все фронтовики, Бегельдинов рвался домой, на Родину. Однако ему предложили продолжить образование, и он стал слушателем Краснознаменной Военно-воздушной академии, после окончания которой служил в рядах Вооруженных сил СССР. Был заместителем командира полка по летной подготовке, а позднее начальником штаба Высших курсов усовершенствования офицеров-штурманов.

В 1956 году по состоянию здоровья ему пришлось оставить военную авиацию, но с небом дружить не перестал, перейдя на работу в гражданскую авиацию. Талгат Якубекович занял пост заместителя начальника по капитальному строительству Республиканского управления гражданской авиации.

Привыкший выполнять все точно, честно и добросовестно, Бегельдинов и в гражданской жизни придерживался этих правил. Совмещая учебу и работу, не прося скидок и поблажек за боевые заслуги и регалии, учился в Московском инженерно-строительном, а позднее – в Казахском политехническом институтах по специальности «промышленное и гражданское строительство». Что побудило аса стать строителем? Как он сам говорит, любовь к красоте и зодчеству, гармонии природы и архитектуры, которую не случайно называют «застывшей музыкой».

Талгат Якубекович очень серьезно осваивал теоретические и прак­тические вопросы строительства крупных промышленных объектов, занимался сооружением первой взлетно-посадочной полосы Алматинского аэродрома, за что в октябре 1958 года был награжден Почетной грамотой Верховного Совета КазССР.

И в мирной жизни талантливый летчик был как на передовой. Под его руководством построены аэродромы с современными взлетно-посадочными полосами на Мангышлаке, в Чимкенте и Усть-Каменогорске, Семипалатинске и Балхаше. Сданы в эксплуатацию двадцать аэропортов, открывших путь нашей республике во все страны мира.

Позднее, будучи заместителем управляющего треста «Казстальмонтаж», Бегельдинов возглавил строительство крупнейших промышленных объектов страны, таких как Лисаковский горно-обогатительный комбинат, Джамбулский завод двойного суперфосфата, а также престижных городских объектов в Алма-Ате: Дворца республики, Республиканской библиотеки и цирка, автодромов и многих других. Причем для него сдача всех этих объектов была как выполнение боевых заданий – в сжатые сроки, ударными темпами и с хорошим качеством.

Талгат Бегельдинов вел большую общественную работу, трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР, депутатом Алматинского городского совета, активно участвовал в патриотическом воспитании молодежи, писал книги, вспоминая боевую юность и своих фронтовых друзей.

Популярное

Все
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Необъятный мир наследия великого Абая
Не хватило опыта для победы
Мажилис утвердил бюджет на 2026–2028 годы
Музыкальное наследие тюркского мира
Тысячи спасенных жизней
Шымкентский НПЗ отметил 40-летие рекордными достижениями
Успей купить по приятной цене!
Обменялись опытом, наладили контакты
Финальные поединки в Семее
Стратегическое партнерство укрепляется
Жүз домбыра – бір үн
Имя Кудайбергена Калиева для многих – символ труда и верности родному краю
Крылатое наследие номадов
Новую спецтехнику получили лесники
Kia: тандем человека и высоких технологий
Чувствовать себя равноправными членами общества
Привлечение инвестиций минимизирует тарифы
Высокая честь – Родину беречь
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Стали известны имена финалисток конкурса Miss Astana 2025
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Петропавловские теплосети готовят к передаче в муниципальную собственность
Арман Шаккалиев: В Казахстане двукратно увеличат закуп продукции у сельхозтоваропроизводителей
В Туркестанской области отметили Всемирный день хлопка
Каждый второй выпускник Алматинской области поступил на грант
Поручение Президента: Правительство разработало меры по улучшению жизни граждан
Казы и шужык в вакуумной упаковке
Французская награда вручена Диане Ашимовой
Артефакты «Таңбалы» поразили зарубежных ученых
Семь дней отдохнут казахстанские школьники на осенних каникулах
Продкорпорация объявила цены на зерно
Марат Байкамуров стал чемпионом "Қазақстан Барысы – 2025"
Аграрии, работающие в мегаполисах лишены господдержки - сенатор
Атака на Оренбургский ГПЗ: газоснабжение Казахстана не затронуто – Минэнерго
Как защитить ваши деньги от взысканий
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Чем может гордиться Темиртау?
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Лювак для бодрости
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь

Читайте также

Подвиг Алии бессмертен
Факсимиле возвращают голоса истории
В Астане более 500 студентов военной кафедры посетили Военн…
История в лицах

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]