На его территории археологами были обнаружены остатки культовых захоронений и древних храмов. Это красноречиво свидетельствует о том, что здешние места являлись для кочевых племен степной цивилизации сакральными.
Самые многочисленные археологические находки приходятся на начало XX века. Найденные на территории Алматы и прилегающих окрестностей медные и бронзовые котлы, предметы вооружения, конской сбруи, кольчуги, наконечники стрел, бронзовый жертвенник стали еще одним свидетельством древней истории города. К сожалению, многие памятники древности уничтожены временем, но некоторые дошли до нас почти в своей исторической первозданности.
Основной целью государственной политики в области культуры в независимом Казахстане является создание единого культурно-информационного пространства, основанного на возрождении наследия казахского народа, его духовной жизни и национальных традиций. А одним из оснований духовной традиции должны стать святые места, несущие объединяющий общенациональный характер. Это направление получило еще более глубокое развитие в свете недавнего заявления Главы государства о необходимости создания культурно-географического пояса святынь Казахстана, в который, безусловно, войдут сакральные для казахского народа места на территории Алматы.
Спят курганы На территории нынешнего Алатауского района, близ поселка Боролдай, расположен величественный некрополь кочевой элиты сакских и усуньских племен. Могильник находится на северо-западе города и состоит из 47 курганов. Самый большой из них достигает в диаметре 102, а в высоту – 14,8 м, а возраст их составляет примерно 2,5 тыс. лет.
Некрополь принадлежит к древней культуре номадов и вызывает огромный интерес у историков, археологов и культурологов. Некоторые специалисты называют курганы пирамидами кочевников, поскольку при их строительстве были использованы схожие конструктивные особенности, только вместо камней применялся дерн с глиной.
По мнению ученых, степная цивилизация саков еще недостаточно изучена, но археологические исследования прошлых лет дают полное основание утверждать, что именно Жетысу стал духовным и религиозным сакральным центром для всего скифо-сакского мира. Сюда съезжались вожди и правители, знатные вельможи и доблестные воины не только из прилегающих земель – Сибири и Алтая, но и из Восточной Азии и Причерноморья. Здесь они проводили ритуальные обряды, провожая в последний путь представителей царских династий и знатных родов. Таким образом, историю возникновения Боролдайских курганов следует отсчитывать с начала V в. до н. э., когда здесь начали формироваться первые могильники саков, а позднее и усуней.
Это единственный памятник эпохи раннего железного века на территории Алматы. Однако сохранить его культурный и природный ландшафт было непросто: в начале 2000-х годов территория некрополя была облюбована для строительства собственного жилья. Городские власти вместе с ученой общественностью проводили с населением беседы об исторической ценности этих мест, и перед таким мощным образовательным натиском «захватчики» были вынуждены отступить. По словам специалистов, уникальность могильника заключается не только в его сохранности. Расположение ряда доминирующих курганов позволяет характеризовать его как династийный царский погребальный комплекс.
– До 2006 года, когда постановлением акимата территория некрополя была передана под нашу юрисдикцию для создания музея под открытым небом, этот памятник даже не состоял в Государственном реестре памятников историко-культурного наследия Казахстана, – говорит заведующая научно-экспозиционным отделом музея Алматы Наиля Чулакова. – Туристический потенциал этого бесценного исторического объекта огромен, но планы по созданию на его территории археологического парка пока, к сожалению, так и остались нереализованными...
Для сохранения уникального памятника привлекались иностранные специалисты. Был даже подписан меморандум о сотрудничестве с одним южнокорейским консорциумом, который и должен был возвести на территории парка огромный комплекс, используя опыт строительства исторического заповедника «Царские курганы г. Кенчжу». Археологический заповедник Тимули в Кенчжу наиболее близок по визуальному и концептуальному содержанию к курганам Боролдая. Был даже разработан и одобрен проект, но дело по непонятным причинам так и не сдвинулось с места.
Согласно проекту, предполагалось организовать здесь три зоны. Первая из них должна была состоять из самого некрополя, самые крупные курганы планировали раскопать и музеефицировать. То есть реконструировать не только их культурный ландшафт и внешний облик, но и внутреннее устройство погребального комплекса. Во второй зоне планировалось создать макеты археологических объектов различных эпох в натуральную величину – Тамгалы и поселение Бутакты. Здесь же предполагалось размещение экспозиции по казахской традиционной кочевой культуре – этнопарка «Памятники кочевой архитектуры и быта казахского народа».
На остальной территории должна была расположиться садово-парковая зона с размещением основных объектов туристического обслуживания. Нынешней весной был официально открыт новый туристический маршрут на «Боролдайские сакские курганы», но на огромной территории в 430 га, огороженной бетонной стеной, показывать, кроме самих курганов, нечего. Забор в некоторых местах разрушен, что позволяет местным жителям пасти на территории некрополя свой скот. Работники музея Алматы надеются, что с реализацией предложенного Президентом Нурсултаном Назарбаевым проекта «Духовные святыни Казахстана» строительство музея-заповедника обретет конкретные очертания. И это место, как и тысячи лет назад, вновь станет культурным, историческим и духовным центром притяжения.
Защитник земли казахской Одним из сакральных мест Алматы, куда стекаются паломники и туристы из разных стран, является, безусловно, усыпальница великого казахского батыра Райымбека. Он родился в 1705 году. Уже тогда его родное Семиречье – Жетысу было оккупировано джунгарскими захватчиками. С юных лет Райымбек проявлял недюжинную силу, смелость и отвагу, пользуясь у земляков заслуженным авторитетом. А после памятного в народе случая, когда молодой парень в неравной схватке одолел балхашского тигра, его признали батыром.
Во времена джунгарского нашествия Райымбек возглавлял войска самообороны, которые нападали на вражеские отряды. К 1723 году Райымбек был уже сложившимся лидером. При его активном участии и с помощью батыров Утегена, Малайсары, Сатая и Наурызбая удалось спасти от гибели тысячи казахских семей. Звезда Райымбека еще ярче засияла после исторической Аныракайской битвы в 1729 году. Тогда объединенные силы трех казахских жузов под руководством Абулхаир-хана одержали блестящую победу над джунгарами и изгнали их из Семиречья. Армия Райымбек-батыра вместе с войсками батыров Богенбая и Кабанбая сыграла в той победной для казахов битве важнейшую роль.
Под руководством Абылай-хана Райымбек-батыр стал видным полководцем казахского ополчения. Он сыграл большую роль в окончательном изгнании джунгар с юго-восточных рубежей Казахстана. Его имя стало знаменитым на всю степь и по праву приобрело священный ореол. Батыр слыл не только отважным воином, но и искусным дипломатом.
По дошедшим до нас свидетельствам современников батыра, Райымбек перенес более 70 ранений. Старые раны, полученные в боях, не прошли бесследно. Предчувствуя свою кончину, он простился со всеми родственниками и боевыми соратниками. Согласно легенде, Райымбек-батыр завещал посадить его на верблюда и похоронить там, где тот, обессилев, остановится. Его захоронение стало объектом паломничества. Позже это место вошло в восточные границы Алматы. В 1981 году на его могиле была установлена гранитная стела, а в 1994 году в торжественной обстановке открыт мавзолей выдающегося воина-освободителя с каменным изваянием верблюда перед ним.
– Это место обладает какой-то необъяснимой притягательной силой, способной возвеличить дух человека над всем мелким и суетным, – рассказывает смотритель и хранитель мавзолея Сайран кажы. – В советские годы, когда город стал разрастаться, могилу Райымбека, как и другие захоронения в окрестностях, хотели сравнять с землей. Но когда дело дошло до могилы батыра, стали происходить какие-то мистические вещи: трактор постоянно глох, а потом и вовсе загорелся. Тогда и было принято решение обнести место захоронения оградой.
Вот уже 18 лет Сайран кажы встречает у мавзолея Райымбека людей, читает молитвы, рассказывает историю батыра. По его словам, многие связывают с этим местом перемены в своей жизни. Некоторые рассказывают истории чудесного исцеления, но сам Сайран кажы не был тому свидетелем, поэтому правдивость подобных заявлений подтвердить не берется.
– Но в том, что это святое, намоленное место, нет никаких сомнений. Ведь что подпитывает и придает силу человеческой душе? Безусловно, вера, – говорит он. – Сюда приезжают не только из разных уголков нашей страны, но и со всего мира. И не только этнические казахи, но и немцы, монголы, канадцы, китайцы, были даже австралийцы.
– Это не просто интерес к очередной туристической достопримечательности города, – замечает Сайран кажы, – люди вполне намеренно едут сюда, зная историю нашей страны и самого батыра.
На территории усыпальницы расположена ротонда, источник с водой, есть крытое помещение для совершения молитв. Паломники обходят мавзолей батыра, прикасаясь к каждому его выступу. По признанию многих, несмотря на то, что захоронение батыра находится прямо вдоль самой оживленной автомагистрали, посторонние звуки здесь стихают, человек получает умиротворение, оставаясь наедине с могилой батыра и своими мыслями.
На стенах по всему периметру крытой веранды висят еще 28 портретов казахских батыров, которые, как и Райымбек, беззаветно и преданно служили своей земле и народу. По запруженному автомобилями проспекту Райымбека словно бежит время, на которое с историческим бесстрастием взирает каменный верблюд батыра…