– В начале 70-х годов после окончания института я работала в городе Туркестане Южно-Казахстанской области, там мне довелось впервые встретить Наурыз. Казалось, даже воздух был напоен атмосферой счастливого ожидания праздника: люди убирали улицы, белили стены, мыли окна, проветривали ковры и одеяла, шили себе обновы. В марте начинался окот – в дом вносили маленьких, только что появившихся ягнят, дрожащих телят, пахло молозивом, мокрым сеном… С тех пор вместе с фольклорными, литературными представлениями о празднике Наурыз начинался для меня с разговоров о приплоде, с заботы о нем, как это было всегда у казахов.
«Наурыз» в переводе с древнеперсидского означает «новый день». По давнему поверью, в ночь с 21 на 22 марта приходит на землю святой Кыдыр, и от одного его взгляда тает снег, превращаясь в звенящий ручей, а на реках начинается ледоход. И если он заглянет к тебе в дом, и дом твой будет чист и ухожен, и одежда твоя – новой, праздничной, а стол – ломиться от угощений, то благополучие воцарится в доме и счастье придет к тебе.
В дни подготовки к Наурызу труд становится в радость, потому что служит очищению души, а сердце и разум освобождаются от тяжелых дум, нелепых подозрений. Человек в такие минуты бывает по-настоящему счастлив: он победил в себе злые чувства, он возродил давнюю традицию – великого сосуществования противоположностей в природе и в жизни человеческой.
Объединению служило и главное блюдо праздника – наурыз-коже, вокруг огромного котла с которым собирался народ. Наурыз-коже издревле – главный элемент праздника. Существует особый ритуал его приготовления и особый ритуал его вкушания, дошедшие до нас как устно, так и из письменных источников. В это необыкновенное коже должны войти семь компонентов, символизирующих единство природы, они объединяют также все цвета жизни. Дома в этот день до вечера ничего не готовили, стремясь съесть побольше наурыз коже, чтобы быть здоровыми и удачливыми. Поэтому к общему казану ходили с посудой не один раз. Людям пожилым полагается отведать голову барана, ведь не случайно говорят: «Наурыз – жыл басы» (буквально: «Наурыз – голова года, т. е. начало года»).
Девушки готовили специальное блюдо – уйкы-ашар (пробуждающий ото сна), это молозиво с кусочками мяса. Оно и в самом деле бодрило, прибавляло сил, повышало тонус, мужественные парни становились нежнее, мягче, ласковее со своими избранницами. И тоже одаривали их. Подарок юноши назывался «селт еткізер» или «дір еткізер», что означало – заставляющий вздрогнуть, трепетать. И такой подарок означал признание в любви. Молодежь заводила веселые игры, пела песни, участвовала в веселых розыгрышах.
После вечернего домашнего пиршества гости расходились со свертками в руках. Это тоже древняя традиция – передать оставшимся дома сарқыт (что-нибудь вкусное с праздничного стола) кому-нибудь. Есть здесь и своя символика – передавая сарқыт, вы как бы желаете вашим гостям достатка в их доме и выражаете им свою признательность за то, что разделили вместе с вами трапезу. Не правда ли, мудро?
Все вместе это рождало в душе ощущение праздника и торжество свободного здорового духа. Пусть таким и придет к нам Наурыз-2016 – щедрым, объединяющим, дарящим здоровье и благополучие!
Ждем ответов читателей на вопросы (Lubashashkova2010@mail.ru):1. Какие книги вы перечитываете, их значение в вашей жизни?2. Что из казахстанской литературы последнего времени вам запомнилось, остановило внимание?