Родился и тут же заговорил…Жизнь Коркыта-ата, родоначальника кобыза, композитора и акына, окутана легендами. Известно, что беременность у его матери длилась ровно три года и девять дней. Исследователи обращают внимание на символику чисел, считая число «три» сакральным. Оно обозначает единство тела, души и разума; рождение, жизнь и смерть; прошлое, настоящее и будущее. А число «девять» – символ постоянства и цикличности. Ведь в нем сокрыто аж три тройки!
Перед рождением Коркыта, по преданию, началась страшная буря, засверкали молнии. Землю окутала тьма. Было настолько страшно, что люди поверили в пришествие нечистой силы, однако когда Коркыт родился, засияло солнце. Чудом из чудес стало то, что малыш, родившись, тут же заговорил, чем немало напугал собравшихся. Не зря его назвали Коркытом, что в переводе значит «напугал». Люди думали, что это демон в обличии ребенка, и, только заметив, что он ничем не отличается от обычного младенца, успокоились.
Коркыт с ранних лет научился играть на всех музыкальных инструментах. Но этого ему было мало. Мальчишке захотелось создать такой инструмент, который бы мог воспроизводить голоса всех животных и звуки природы. Однажды после долгих размышлений и безуспешных попыток смастерить новый инструмент ему во сне явился ангел и сказал: «Коркыт, твой инструмент похож на берцовую кость шестилетнего верблюда. Ему еще не хватает резонатора, обтянутого шкурой верблюда нара, подструнной подставки из рога дикого козла и струн, вырванных из хвоста пятилетнего жеребца. Если все это сделаешь, то твой инструмент запоет».
Коркыт, проснувшись, сделал все, как повелел ангел. И кобыз действительно запел голосом верблюдицы, потерявшей своего верблюжонка. Природа и все живое – бегущий зверь, летящая птица, дующий ветер – замерли и стали слушать.
Следует отметить, что Коркыт не только композитор и сказитель, основоположник игры на кобызе, но и авторитетнейший мудрец, к слову которого прислушивались. Одни источники утверждают, что он был визирем трех ханов, другие – пяти. Некоторые именуют его не иначе как пророком, а кто-то – шаманом (баксы). Но сердцевина всех легенд – создание нового музыкального инструмента, который мог врачевать души и рассказывать о вечности, бессмертии и красоте окружающего мира.
В мировой литературе немало существует преданий и легенд, где герои мечтают о бессмертии. Думал ли о бессмертии Коркыт – вопрос философский, но имя его бессмертно, как и созданный им инструмент.
Бессмертию Коркыта вполне мог бы позавидовать и Абу аз-Захрави, он же Альбукасис, тоже автор инструментов, правда медицинских, которые используются до сих пор для спасения людей.
Поразительно, но факт: назначая маленьким пациентам ингаляции, многие современные педиатры, возможно, и не догадываются, что над ними незримо витает дух благословенного Абуль-Касима аз-Захрави (963–1013), более известного в Старом Свете под псевдонимом Альбукасис. А ведь именно он придумал первый в мире ингалятор. Впрочем, как и многое другое медицинское оборудование, а также приемы врачевания, лишь по недоразумению считающиеся ныне давними новациями европейских докторов.
Не можешь вытащить занозу? Голову с плеч!Смешно? Было и такое! Головы придворных табибов летели с плеч одна за другой. Причина? Ни один из них не мог вытащить огромную занозу из пухлого плечика трехмесячного младенца, отпрыска главного визиря, служившего калифу Кордовы, Аль-Хакаму II. Стоило отчаившимся лекарям приблизиться к малышу, сжимая угрожающего вида медицинские ножи в руках, как ребенок буквально заходился в крике. И когда сам могущественный Аль-Хакам, второй правитель мусульманской Кордовы (Испания), уже обнял своего безутешного визиря и повелел ему молиться, смирившись с неизбежным заражением крови сынишки и неотвратимо надвигающейся смертью, кто-то из придворных вспомнил об аз-Захрави и догадался послать за ним.
И что же? По воле Аллаха свершилось чудо, как расценили произошедшее окружающие. Заговорив с крохотным пациентом ласковым, напевным голосом, этот табиб передал ребенку в руки хирургический инструмент, который сам же недавно изобрел. Заигравшись под наблюдением аз-Захрави со скальпелем (!), сын визиря утратил страх перед ним и вскоре позволил медику извлечь занозу.
Отец был счастлив! Ребенок спасен! А что же спаситель? Он отказался от вознаграждения – богато инкрустированного серебряного блюда, доверху наполненного золотом. Аз-Захрави ответил, что старался во имя жизни, а предложенная ему награда слишком несправедлива по отношению к тем больным детям, чьи нищие родители не могут расплатиться за их исцеление даже черствой лепешкой.
Имя забыто, а изобретения живутЧасто людей, сделавших, что называется, себя сами и добившихся невероятных успехов, называют self-made men. Эти слова без всяких натяжек можно отнести и к исламскому врачу аз-Захрави. Подробности жизни скромного табиба Альбукасиса практически неизвестны, а вот о его медицинских разработках сведений больше.
Аз-Захрави первым из врачей предложил использовать нить из тканей кишечника животных для наложения внутренних швов. Она сегодня известна как кетгут. Первым он применил также щипцы для родовспоможения, сделал операцию по удалению небных миндалин, использовал местную и пероральную анестезию.
Эти и еще десятки других нововведений были изложены Альбукасисом в написанной им медицинской энциклопедии «Ат-Тасриф», содержащей 30 томов. Она была опубликована впервые в Индии в 1918 году как официальное пособие для врачей.
Сохранились сведения о том, что в 872 году в Каире была открыта больница Ахмеда ибн Тулуна, где имелись лечебный центр, реанимационное отделение и санаторий. Здесь лечили всех, невзирая на пол и религиозные убеждения, и – впервые в мире – психически больных. Именно научное наследие больницы Тулуна разбудило в Альбукасисе ученого. В этом лечебном заведении он, изучая имеющиеся архивы, и написал свой медицинский трактат, использовавшийся европейскими хирургами в качестве справочника на протяжении 500 последующих лет. Главный принцип, которого придерживался аз-Захрави, это лечить всех одинаково качественно, независимо от того, богат пациент или нищ.
Аз-Захрави не мечтал о посмерт-ной славе. Большинство ноу-хау выдающегося медика давным-давно присвоены его не столь щепетильными европейскими последователями. Положение Вальхера в родовспоможении и метод Кохера (при вправлении плечевого сустава) – детища именно аз-Захрави. Но, как видим, его «дети» носят чужие имена. Остается лишь констатировать, что цельная по своей внутренней структуре медицинская энциклопедия Альбукасиса оказалась «раздерганной на цитаты» старосветскими учеными.
Так, в XII веке один из крупнейших переводчиков Средневековья итальянец Герард Кремонский осилил лишь один раздел, посвященный хирургии, из 30 томов «Ат-Тасрифа». И только в 1519 году в Германии в Аугсбурге вышел относительно полный перевод этого выдающегося труда. Назывался он Liber theoricae necnon practicae Alsaharavii – «Теоретическая и практическая книга аз-Захрави».
Кобыз энциклопедии сродниАльбукасис написал пережившую века энциклопедию, Коркыт-ата создал кобыз, который энциклопедии сродни. Известно, что казахский сказитель, музыкант и композитор жил в VIII–IX веках на берегу Сырдарьи. В Кызылординской области у разъезда Коркыт стоял древний мазар с куполом, где был похоронен Коркыт. Место считается священным.
В 1980 году по проекту архитектора Б. Ыбраева и физика-акустика С. Исатаева был создан оригинальный памятник. Мемориал состоит из четырех вертикальных стел в виде кобызов. В центре – орган из 40 металлических труб, который при дуновении ветра напоминает звучание кобыза.
Говоря о сакральном месте, где предки поддерживали огонь, нельзя не вспомнить о древнем казахском обряде очищения огнем (аластау), который совершался при перекочевке с зимовки на джайлау. С древних времен сложилось поверье, что на зимних стойбищах люди часто грешат, так как в жилищах водятся «нечистые силы», приносящие вред человеку. А джайлау чист, и туда следует являться только очищенным. Поэтому у начала кочевой дороги, ведущей на джайлау, разводили два больших костра, между которыми пропускали людей и отары.
Символически негасимым огнем костра можно считать и культ предков, которых казахи чтут на протяжении всех веков. На могилах каялись, приносили присягу, гнева аруахов боялись. Духи выдающихся людей пользовались особым почитанием. Именно их имена произносились в особо трудных случаях. Этот обычай породил и боевые кличи. Обращением к потомкам остается и бессмертная песня кобыза Коркыта-ата.
Коркыт был не единственным пророком у казахов. Большой популярностью пользовался невидимый странствующий пророк Кыдыр (Хызр), который мог показаться человеку, если желал одарить его богатством или каким-либо талантом. Повсеместно был известен пророк Сулейман, считавшийся покровителем вод, властелином духов. Его имя часто упоминалось в шаманских призываниях и знахарских заговорах. Но самым-самым был и остается Коркыт.