Две жизни царицы «в темнице» Статьи 26 апреля 2018 г. 8:57 2040 Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область Полный хэндмейдПарадное конское убранство, кинжал, бронзовое зеркало, сосуд, остатки одежды и головного убора… «Улов» археологической экспедиции Зейноллы Самашева сезона-2017 ряд СМИ назвали золотым. Впрочем, как пояснил сам профессор, для ученых каждая находка, образно говоря, золото. Предметы из прошлого помогают найти ответы на вопросы, как жили предки, какие ремесла развивали, с кем торговали, от кого оборонялись.Женское погребение, обнаруженное при раскопках кургана № 5 в Берельской долине, стало еще и своего рода пилотом в отечественном музейном деле. Археологи изъяли погребальную колоду вместе с грунтом и в холодное время доставили в виде монолита в Усть-Каменогорск.– Снег, грязь, работать было сложно, – рассказал Зейнолла Самашевич. – Вес монолита – около тонны. Но мы перевезли его, чтобы достоверно и полностью задокументировать облачение и головной убор сакской женщины. Сейчас идет очистка и тщательная фиксация, затем специалисты проведут консервацию и реставрацию. На завершающем этапе одеяние будет полностью реконструировано. Музей пополнит отдельный мощный экспонат, который, безусловно, привлечет всеобщее внимание. Как с сожалением заметил профессор Самашев, сегодня в Казахстане нет своих профессионалов-реставраторов в области археологии. В Усть-Каменогорск по приглашению ученых приехал научный сотрудник специализированной кафедры Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Курганов.Если в двух словах, суть технологии такая. Расчищенные находки скрупулезно, фрагментами, по миллиметру разбирают, фиксируют, изучают. Тончайшие золотые пластинки послойно разворачивают для придания изначальной формы. Все фотографируют, зарисовывают, документируют. Насколько богатым и разнообразным окажется полученный научный материал, настолько детальной и достоверной будет дальнейшая реконструкция той же погребальной одежды. На словах просто, на деле – сложнейший, кропотливый, филигранный процесс.– Сохранились элементы органики, тонкая позолота на деревянных изделиях, – рассказал Николай Курганов. – Со стороны может показаться хаосом, но специалисты видят целостную картину. Просматривается головной убор с тончайшими нашивками, фрагменты одежды, накидки, локтевой сустав. Часто спрашивают: почему находят золотую фольгу, а не золотые вещи? Где богатство? Если бы на одежде были литые украшения, ее невозможно было бы носить из-за тяжести. Литье используется для многократного получения изделия, в то время как украшения, вырезанные из дерева, единичны. Каждый элемент хранит прикосновение руки мастера, отражает его художественный взгляд. Найденная одежда была не только богато украшенной, но и легкой, функциональной, для совершения ритуалов.Помощниками российского специалиста стали магистранты Восточно-Казахстанского госуниверситета. Ребятам повезло. Им сразу доверили работу, которой другие практиканты долго учатся теоретически, а затем месяцами осваивают исключительно в качестве ассистентов.Первым делом артефакты, которым 2,5 тыс. лет, обработали антисептиком. Без этого древняя органика на свету и при взаимодействии с современными бактериями в считанные дни могла рассыпаться в труху. При работе с саркофагом и украшениями из дерева использовали технологию контролируемой сушки – постепенного замещения влаги воском, чтобы исключить растрескивание древесных волокон. Частично в погребении сохранились войлок и мех, причем даже известно какой. По предварительным данным, ворс принадлежит соболю, лисице и волку. А вот кожа шкур животных практически полностью сгнила. Как пояснил специалист, разрушилась сама фолликулярная структура.– Наша задача – задокументировать так, как есть, – продолжил Николай Курганов. – Если пазырыкские курганы Алтая расположены в мерзлоте, то здесь линза льда частично отступила. Выручило, что курган находится в горной местности, где все-таки преобладают низкие температуры. И что самой насыпью был исключен доступ кислорода.Реконструкцию убранства планируют завершить к сентябрю. Отдельный интерес представляет женский остроконечный головной убор. Похожие находили раньше в курганах пазырыкской культуры в Горном Алтае. Там основой конусообразного убора служил парик, изготовленный из волос человека. К нему крепились тонкие золотые украшения. В Берельском захоронении сохранность находок ниже, и исследователям еще только предстоит выяснить, из чего сделана основа парика – из волос или из ткани.Скифы, туры, тиграхаудыСкифо-сакская культура, к которой относятся курганы Береля и Пазырыка, – исторический феномен. Ее высочайший художественный уровень отражают найденные в курганах одежда, ткани, ковры, утварь, убранство лошадей, воинское снаряжение. Все это сохранилось благодаря знанию предками технологии создания вечной мерзлоты.Определенные сведения науке дали также древние источники, например, всемирно известная Бехистунская надпись – клинописный текст и рельефные изображения VI в. до н. э. на скале в иранской провинции Керманшах. На одном из барельефов изображена фигура в остроконечном колпаке. Историки считают, что это вождь непокорного сакского племени тиграхауда. В древней книге зороастрийцев «Авесте» саки обрисованы как туры или могучие мужи в меховой одежде, с быстрыми конями.Как выглядел ритуальный наряд знатной особы из Берельского кургана № 5, можно отчасти судить и по знаменитому погребению «принцессы», раскопанному на горно-алтайском плато Укок.– Ясно, что погребальная одежда отличается от той, которую сакские женщины носили при жизни, – объяснил профессор Самашев. – Примерное представление дают образцы, найденные в других регионах Алтайской горной системы. Но совершенно точно, что украшения и нашивки у разных женщин были непохожими. У каждой свои. Курган, к сожалению, дважды грабили. Пока мы нашли только фрагменты скелета. В нынешнем году расчистка лаза будет продолжена, и если найдем череп, сможем воссоздать внешность женщины.Кстати, об ограблении. Явление носило столь распространенный характер, что в научной среде возникла даже версия о некоем ритуале. Соорудили погребальную камеру, снарядили усопшего всем необходимым для отправки в загробный мир. А спустя какое-то время вернули полезные вещи на белый свет. Зачем добру пропадать? Повторимся, это лишь одна из версий.Датировать ограбления, по словам Николая Курганова, трудно. Если о возрасте артефактов говорят характерные особенности, их вид, принадлежность к определенной культуре, то в грабительском лазе материала нет. Разве что останутся нож, лопата или черенок.– В Европе были случаи, когда в захоронении находили тела злоумышленников, – рассказал специалист. – Лезли и их завалило. В этом случае время происшествия определяли по анализу ДНК. А если человек не оставил после себя улик, выводы можно делать только по косвенным признакам. В кургане № 5 остались сочленения в анатомическом порядке. Это говорит, что лаз прорыли еще до образования линзы мерзлоты. Но тело, которое грубо тащили за ноги, уже начало разлагаться. Были разрушены сухожилия. Отсюда можно сделать вывод, что грабили через два-три месяца.Сооружение «царских курганов», по словам специалистов, занимало годы. Предки камень за камнем выкладывали панцирь, сквозь который проникала вода, промерзала и превращалась в нетающую линзу льда. На возведение Большого Берельского кургана (раскопан еще в 1865 году), по мнению археологов, ушло 5 лет. Его первоначальная высота была 7–9 м, в глубину – 7 м. На насыпь 5-го кургана ушло примерно 2–3 года, сохранившаяся высота с учетом двух ограблений – около 2 м, в глубину – чуть больше 4 м.Из прошлого – в будущееВ планах археологов на ближайшее лето – продолжение раскопок курганов ранних кочевников и ранних тюрков в Берельском некрополе, музеефикация кургана № 5 с погребением знатной сакской женщины. Кроме того, начнутся работы на могильнике в Тарбагатайском районе.Спрогнозировать заранее сенсационные находки невозможно. Но, к примеру, на протяжении последних лет в Тарбагатае и соседнем Зайсанском районе экспедиция профессора Абдеша Толеубаева обнаружила целую россыпь невероятной красоты украшений из листового золота в скифском стиле. Это и инкрустированные бирюзой фигурки оленей с переплетенными рогами, и грифон, и хищная кошка... К некоторым изделиям припаяны миниатюрные ушки, чтобы пришивать их на одежду. Иначе говоря, саки были не только умелыми наездниками. Они были рудознатцами – плавили металл, делали из бронзы кинжалы, наконечники стрел, зеркала, посуду. Были ювелирами – владели секретом микропайки. Были строителями – сооружали срубы из бревен лиственницы, хранилища для зерна.От Греции до Китая сохранились упоминания о северных кочевниках, пасущих многочисленные стада. В разных источниках у них разные имена – юэчжи, аримаспы, исседоны, аргиппеи, грифы, стерегущие золото, туры… Их набирали в армии некоторых восточных государств в качестве передовой ударной силы. Они имели широкие связи, высокую художественную культуру, сложную систему государственного управления.– Судя по китайским источникам, действовала развитая империя, – отметил Зейнолла Самашев. – Мы на протяжении 20 лет раскапываем и изучаем погребальные сооружения. Но должны остаться следы ставок, где жили эти люди. Места, откуда шло управление. Они плавили железо, значит, были печи. Делали оружие и украшения, значит, работали кузнечные и ювелирные мастерские. Найти это – наша сверхважная задача.В перспективе именитый археолог видит в Берельской долине один из мощных центров исторического и экологического туризма. Здесь, помимо взятых под стекло захоронений, должен появиться визит-центр, другая научно-туристическая инфраструктура. Во всем мире объекты, раскрывающие тайны древности, становятся самыми посещаемыми.
20 декабря 2024 г. 0:00 Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
21 декабря 2024 г. 13:00 В Казахстане установили требования к автовокзалам и автостанциям и по пассажирским перевозкам
28 ноября 2024 г. 19:24 «Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине