Эра казахстанской космонавтики

13795
Бакытжан Жумагулов, депутат Сената Парламента РК, академик НАН РК, президент Национальной инженерной академии РК

В год обретения Казахстаном независимости в его историю было вписано много знаменательных событий. Одно из самых ярких и долгожданных – первый полет казаха в космос с казах­станского космодрома Байконур, который Глава нашего государства Касым-Жомарт Токаев назвал «символом освоения человечеством космического пространства».

Этой чести был удостоен наш прославленный сокол, летчик-испытатель мирового класса Токтар Аубакиров.

27 июля человеку-легенде с обликом настоящего батыра исполнится 75 лет. Но он по-прежнему излучает силу и уверенность, а в рукопожатии – все те же мягкие тиски.

Некоторые соотечественники считают, что звание Героя Советского Союза он получил именно за космос. Гораздо большее число убеждено в «морской версии» высшей награды, ведь он первым в советской авиации совершил посадку, а затем взлет истребителя (МиГ-29К) с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси». Обе эти версии неправильны.

Ведь Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Аубакирову Токтару Онгарбаевичу звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» был датирован 31 октября 1988 года. Это не только гораздо раньше его полета в космос, но и чуть раньше его подвига на Черном море, совершенного 1 ноября 1989 года.

Присвоение звания Героя летчику Аубакирову на самом деле не итог какого-либо одномомент­ного подвига, а результат всей его целеустремленной жизни, неуемного стремления летать и «учить летать самолеты» на самом острие военно-воздушного технологического прогресса, на самом пределе способностей и возможностей человека и боевой машины.

К тому времени Токтар освоил более пяти десятков типов самолетов, среди которых МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификации, первым в мире совершил беспосадочный полет с двумя дозаправками в воздухе в район Северного полюса.

Так что Героем Токтар Аубакиров стал за выдающиеся достижения в небе – за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.

После полета в космос Центр «поскупился» на Звезду, наградив 72-го (и последнего) космонавта СССР орденом Октябрьской Революции. В ту пору утвердилась практика за второй полет не присваивать геройское звание, но ведь Токтар Аубакиров побывал в космосе единожды…

Однако в итоге справедливость восторжествовала, и вторая Звез­да – «Алтын жұлдыз» – засияла на мундире генерал-майора авиа­ции Т. О. Аубакирова: в 1995 году он был удостоен звания «Халық Қаһарманы» – высшей степени отличия в обретшем независимость и государственный суверенитет Казахстане.

Верность мечте

Хорошо известно, что небом будущий воздушный ас и космонавт заболел в раннем детстве. Об этом времени он не раз говорил, в том числе в сравнительно недавнем большом интервью «Главное – воспитывать в себе любовь к Родине», опубликованном информационным агентством Baige News.kz 20 августа 2020 года.

Он подчеркивал, что тогда самолеты вообще были редкостью. При этом санитарные самолеты летали в поселки по вызову. Это, он считает, было великое достижение.

И вот однажды ему и еще нескольким мальчишкам из поселка, где они жили, благодаря доброте летчика повезло «прокатиться» на таком санитарном самолете, впервые увидеть Землю с высоты. Восторгов было немеряно…

Этот полет прочно врезался в память и не отпускал. Мальчишка увлекся авиационным моделированием. Авиамодели, бывало, ломались – тогда, включая воображение и смекалку, находил все новые и новые технические решения. И планеры взмывали ввысь и парили, радуя юного конструктора и все больше утверждая в стремлении стать летчиком и смело покорять высоты огромного и неуклонно манящего к своим просторам и тайнам неба.

Сегодня в числе людей, заложивших базовые основы его характера и жизненного кредо, с огромной теплотой Токтар вспоминает свою маму и старшую сестру Бикен.

Мама Камия Енсебайкызы привила ему стремление учиться, быть честным с собой и людьми.

Сестра Бикен, заслуженный педагог и высокообразованный человек, привила стремление к знаниям, настойчивость и целеустремленность. Именно они в итоге стали одними из ключевых особенностей характера Токтара, четко формирующих вектор его устремлений и уверенно проводящих его через все сложности жизни.

О «летчицкой» мечте она, например, говорила: «Вот иди и добивайся своей мечты. С пути не сворачивай, не меняй своих взглядов». И непременно добавляла: «Для того чтобы стать летчиком, ты должен очень хорошо учиться».

В 1961 году Камия Енсебайкызы вместе с сыном Токтаром переехала в Темиртау. Будущий космонавт пополнил ряды рабочего класса, став учеником токаря на литейно-механическом заводе.

Волевая натура, он уже тогда выкладывался на все сто, если не больше, в 17 лет обосновавшись на Доске почета. Параллельно довершал среднее образование в школе рабочей молодежи, занимался в парашютной секции ДОСААФ и получил спортивный разряд, а затем в пилотской секции Карагандинского учебного авиацентра. Небо приближалось.

Наконец в июне 1965 года мечта начала реализовываться – он совершил первый самостоятельный полет. Это было только начало большого полета в будущее.

Дальше был Армавир. Высшее военное авиационное училище летчиков ПВО.

Небом тогда грезили миллионы мальчишек, восхищенно завидовавших всенародной популярнос­ти асов Великой Отечественной Александра Покрышкина, Ивана Кожедуба, Алексея Маресьева… А кумирами Токтара были и бесстрашные летчики-казахи Талгат Бегельдинов и его земляк Нуркен Абдиров, направивший горящий штурмовик в скопление вражес­кой техники…

Конкурс в училище «зашкаливал», оттого отбор был жестким. И вот тут Токтар ярко проявил еще два своих качества – обос­нованную уверенность в себе и острое чувство справедливости.

Об этом эпизоде он говорил в беседах с нами, подробно рассказал в уже отмеченном выше интервью.

Вот ситуация вкратце. При поступлении он прекрасно сдал основные экзамены. И на мандатной комиссии, принимавшей окончательный вердикт о прие­ме в училище, положительное решение сомнений не вызывало, несмотря на только что выявившийся «нюанс» – тройку по сочинению, что, в общем, влияния на решение о приеме в данном случае не оказывало. Что-то здесь было не так…

Этого объективно быть просто не могло – Токтар прекрасно знал тему (о первом космонавте Юрии Гагарине) и еще со школы очень хорошо владел русским литературным языком. Тогда он пошел на риск и заявил приемной комиссии, что полностью уверен в себе и в своем сочинении.

К счастью, его мнение было адекватно воспринято генералом – начальником училища, распорядившимся принести сочинение и вызвать проверявшего его преподавателя. Оказалось, что ошибок в сочинении не было, зато была огромная и непростительная ошибка преподавателя, бездоказательно обвинившего автора сочинения в возможном списывании, тем более с каким-то «национальным душком».

В итоге справедливость была решительно и полностью восстановлена.

Кстати говоря, еще раз с ущемлением возможностей по нацио­нальному признаку Токтар ­Аубакиров столкнулся, когда, уже будучи военным летчиком 1-го класса, нацелился стать летчиком-испытателем. Азиатов отчего-то не пускали в эту когорту, было такое негласное табу. Решился написать письмо Д. А. Кунаеву, аргументировав свое желание устремлением искать более трудный путь, опас­ную работу с наличием для нее необходимых данных.

Письмо это Динмухамед Ахмедович передал министру обороны Андрею Гречко – и перед летчиком открылись новые горизонты.

И снова – учеба, теперь в Школе летчиков-испытателей ЛИИ Министерства авиационной промышленности, которую окончил в 1976 году с квалификацией «летчик-испытатель 3-го класса». С этого момента и по 1991 год Токтар Аубакиров – летчик-испытатель, прошедший все ступени профессионального мастерства, вплоть до заместителя шеф-пилота Опытно-конструкторского бюро им. А. Микояна.

Испытывая новейшие самолеты, он продолжал настойчиво учиться, повышать уровень образования, технических знаний, умений и навыков. В 1979 году летчик-практик завершил обу­чение на вечернем отделении Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе по специальности «инженер-аэрогидромеханик». Уже работая по «морской тематике», защитил кандидатскую диссертацию «Светотехническая система посадки на авианесущих кораблях. Методика подготовки летного состава».

О самолете же, на котором «творил историю», отзывается как о близком, родном существе. В публикации ТАСС «Боевая птичка»: как летчик Аубакиров помог МиГ-29К обрести крылья», увидевшей свет 17 июля 2018 года, Токтар Онгарбаевич подчеркнул: «МиГ-29К» – детище, в создании которого я полностью принимал участие. Я очень много времени посвятил этой модели и потом совершенствованию облика в ЦАГИ. Я даже потом смог защитить докторскую диссертацию про этот самолет в Академии имени Жуковского в 1996 году».

Для нас профессия летчика овеяна ореолом романтики. На самом деле это не столько романтика (а она там, безусловно, есть), сколько тяжелый труд, требующий высокого профессионализма и предельной концентрации. И еще – благородная стезя летчика-испытателя «по определению», как говорят математики, связана с весьма серьезным риском.

Так, в 1977 году, когда Токтар Онгарбаевич и спутница его жизни Татьяна Михайловна образовали семейный союз, при испытании самолетов погибли 17 их знакомых. Сам Аубакиров в критических ситуациях трижды получал команду катапультироваться, но на характере, мастерстве и везении все же благополучно сажал машины. И, по словам летчика-испытателя, у него ни разу не возникло желания бросить «эту адскую работу». Даже от предложения стать космонавтом отказывался.

Верность себе.
И все-таки – исторический старт!

По рассказам самого Токтара Аубакирова, «очным» и в средст­вах массовой информации, он дважды отказывался от предложений лететь в космос. Первый раз такое предложение поступило от Министерства обороны СССР в 1978 году, второй – от министра авиационной промышленности СССР И. Силаева в 1985 году.

Причем второй раз были очень солидные перспективы – возглавить группу подготовки к полету нового космического корабля «Буран», а затем и полететь на нем в космос.

Оба раза Токтар отказался от заманчивых перспектив, оставался верен своему долгу и ответственнейшей миссии – «учить самолеты летать».

Тем более, что в 1985 году в знаменитейшем ОКБ гениального авиаконструктора Артема Микояна он входил в число двух (только!) ключевых испытателей-универсалов самого «широкого профиля», способных делать буквально все и реально готовых выполнять полеты любой сложности. Другие только приближались к этому уровню. Никак не мог он в такой момент отказаться от мечты и дела всей своей жизни, бросить все и покинуть легендарное ОКБ, являвшее­ся одним из столпов военно-воздушной мощи СССР.

Ситуация серьезно изменилась через 6 лет – в 1991 году. Близился объективно неизбежный распад прежде великой страны, начали коренным образом меняться приоритеты, больше следовало думать о будущем своего народа.

И в этих условиях, особенно после беседы с Нурсултаном
Назарбаевым, подчеркнувшим, что «казахи уже 30 лет ждут, когда с космодрома на казахской земле полетит в космос казах!», а иной достаточно подготовленной кандидатуры попросту нет, Токтар сменил свой жизненный вектор и направил его в просторы космоса. Тем самым по достоинству оценив всю огромную значимость и важность для нарождающейся суверенной страны этой миссии.

А Лидер Казахстана Нурсултан
Назарбаев со своей стороны в сложнейшей обстановке доживавшего последние месяцы Советского Союза предпринял поистине титанические усилия, чтобы этот полет состоялся. И эти усилия принесли успех.

К слову сказать, и дебют в космосе второго казаха – Талгата Мусабаева – стоил Елбасы больших усилий. Но ситуация была уже принципиально иной, и в итоге Талгат Амангельдиевич в общей сложности совершил космический хет-трик, причем дважды в качестве командира корабля.

Но вернемся к Токтару Аубакирову. Для его неизменной целеустремленности, нацеленности на результат и стремления все делать только хорошо и каждое дело доводить до конца характерно было то, что он никак не мыслил свой полет в качестве, как мы сказали бы сегодня, «космического туриста». Поэтому особо настоял на выполнении в ходе полета серьезной научной программы.

Как известно, такую программу разработала для него Академия наук республики в связке с пятью НИИ. Причем эта программа была в первую очередь ориентирована на потребности республики

Непосредственно обучение проведению исследований составило львиную долю четырехмесячного срока подготовки космонавта, рекордно короткого по современным меркам. Но опытнейший и высокопрофессиональный летчик-испытатель уже многое знал и умел.

«Союз ТМ-13» унес на орбиту Токтара Аубакирова, Александ­ра Волкова и австрийца Франца Фибёка 2 октября 1991 года. Продолжительность пребывания Аубакирова в космосе составила 7 дней 22 часа 13 минут.

В этом полете в космосе впервые прозвучала казахская речь – перед стартом, когда Т. Аубакиров доложил Президенту Казахстана о готовности к полету в космос с казахстанской земли, а также в сеансе связи с орбитального комплекса «Мир» космонавта с Н. Назарбаевым.

Как ученый особо остановлюсь на научной стороне экспедиции, ведь неспроста Токтар Онгарбае­вич позднее был избран почетным академиком Национальной инженерной академии (1997 год) и академиком НАН РК.

Он первым увидел из космоса и зафиксировал соляные вихри, поднимающиеся над пересыхаю­щим Аралом и распространяющиеся по большой территории, частично ответив на вопрос о причинах резкого снижения урожаев пшеницы и других агрокультур. Серией грамотно проведенных опытов привил картофелю устойчивость к морозам и засухе. И «космическим донором» послужил, систематически помещая заборы собственной крови, произведенные при различных режимах деятельности, в холодильник. И по части фармакологии многое сделал. В общем, на орбиту слетал, как на работу. Не по основному профилю, а как ученый, исследователь-универсал.

Главное же достижение заключается в том, что этим полетом сделан шаг и самим космонавтом, и нашей страной в принципиально новую эру – эру казахстанской космонавтики.

Дела земные

Из космоса народный любимец и гордость страны вернулся в политику. Молодое суверенное государство нуждалось в крупных, авторитетных личностях на ключевых постах.

Первый Президент назначал Героя первым заместителем председателя Государственного комитета по обороне РК, генеральным директором Национального аэрокосмического агентства, своим помощником, советником по обороне, оборонной промышленности и космосу, заместителем секретаря Совета безопасности РК.

Его харизма притягивала партии и политические движения, мечтавшие заполучить могучую фигуру в свои ряды. И депутатская стезя стала логическим продолжением «земной» карьеры.

Слава и «многозвездность» нисколько не изменили его. Он прост в общении, открыт, отзывчив на помощь. Дружбой с этим замечательным, очень волевым и внутренне цельным человеком я очень дорожу.

С признательностью и душевным теплом вспоминаю, как Таке согласился быть моим доверенным лицом во время парламентской предвыборной кампании 1994 года.

О, как энергично и вовсе не считаясь со временем, окунулся он в агитационную работу! С утра до поздней ночи организовывал и проводил встречи с населением, где и за кандидата убедительно выступал, и настроение поднимал у избирателей, довольных живым общением с эпохальной личностью.

А потом у нас дома, после подведения результатов очередного дня, охотно рассказывал моей маме Кенжетай Батырбековне, супруге и детям о космических и летных казусах. Великолепный рассказчик, он «гипнотически» завладевал нашим вниманием. Минуты и часы бежали незаметно.

…О Токтаре Аубакирове, человеке большого масштаба, чис­тых помыслов и дерзновенных устремлений, рассказывать можно бесконечно. Но важно подчеркнуть: сам он считает, что 99% успеха в больших и малых начинаниях дает трудолюбие и всего 1% – талант.

Мечтать и добиваться, идти к намеченной цели до конца, прилежно и настойчиво достигать пика мастерства в своем призвании – эти максимы Токтара Аубакирова полезно было бы взять на вооружение нашей молодежи. И патриотизму, беззаветной любви к Родине лучше любых учебников учат такие люди, настоящие герои нашего времени.

Юбиляр поныне сохраняет прекрасную физическую форму, ведя здоровый и активный образ жизни. Водитель с 58-летним стажем, он виртуозно управляет мощным внедорожником, зимой – снегоходом, а дома по вечерам крутит велоэргометр. Хобби – горные лыжи и охота. Он вечно в движении, и в солидном возрасте продолжая жить «на скоростях». Такая уж кипучая, неспокойная натура у нашего космического батыра.

Огромного здоровья Вам, уважаемый Токтар Онгарбаевич! Пусть еще долго продлится Ваш вдохновенный полет.

Популярное

Все
В Индустриальном парке Астаны вырастают новые заводы
Людьми движет желание жить в чистоте
Турнир по верховой езде собрал почти 40 особенных спортсменов
Стартовала декада мероприятий, приуроченных ко Дню Урала
Поплатилась за организацию азартных игр
В Алматы вернулись автоматы с газировкой
Главного эколога региона подозревают во взятке
Зарплаты «мертвым душам»
Любительский челлендж-заплыв состоялся в Бурабае
Игры кочевников стали частью международного форума
Отцовские заветы
Шесть казахстанских юниоров выступят на льду в Поднебесной
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Спасти уникальную породу лошадей вызвались специалисты конезавода «Кобыланды»
Ермек Маржикпаев: Будет нелегко, но мы настроены на результат
В Уральске запустят линию по выпуску эмалированного провода
Под вечер начинается смрад
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
«Цифра» на службе у недропользователей
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
Растет картофель для столицы
Наша сборная завоевала четыре «бронзы» на IBO 2024
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Борьба с саранчой: в двух регионах не удается завершить химобработку
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Кто в ответе за чистоту?
Первый в мире паром на водородном топливе запускают в Сан-Франциско
Стал уютным заброшенный пляж
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Эпос Султана Раева
Не сыпьте соль на сердце
Все, что вы еще не знали об ОСМС

Читайте также

Последний хан
Жизнь во имя народа
Свой Абай
Ахмет Жубанов: каноны и новый взгляд

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]