![](/media/news/2022/default.png)
– Мой ректорский стаж насчитывает около 20 лет. За эти годы мне приходилось многократно отчитываться, и эти отчеты носили различный характер, имели разнообразные формы и содержание, но сегодняшний мой отчет – особенный. Заявленный жанр – публичный отчет – предполагает в первую очередь его открытость и гласность и означает, что он совершается в присутствии общества и устроен для общества, – отметил Е. Сыдыков в самом начале своего выступления, обосновывая целесообразность своей встречи с аудиторией.
Он напомнил, что Евразийский национальный университет был основан Указом Президента РК Н. А. Назарбаева в 1996 году на основе объединения двух высших учебных заведений: Акмолинского педагогического (ЦГПИ) и Целиноградского инженерно-строительного института (ЦИСИ). Сегодня университет считается вузом международного уровня, является ведущим образовательным и научным центром, формирует интеллектуальную элиту государства. Учебное заведение по-прежнему сохраняет свои лидирующие позиции в международных и национальных рейтингах, став единственным вузом СНГ, который вошел в 2014 году в топ-50 молодых развивающихся вузов мира, открытых не более полувека назад. По результатам рейтинга QS World University Rankings, ЕНУ занял 38-е место. В мировом рейтинге веб-сайтов вузов Webometrics университет по результатам 2014 года был признан первым по Казахстану, а по результатам ранжирования образовательных программ бакалавриата, проводимого НААР, продолжает удерживать лидирующие позиции. Не менее знаковым событием в 2014 году стало получение премии Экономического совета СНГ в номинации «Услуги» за достижения в области качества продукции и высокоэффективные методы управления. Согласно данным международного рейтингового агентства «Эксперт РА», ЕНУ по праву получил рейтинговый класс D среди вузов СНГ. По данным ректора, каждый десятый молодой человек Астаны является учащимся ЕНУ. Ежегодно около 25% обладателей «Алтын белгі» и призеров республиканских и международных олимпиад и научных проектов выбирают ЕНУ в качестве альма-матер. Образовательная деятельность ведется по 168 специальностям высшего и послевузовского образования.
При этом Е. Сыдыков обратил внимание на то, что по некоторым специальностям имеется несколько образовательных программ. Для чего это нужно? Во-первых, это позволяет обучающимся уже в стенах университета научиться определять приоритетные направления своей будущей профессии; во-вторых, каждый студент может углубленно изучать интересующие аспекты выбранной им специальности; в-третьих, обучаться по программам, которые созданы по запросам конкретного предприятия. Таким образом, в нынешнем учебном году ЕНУ предложил для нового контингента обучающихся 188 уникальных образовательных программ: 71 для бакалавриата и 81 для магистратуры.
Ключевым в оценке эффективности деятельности вуза, по мнению Е. Сыдыкова, является востребованность выпускников и удовлетворенность работодателей их профессиональными качествами. Отсутствие признания работодателями высокого уровня подготовки выпускников может оказать негативное воздействие на рейтинговые позиции университета в казахстанском и международном сообществах. Возвращать утраченную репутацию гораздо сложнее, чем последовательно формировать ее. Образовательная деятельность университета строится с учетом пожеланий основных потребителей: обучающихся и работодателей. Начиная с 2015 года образовательные программы проходят обязательную экспертизу Комитета по экспертизе модульных образовательных программ, в составе которого не только ученые, но и представители профессиональных сообществ и студенты.
Обратил внимание ректор также на такой факт: в прошлом учебном году по заказу предприятий и организаций обучались 101 студент и 11 магистрантов. При этом показатели трудоустройства и занятости выпускников ЕНУ значительно выше республиканского уровня. В сравнении с прошлым годом процент трудоустроенных выпускников увеличился с 54% до 82%.
– Сегодня мы переходим к подготовке специалистов новой формации, – сообщил Ерлан Батташевич. – Слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это непродуктивный способ выучить что-либо. Обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо, – подчеркнул он и подробно рассказал, каким образом это будет происходить.
Важным шагом сближения университета и производства является функционирование филиалов кафедр на базе предприятий и организаций, которое носит взаимовыгодный интерес. Для университета – это повышение качества обучения и получение обучающимися компетенций, востребованных на производстве, а для предприятия – возможность подготовить и получить впоследствии высококвалифицированные кадры. С 2012 года начата работа по открытию филиалов кафедр на базе предприятий и организаций в целях укрепления связей кафедр с производством. В настоящее время функционирует 41 филиал кафедр на предприятиях, где проводятся занятия, научные исследования и профессиональные практики студентов и магистрантов.
Современный вуз, по признанию ректора, не может качественно организовывать свою образовательную деятельность без автоматизированного сопровождения. Можно еженедельно контролировать успеваемость своих детей – студентов – через портал вуза. Уже с текущего года расписания учебных занятий и экзаменов доступны через личный кабинет студента, преподавателя. Ведется работа по оцифровке учебно-научной литературы. Весь учебно-методический комплекс дисциплин находится в свободном доступе каждому студенту, магистранту, докторанту и преподавателям в электронном формате.
Одним из важнейших видов деятельности университета является научно-исследовательская работа. В качестве основных достижений ректор отметил выполнение научных исследований по приоритетным направлениям ГПИИР. В области физики – это ядерные, космические и нанотехнологии, в области химии и биологии – биотехнологии, в области точных наук – проблемы математического моделирования и информационных технологий, в области социально-гуманитарных наук – евразийские и тюркологические исследования и т. д.
В университете сформировались сильные научные школы. Профессор Сыдыков особо подчеркнул, что высокие результаты научных достижений ППС университета подтверждаются итогами конкурсов на соискание премий для ученых. В 2014 году профессорско-преподавательским составом университета выполнен 201 научный проект на общую сумму более 1, 63 млрд тенге. Все исследования проводились по приоритетным направлениям развития науки – энергетике, глубокой переработке сырья и продукции, информационным и телекоммуникационным технологиям, науке о жизни, интеллектуальному потенциалу страны. Руководство вуза эффективно использует все рычаги, чтобы привлечь талантливую молодежь. В университете создан и активно функционирует Совет молодых ученых. По результатам конкурса «Лучший совет молодых ученых в научных организациях и вузах РК» за 2014 год Совет молодых ученых ЕНУ был признан лучшим.
– Президент Казахстана – Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев поставил важную задачу – совершить инновационный прорыв в экономике. Для выполнения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований наш университет имеет развитую научно-инновационную инфраструктуру: НИИ, научно-исследовательские лаборатории, научно-производственные центры, которые обеспечивают функционирование полного цикла промышленного освоения разрабатываемых технологий от фундаментальных исследований до коммерциализации результатов НИОКР, – сообщил руководитель вуза, отметив, что ежегодно отмечается рост числа прикладных исследований, проводимых учеными университета.
В преддверии Международной выставки EXPO 2017 в университете реализуется ряд инновационных проектов по возобновляемым источникам энергии, энергосбережению, эффективным тепло-отопительным системам, утилизации отходов потребления и производства и другие. Особое внимание уделяется реализации НИР, направленной на развитие так называемых «зеленых» технологий или альтернативной энергетики. При этом ректор подчеркнул, что финансирование стартап-проектов осуществляется и поддерживается за счет собственных средств ЕНУ.
– Послание Президента нашей страны – Лидера нации Нурсултана Назарбаева «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» нацеливает на формирование личности будущего специалиста – патриота Родины, с высокой духовно-нравственной, межконфессиональной, межэтнической и правовой культурой. Очень многое зависит от гражданской позиции и энергии молодежных объединений. Они должны стать важным механизмом социализации молодежи, формирования у молодого поколения прогрессивных представлений и современных ценностей, – резюмировал руководитель вуза.
По окончании своего выступления Е. Сыдыков ответил на многочисленные вопросы аудитории.