
Вчерашний выпускник алматинской актерской мастерской и питерского режиссерского отделения взялся за постановку на сцене Восточно-Казахстанского областного драмтеатра классической пьесы «Доходное место». Комедия, написанная Александром Островским больше 160 лет назад, высмеивает взяточников и казнокрадов, у которых в ходу принцип «не пойман – не вор». Начальник Вышневский, его секретарь Юсов, начинающий карьерист Белогубов, вдова чиновника Кукушкина живут не по закону, а, как сейчас сказали бы, по понятиям. Увы, приходится признать, эти типажи не потеряли актуальность и сегодня. Как отметил выросший в Восточном Казахстане Рача Махатаев, он имеет представление о проблематике региона и считает пьесу точным попаданием в нее. «Хотелось бы верить, что зазвучав со сцены, тема дойдет до адресата», – заметил режиссер.
Спектакль поставлен в традиционной форме, но насыщен аллегориями. Причем чем ближе к финалу, тем больше пространства для размышлений. Декорации, костюмы, пластика – все это ребусы, которые должен разгадать зритель. Например, на недавнем студенте Жадове, идеалисте, мечтающем о чистой любви и жизни честным трудом, не то сутана священнослужителя, не то плащ Нео из культовой «Матрицы». Спина у него такая прямая, такая жесткая, что, кажется, сломается, если он решит согнуться. На его антиподе Белогубове, напротив, безразмерный сюртук и болтающийся красный галстук, похожий на ошейник. У молодого человека гуттаперчевый позвоночник и мелкие движения на полусогнутых ногах. Наконец, главный отрицательный персонаж, по задумке режиссера, внешне – просто воплощенное зло. Он одет в багровое с черным, дьявольски хихикает. Прямо господин Nечистый. На сцене как олицетворение мещанства мелькают платки, покрывала, кружат кровати. В глубине возникает и меркнет не то мираж, не то врата с изображением райской птицы… Действо непростое, нервное, но точно нескучное.
– На классике лежит слой хрестоматийности, и почему бы не сломать его, поменять взгляд на старую пьесу? – рассуждает молодой постановщик.
К слову, свой дебютный спектакль начинающий режиссер поставил в прошлом году в родном Семее. Местной взыскательной публике предложили свежее прочтение гоголевского «Ревизора». И зритель замечательно воспринял постановку.
– У меня пока нет списка произведений, которые бы я обязательно хотел поставить, – отметил режиссер. – Но есть желание взяться за темы, связанные с казахской историей, корнями. В театр, как мне кажется, приходят за ощущением равновесия, гармонии. И конечно, постановка, связанная с прошлым народа, отзовется в душе зрителя.
К слову, под крышей Восточно-Казахстанского областного драмтеатра действуют сразу 3 творческих коллектива – русская труппа, казахская и молодежная. Такое стало возможно только в годы независимости. Творчество кипит. В репертуаре казахской труппы, открывшей свой первый сезон в 2000 году, сегодня спектакли по произведениям Абая, Габита Мусрепова, Оралхана Бокеева, Касыма Кайсенова и других выдающихся авторов. Молодежный театр, созданный в 2015 году, уже отметился музыкально-пластическими постановками «Алтай түркі әлемінің бесігі – бөрілер», «Жүрек қағысы». В нынешнем году труппа представила мюзикл о любви и верности «Аршин мал алан» по произведению Узеира Гаджибекова. Причем постановщиком выступил приглашенный режиссер из Грузии Гоча Хвичиа.
– Актерский состав театра восприимчив к новому, – заключил молодой постановщик Рача Махатаев. – В репертуаре спектакли на самые главные темы – истории, нравственности, верности идеалам. Театр является своеобразным символом единства и согласия народа Казахстана.